Решение по делу № 2-3833/2016 от 22.09.2016

Дело № 2-3833/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь                            10 ноября 2016 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Катаева О.Б.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца Сангаджиевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестакова А. М. к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Шестаков А.М. обратился в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее – ДЗО) от (дата) №... в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <АДРЕС>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка.

Требование мотивировано тем, что истец обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>. (дата) решением ДЗО отказано в предоставлении земельного участка. В обосновании данного решения указано, что с заявлением обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. С данным отказом истец не согласен, поскольку право инвалидов на первоочередное получение земельного участка, не поставлено в зависимость от наличия каких-либо условий. Подтверждением нуждаемости Шестакова А.М. в земельном участке являются справка об установлении инвалидности, уведомление из ЕГРП, справка ГУП ЦТИ. Отказ нарушает права истца на первоочередное получение земельного участка как инвалиду.

Истец Шестаков А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на требованиях настаивал.

Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель ответчика ДЗО администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве представитель указал, что с требованиями не согласен, поскольку истцом не представлено доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Закон), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 17 этого же Закона, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пп. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 3 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В судебном заседании исследованными документами установлено, что Шестаков А.М. является инвалидом второй группы, по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 16).

(дата) Шестаков А.М. обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении ему в аренду без проведения торгов на 20 лет земельного участка площадью <.....> кв.м. с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м. расположенного по адресу: <АДРЕС>, для индивидуального жилищного строительство (л.д. 33).

На данное заявление решением от (дата) №... ДЗО отказало в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в администрации г. Перми отсутствует информация о постановке Шестакова А.М. на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях (л.д. 9-10).

Шестаков А.М. и ФИО3 состоят в зарегистрированном браке.

В обоснование своих доводов истцом представлены: выписка из ЕГРП, согласно которой Шестакову А.М. на праве собственности принадлежал: жилой дом с надворными постройками, площадью 122,7 кв.м., дата прекращения права собственности (дата) (л.д. 13).

Согласно данным ГУП «ЦТИ Пермского края» и Управления Росреестра Шестаков А.М. не имеет в г. Перми объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности (л.д. 11, 12).

По данным ГУП «ЦТИ» Шестакова И.П. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности.

Шестаков А.М. является нанимателем изолированного жилого помещения (часть жилого помещения), состоящее из одной комнаты в жилом доме по адресу: <АДРЕС>, что подтверждается копией договора найма жилого помещения от (дата) Согласно выписки из ЕГРП указанное жилое помещение находится в собственности ФИО2 (л.д. 14), площадь жилого помещения составляет 87,8 кв.м.

Из ответа МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» следует, что в период с (дата) по (дата) договор социального найма с Шестаковым А.М., ФИО3 на территории г. Перми не заключался.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Шестаков А.М. является инвалидом второй группы, бессрочно, жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет, проживает в жилом доме по договору найма, принадлежащем ФИО2, в силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, по смыслу ч. 1 и 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Шестаков А.М. имеет право на предоставление ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Доказательств о наличии у истца иных жилых помещений либо прав на иные жилые помещения ответчиком не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлены доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий, опровергаются предоставленными доказательствами.

Таким образом, решение департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата) №... в части отказа в предоставлении истцу земельного участка без проведения торгов, следует признать незаконным.

Частью 5 ст. 19 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2).

В соответствие с положениями ст. 39.1 ЗК РФ, основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности являются (в том числе) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о заключении договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Учитывая, что положения п. 14 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не предполагает обязанности органов местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок в собственность, в удовлетворении требований в части признания отказа по предоставлению конкретного земельного участка следует отказать.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Как установлено статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельный участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

С учетом требований изложенных норм, исключительной компетенции органа местного самоуправления вопроса о предоставлении земельного участка гражданину, суд считает возможным возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

В остальной части исковых требований Шестакову А.М. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шестакова А. М. удовлетворить в части.

Признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата) №... в части отказа в предоставлении земельного участка Шестакову А. М..

Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Шестакова А. М. о предоставлении земельного участка.

В удовлетворении остальной части требований Шестакову А. М. к департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

(Мотивированное решение составлено 17 ноября 2016 года).

    <.....>

<.....>. Судья                     Катаев О.Б.

2-3833/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шестаков А.М.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
22.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2016Передача материалов судье
26.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2016Предварительное судебное заседание
10.11.2016Предварительное судебное заседание
10.11.2016Судебное заседание
17.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее