Дело № 2-995/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2015 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Улеевой С.Г.,
с участием представителя заявителя Дмитриевой О.В.,
помощника прокурора Каратузского района Ланг К.В.,
заинтересованного лица Мамедова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» об оспаривании представления прокурора Каратузского района,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» в лице Минусинского межрайонного отделения обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Каратузского района от 19.08.2015 г., внесенного в адрес руководства Минусинского отделения. В данном представлении прокурор требует рассмотреть представление, безотлагательно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а также вернуть на лицевой счет абонента Мамедова денежные средства, уплаченные им за необоснованное отключение и подключение подачи электроэнергии. Также прокурор потребовал решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Полагая данное представление незаконным и необоснованным, заявитель указал на несоответствие требования прокурора о привлечении работников к дисциплинарной ответственности, положениям ст. 22, ст. 192 Трудового кодекса РФ, в силу которых привлечение к дисциплинарной ответственности работника является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, полагает, что нарушения закона при введении режима ограничения подачи электроэнергии абоненту Мамедову, на которые указано в представлении, не были допущены. По указанным основаниям просил признать незаконным представление прокурора Каратузского района от 19 августа 2015 года.
В судебном заседании представитель заявителя- Дмитриева О. В. (полномочия подтверждены доверенностью <> от <> г.), поддержав заявление, пояснила, что представление, внесенное прокурором Каратузского района в адрес руководителя Минусинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» об устранении нарушений закона при введении режима ограничения подачи электроэнергии абоненту Мамедову, является незаконным и необоснованным, поскольку таких нарушений, на которые указано в представлении, энергосбытовой организацией не допущено. Действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предусмотрен порядок введения режима ограничения подачи коммунальных услуг. В частности указывается на возможность ограничения подачи электроэнергии в случае наличия у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем 2 месячных размера платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления услуги. По состоянию на 03 июля 2015 г. абонент Мамедов имел задолженность по оплате электроэнергии в размере 2731,82 руб. за июнь. Данный размер рассчитан по окончанию расчетного периода -30 июня 2015 г. расчетным способом, поскольку абонентом не были предоставлены показания прибора учета. Сумма начислена за потребленные 1307 кВт.ч., что превышает 2 месячных норматива потребления, который для данного абонента составляет 220 кВт.ч в месяц. 03 июля при вручении абоненту уведомления о наличии задолженности Мамедову разъяснено на необходимость в течение 20-ти дней оплатить стоимость потребленной электроэнергии. 06 июля абонент частично оплатил задолженность в размере 1078 руб. Принимая во внимание, что по истечении 20-ти дней со дня получения уведомления Мамедов полностью не погасил задолженность. 24 июля данному абоненту прекращена подача электроэнергии. После полного погашения задолженности, 04 августа подача электроэнергии возобновлена. Полагает, что указанные действия полностью соответствуют действующему законодательству, в связи с чем представление прокурором внесено необоснованно. Кроме того, прокурор не обладает полномочиями по понуждению работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Просила удовлетворить заявление в полном объеме.
Помощник прокурора Каратузского района Ланг К. В. возражая против заявления, пояснила, что в прокуратуру Каратузского района обратился Мамедов А.Г. с жалобой на действия энергосбытовой организации, выразившиеся в прекращении подачи электроэнергии в его жилой дом по <>. В ходе проверки, проведенной по данной жалобе, установлено, что <> Мамедову вручено уведомление о наличии задолженности за потребленную электроэнергию за июнь в размере 2731 руб. Задолженность предлагается погасить в течение 20-ти дней со дня получения уведомления, в противном случае будет введено ограничение подачи электроэнергии. Хотя, согласно действующему законодательству, указанная сумма до 10-числа не являлась задолженностью, поскольку абонент обязан производить оплату за потребленную услугу до 10-ого числа месяца, следующего за истекшим. Кроме того, размер платы за июнь был исчислен расчетным способом, поскольку абонентом не переданы показания прибора учета, а 03 июля данные показания были предоставлены, в связи с чем произведена корректировка суммы путем снижения до 1291,1 руб. До 10-ого числа, а именно 06 июля Мамедов оплатил 1078 руб., в связи с чем недоплата составила 213,1 руб. Однако 20 июля абоненту вручено извещение о введении ограничения подачи электроэнергии с 24 июля в случае непогашения задолженности в размере 1653,82 руб. 24 июля подача электроэнергии прекращена. Подобные действия энергосбытовой организации являются незаконными, поскольку уведомление о возможном введении ограничения режима потребления электроэнергии должно быть вручено абоненту Мамедову не ранее чем после 10 июля, так как до указанной даты он вправе самостоятельно оплатить за потребленную им в июне электроэнергию. Только после 10 июля абоненту возможно устанавливать 20-тидневный срок для погашения задолженности, а в случае неоплаты- вводить режим ограничения потребления электроэнергии. Однако в июле абонент полностью оплатил стоимость потребленной им электроэнергии, в том числе и за июль. Поскольку действия энергосбытовой организации противоречат действующему законодательству и нарушают права гражданина, в адрес руководителя Минусинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. В данном представлении, помимо требования рассмотреть и принять меры к устранению нарушений закона, содержится требование рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. При этом прокурор не требует от работодателя безусловного привлечения работников к ответственности, а лишь требует рассмотреть вопрос об этом. Окончательное решение о наличии либо отсутствии в действиях работника дисциплинарного проступка должно быть принято работодателем. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Мамедов А. Г., который в судебном заседании поддержал позицию прокурора, указав, что задолженности за потребленную электроэнергию он не имеет. Оплату производил в установленные сроки в соответствии с показаниями прибора учета. На день прекращения подачи электроэнергии недоплата составила всего 200 руб.. Полагает, что прекращение подачи электроэнергии произведено незаконно, поэтому он обратился в прокуратуру Каратузского района с жалобой на действия энергосбытовой организации.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу п. 3 ст. 22 данного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
На основании ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению.
Судом установлено, что исполняющим обязанности прокурора-заместителем прокурора Каратузского района 19 августа 2015 года в адрес директора Минусинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» внесено представление <> «Об устранении нарушений правил предоставления коммунальных услуг», в котором потребовано рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района; безотлагательно принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и недопущению подобных нарушений в дальнейшей работе; вернуть на лицевой счет абонента Мамедова денежные средства, уплаченные им за необоснованное отключение и подключение; решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору в течение месяца со дня внесения представления.
Причиной внесения представления послужила поступившая в прокуратуру Каратузского района жалоба Мамедова А.Г. о нарушении его прав как потребителя коммунальных услуг, выразившееся в прекращении подачи электрической энергии в принадлежащее ему жилое помещение, расположенное по адресу <> края.
Из материалов надзорного производства по жалобе Мамедова А.Г., представленных прокуратурой Каратузского района и исследованных в судебном заседании, установлено, что Мамедов А.Г. является потребителем услуг по договору энергоснабжения. Поставщиком услуг является ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Минусинского межрайонного отделения. Оплата услуг производится абонентом на основании показаний прибора учета, установленного в жилом помещении по адресу <> и сведения о котором внесены в финансово-лицевой счет № <>.
Из сведений, содержащихся в финансово-лицевом счете, следует, что <> абоненту произведено начисление оплаты за потребленную электроэнергию на основании показаний прибора учета. За потребленный объем 755 кВт.ч абоненту начислено 1539,5 руб. С учетом имевшейся на указанную дату переплаты, размер оплаты составил 1175,39 руб. Оплата произведена в полном объеме <> г.
В июне 2015 г. абонентом не переданы показания прибора учета, в связи с чем 30 июня энергоснабжающей организацией произведено начисление оплаты расчетным способом. Размер платы составил 2731,82 руб. за 1307 кВт.ч.
<> абоненту Мамедову А.Г. вручено уведомление о наличии задолженности за потребленную им в июне электроэнергию, в размере 2731,82 руб. При этом предложено в течение 20-ти дней со дня получения уведомления, погасить данную задолженность. В случае задержки платежей или неполной оплаты задолженности в течение установленного в уведомлении срока, ОАО «Красноярскэнергосбыт» вынуждено ввести ограничение подачи электроэнергии с <>__, и в случае дальнейшей неоплаты по истечение 30 дней со дня введения ограничений приостановить подачу электроэнергии путем отключения. При отсутствии технической возможности введения ограничения подача электроэнергии будет приостановлена с <> до погашения задолженности.
В тот же день, то есть <>, сняты показания прибора учета, в связи с чем установлен фактический объем потребленной электроэнергии за июнь. Объем составил 640 кВт.ч (на 667 кВт.ч меньше, чем указано в уведомлении от <> г.). Соответственно оплата за потребленную в июне электроэнергию составила 1291,1 руб., а не 2731,82 руб., как указано в уведомлении.
06 июля абонентом произведена оплата в размере 1078 руб., что на 213,1 руб. меньше размере платы исходя из фактического объема потребленной энергии.
20 июля <> абонента-М вручено извещение о введении ограничения подачи электроэнергии с <> При отсутствии технической возможности введения ограничения подача электроэнергии будет приостановлена с <> до погашения задолженности.
<> составлен акт о полном ограничении подачи электроэнергии бытовому потребителю-должнику Мамедову А.Г. по адресу <>.
23 июля, то есть до введения ограничения, абонентом переданы показания прибора учета, на основании которых начислена оплата за потребленную электроэнергию за июль. С учетом недоплаты за июнь в размере 213,1 руб., размер платы за июль составил 744,66 руб.
30 июля абонентом оплачено 790 руб., что подтверждается чеком-ордером ОАО Сбербанк России от <> г.
03 августа абонентом произведена плата за отключение и подключение электроснабжения в сумме 2178,14 руб.
04 августа подача электроэнергии абоненту Мамедову А.Г. возобновлена, о чем составлен соответствующий акт.
В силу положений ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
На основании части 1 статьи 155 указанного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не представленному исполнению.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании пп. "д" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В силу п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в установленном порядке.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п. 118 Правил).
Таким образом, в целях подтверждения законности предупреждения об отключении электроэнергии и последующего отключения, энергоснабжающая организация должна подтвердить наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги, в данном случае услуги по электроснабжению, в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за данную коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Между тем, установлено на основании данных финансово-лицевого счета, что по состоянию на 10 июля 2015 г., то есть на дату, до которой в силу вышеприведенных положений законодательства, абонентом должна быть произведена оплата за потребленную электроэнергию за предшествующий месяц, недоплата составляла 213,1 руб.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4283 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края» установлен норматив потребления услуг по электроснабжению жилых помещений.
По данным энергосбытовой организации, норматив потребления для абонента Мамедова А.Г. составляет 220 кВт.ч в месяц, поскольку по учетным данным он значится проживающим один в трехкомнатном жилом помещении.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 31.03.2015 г. № 39-п внесены изменения в ранее действующий приказ от 19.12.2014 г. № 350-п «об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «Красноярскэнергосбыт» и на 1 полугодие 2015 года для населения, проживающего в сельской местности, установлен тариф в 1,33 руб. в пределах социальной нормы потребления.
Таким образом, с учетом установленной для абонента социальной нормы в 220 кВт.ч в месяц, стоимость электроэнергии, потребленной в пределах данной нормы, составляет 220х1,33=292,6 руб. Соответственно за 2 месяца размер платы за электроэнергию, потребленную в пределах социальной нормы, составит 585,2 руб. (292,6х2).
Между тем, как указывалось выше, задолженность Мамедова А.Г. на <> составила 213,1 руб., что значительно меньше двух месячных размеров платы. Оплата за электроэнергию, потребленную в течение июля, подлежала внесению абонентом в срок до <>.
Наличие указанных обстоятельств явилось поводом для внесения прокурором представления в адрес руководителя Минусинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт».
Согласно п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 84-О от 24.02.2005, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.
Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, лицо, в отношении которого внесено представление, в течение месяца обязан рассмотреть данное представление и сообщить прокурору о результатах рассмотрения, в том числе о своем несогласии с внесенным представлением, то есть отказать в удовлетворении данного представления.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и учитывая, что у прокурора Каратузского района имелись основания для принятия мер прокурорского реагирования по отношению к ОАО «Красноярскэнергосбыт»" путем направления представления от 19.08.2015 г. с требованием об устранении нарушений закона, суд приходит к выводу о том, что прокурор действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Также в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности (в том числе дисциплинарной) принадлежит прокурору, обязанность должностного лица рассмотреть данное представление и о результатах рассмотрения дать мотивированный ответ.
При этом из содержания оспариваемого представления следует, что прокурор требует решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона. Данная формулировка не свидетельствует об императивном характере требования, поскольку фактически предлагает ОАО «Красноярскэнергосбыт» самостоятельно решить данный вопрос, о чем сообщить прокурору в установленный законом срок.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что прокурором Каратузского района не допущено вмешательства в исключительную компетенцию юридического лица, а также нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого представления, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» в удовлетворении заявления об оспаривании представления прокурора Каратузского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий