Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2183/2017 ~ М-2196/2017 от 08.08.2017

Дело № 2-2183/2017                         27 сентября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,

при секретаре Троицкой В.В.,

с участием:

истца Акуловой Т.В.,

представителя ответчика Фалитновой Л.В., действующей на основании доверенности от 22.08.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 27 сентября 2017 года гражданское дело по иску Акуловой Т.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Акулова Т.В. обратилась в Магаданский городской суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) (далее - УПФР в г. Магадане Магаданской области (Межрайонное)) о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Указав в обоснование, что с <данные изъяты> года по настоящее время работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » г. Магадана. 19.06.2017 г. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность.

Однако в ее назначении было отказано ввиду отсутствия необходимо специального стажа работы. Из ее педагогического стажа были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: <данные изъяты>.

Считает, что указанные периоды подлежат включению в стаж. Повышение квалификации педагогическим работником является частью педагогической работы. В указанные периоды за ней сохранялось место работы, заработная плата и уплачивались страховые взносы.

Просила признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) от 01 августа 2017 года незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>, обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 19 июня 2017 года.

Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Решением УПФР в г. Магадане Магаданской области (Межрайонное) от 01.08.2017 г. Акуловой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей на момент обращения истца 19.06.2017 г. за назначением страховой пенсии составил <данные изъяты> при требуемом 25 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. При этом, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения, права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 89 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление системой образования включает в себя подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 г. № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках», ратификация которой состоялась 27.05.2014 г., период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Согласно приведенной Конвенции, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Аналогичные положения были предусмотрены статьями 112, 116 Кодекса законов о труде РСФСР.

Истец находилась на курсах повышения квалификации в период ее работы в должности учителя истории и обществознания <данные изъяты>, в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе <данные изъяты> в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Магадана, работа в котором в течение года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665, списком и Правилами утвержденными Постановлением № 781 от 29.10.2002 г., засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей преподавательской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтвержден сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии от 28.08.2017 г., приказами о направлении работника на курсы повышения квалификации от 01.10.1993 г., 26.12.1997 г., 08.02.2012 г., 16.03.2012 г., 09.10.2012 г., 19.04.2013 г., 04.12.2013 г., 09.01.2014 г., 11.12.2014 г., 27.11.2015 г., приказами Управления образования мэрии г. Магадана о повышении квалификации от 26.09.2007 г., 23.10.2007 г.

В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

При указанных обстоятельствах, решение УПФР в г. Магадане Магаданской области (Межрайонное) от 01.08.2017 г. об отказе Акуловой Т.В. в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей не может быть признано законным и обоснованным.

Исходя из продолжительности стажа учтенного ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области (Межрайонное), и дополнительной продолжительности специального стажа по включенным судом периодам работы, общая продолжительность специального стажа истца на 19.06.2017 года составляет более 25 лет, что достаточно для назначения страховой пенсии по старости лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона.

Поэтому требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с ГУ УПФР России по Магаданской области, то есть с 19.06.2017 г. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 88 и 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из представленного в материалы дела чек-ордера от 08.08.2017 г. следует, что при подаче настоящего иска в суд истцом была уплачена в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Акуловой Т.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, взыскании расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить.

Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) от 01 августа 2017 года незаконным.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) назначить Акуловой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости с 19 июня 2017 года.

Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (Межрайонное) в пользу Акуловой Т.В. расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 02 октября 2017 года.

Судья                                    Т.В. Волкова

2-2183/2017 ~ М-2196/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акулова Татьяна Владимировна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане МО (межрайонное)
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Волкова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
magadansky--mag.sudrf.ru
08.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2017Передача материалов судье
11.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2017Дело оформлено
13.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее