Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1974/2019 ~ М-1547/2019 от 17.06.2019

Дело № 2-1974/2019

24RS0035-01-2019-002057-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2019 года                                 г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Арнста А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Арнста А.А. с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска (далее УСЗН города Минусинска, ответчик), о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Арнста А.А., в ходе которой установлено, что Арнст А.А. является инвалидом <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, ему до 01.11.2018 г. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %. В связи с поступившими сведениями о наличии у Арнста А.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг более двух месяцев, ответчиком принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.10.2018 г., а с 01.11.2018 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Принятое решение УСЗН города Минусинска прокурор считает незаконными и просит суд признать решения УСЗН города Минусинска о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов с 01.11.2018 г. на оплату жилищно-коммунальных услуг; с 01.01.2019 г. на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива Арнсту А.А. незаконными; обязать УСЗН города Минусинска возобновить предоставление Арнсту А.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов с 01.01.2019 г. на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; с 01.11.2018 г. на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 %: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Гайфулина А.Е. поддержала исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Арнст А.А. и представитель Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 25, 26, 28).

Ответчика УСЗН города Минусинска в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 25, 31), к судебному заседанию руководитель УСЗН города Минусинска Хаметшина Н.А. предоставила возражения на исковое заявление, в которых указала, что в связи с наличием задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление мер социальной поддержки Арнсту А.А. было приостановлено с 01.10.2018 г. и прекращено с 01.11.2018 г. на предоставление мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, с 01.01.2019 г. на приобретение и доставку твердого топлива, о чем Арнсту А.А. были направлены соответствующие уведомления, полагает, что данные решения УСЗН города Минусинска законными и обоснованными. После предоставления документов о погашении Арнстом А.А. задолженности оплаты коммунальных услуг, последнему с 01.07.2019 г. назначены меры социальной поддержки, как реабилитированному лицу (более выгодному основанию, включения всех членов семьи), на оплату коммунальных услуг и на приобретение и доставку твердого топлива. Прокурор произвольно определил объем мер социальной поддержки инвалиду, предоставленных Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социально защите инвалидов в Российской Федерации», и просит в нарушение данного закона, назначить инвалиду меры социальной поддержки с 01.01.2019 г. на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, то есть до 100 %. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2018 г. № 410 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Просила в удовлетворении требований отказать, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя УСЗН города Минусинска (л.д. 12-14).

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

При этом, подпунктом «г» п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).

В соответствии с пп. «А» п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Пунктами 58, 59 Правил предусмотрено, что при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.

На основании пп. «г» п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В соответствии с ч. 13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судом установлено, что Арнст А.А. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ (л.д. 6); зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 7).

УСЗН города Минусинска принято решение о приостановлении Арнсту А.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2018 г., в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о чем ему направлено уведомление от 10.10.2018 г. № 5147 (л.д. 9). 15.11.2018 г. УСЗН города Минусинска Арнсту А.А. направлено уведомление № 5708 о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.11.2018 г. на оплату жилищно-коммунальных услуг, с 01.01.2019 г. на оплату и доставку твердого топлива, в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 9 оборот).

Согласно протоколам назначения субсидии на топливо и на электроэнергию от 02.07.2019 г., Арнсту А.А. предоставляются меры социальной поддержки с 01.01.2019 г. на топливо и с 01.07.2019 г. на электроэнергию (л.д. 17-23).

В п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

В ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.

Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчикам приостановлено, а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.

Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Доводы ответчика в письменном возражении на исковое заявление о том, что применению подлежат положения п.п.1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, в редакции Закона Красноярского края от 4 февраля 2016 года 10-4209, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Соответственно, наличие у материального истца задолженности оплате жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в прекращении мер социальной поддержки инвалиду в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате жилищно-коммунальных услуг, по оплате и доставке твердого топлива.

Таким образом, требование прокурора о признании незаконным решения УСЗН города Минусинска о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов с 01.11.2018 г. на оплату коммунальных услуг; с 01.01.2019 г. на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива Арнсту А.А.; возложении обязанности на УСЗН города Минусинска возобновить с 01.11.2018 г. предоставление Арнсту А.А. мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подлежат удовлетворению, поскольку наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может являться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки.

Поскольку ответчиком в добровольном порядке возобновлено с 01.01.2019 г. предоставление Арнсту А.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, законных оснований для возложения на УСЗН города Минусинска указанных мер с 01.01.2019 г. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов с 01.11.2018 г. на оплату коммунальных услуг; с 01.01.2019 г. на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива Арнсту А.А..

Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска возобновить с 01.11.2018 г. предоставление Арнсту А.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-1974/2019 ~ М-1547/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Арнст Анатолий Александрович
Минусинский межрайонный прокурор
Ответчики
УСЗН
Другие
Министерство социальной политики
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Патов Сергей Михайлович
Дело на сайте суда
minusa--krk.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2019Передача материалов судье
24.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2019Подготовка дела (собеседование)
09.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее