РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Объедкова А.А.,
при секретаре Кореневой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-418 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> к Плотникову ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> (далее также – ИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Плотникова А.В., <данные изъяты> недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательной медицинского страхования за расчетный период 2020 года: налог размере 7905,04 руб., пеня в размере 23.52 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2020 года: налог в размере 30441,81 руб., пеня в размере 90,56 руб. на общую сумму 38460.93 рублей.
В обоснование административного иска указано, что Плотников А.В. являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемые налоговые периоды в связи с наличием объектов налогообложения. В силу п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в сроки, установленные действующим законодательством. Налоговые уведомления получены административным ответчиком в соответствии с положениями п. 2 ст. 11.2, п. 4 ст. 31, п. 4 ст. 52 НК РФ. Однако в установленный срок Плотников А.В. не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, поэтому налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Также в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, которые получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ. Поскольку в установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога не исполнила, ИФНС в порядке ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пеней был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика. На основании письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № КЧ-4-8/12644 и в соответствии с приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгом централизованы на базе ИФНС в полном объеме. В соответствии с Положением Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности. Пунктом 6.9.5 указанного Положения предусмотрено, что Инспекция предъявляет в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов с физических лиц в случаях, предусмотренных ст. 48 НК РФ. Налоговая задолженность административным ответчиком до настоящего времени не уплачена, что и послужило основанием обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Представитель административного истца, заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция ФНС России № по <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Плотников А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что с рассматриваемым административным иском обратился уполномоченный государственный орган, действующий в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Как предусмотрено п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.
На основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» административный ответчик в период, в который она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ полномочия администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из п. 1 ст. 75 НК РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается. Как следует из материалов дела, на основании ст. 31 НК РФ административному ответчику ИФНС был начислен налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.
В направленных ответчику требованиях установлены сроки уплаты налогов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пеней, Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней: в требовании от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 38346,00 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные требования считаются полученными ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению МИ ФНС № по <адрес> мировым судьей судебного участка № Ставропольского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ на взыскание с Плотникова А.В. спорной налоговой задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен по заявлению должника.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Как установлено пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что указанный выше срок обращения в суд в исполнения требования № не истек.
Судом также установлено, что до настоящего времени налогоплательщиком Плотниковым А.В. требования Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> не исполнены, в связи с чем у него имеется задолженность в вышеуказанной сумме.
Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> подлежит удовлетворению и с Плотникова А.В. следует взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательной медицинского страхования за расчетный период 2020 года: налог размере 7905,04 руб., пеня в размере 23.52 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2020 года: налог в размере 30441,81 руб., пеня в размере 90,56 руб. на общую сумму 38460.93 рублей.
На основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец, являясь государственным органом, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобожден.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и зачисляется в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между нормой права, предусмотренной ч. 1 ст. 114 КАС РФ, и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Плотникова А.В. следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 1353,83 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Плотникову ФИО6 о взыскании задолженности по налогам и пеней удовлетворить. Взыскать с Плотникова ФИО7 <данные изъяты> проживающему по адресу: <адрес> задолженность (недоимку) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательной медицинского страхования за расчетный период 2020 года: налог в размере 7905,04 руб., пеня в размере 23.52 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2020 года: налог в размере 30441,81 руб., пеня в размере 90,56 руб. на общую сумму 38460.93 рублей.
Взыскать с Плотникова ФИО8 в доход бюджета муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 1353 рублей 83 копеек по следующим реквизитам:
Вид платежа: Госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
Код бюджетной классификации: 182 1 08 03010 01 1000 110
Получатель: УФК по <адрес>
(МИ ФНС России № по <адрес>),
ИНН 6325029638, КПП 632501001,
р/с 40№ в ГРКЦ ГУ Банка России
по <адрес>,
БИК 043601001, ОКТМО 36650444
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.А. Объедков
Решение вынесено в окончательной форме 21 сентября 2022.
Судья А.А. Объедков