Дело № 2а-4993/2019
66RS0003-01-2019-004939-11Мотивированное решение изготовлено 27.11.2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 ноября 2019 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю. В., при секретаре судебного заседания Голдыревой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к Коноваловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
МИФНС № 32 по Свердловской области обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что Коновалова Е. В. состоит на налогом учете в качестве налогоплательщика, так как является собственником земельных участков. Налоговый орган исчислил в отношении земельных участков ответчика сумму земельного налога. В связи с неисполнением налогоплательщиком Коноваловой Е. В. обязанности по уплате земельного налога, административным истцом в адрес ответчика в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования об уплате налога. Из требований об уплате налога № *** от 02.08.2017, № *** от 09.09.2016 и расчетов к ним следует, что налоговый орган исчислил в отношении принадлежащих административному ответчику земельных участков сумму пени, начисленных на недоимку по земельному налогу, в размерах 36347 руб. 50 коп., 31533 руб. 10 коп. соответственно. В связи с оплатой и уменьшением расчета пени остаток составляет 34137 руб. 49 коп. Доказательств уплаты пени в заявленном размере ответчиком не представлено.
На основании изложенного, просит взыскать с административного ответчика пени, начисленные на недоимку по земельному налогу, в размере 34137 руб. 49 коп.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции и в срок (л.д. 35, 36, 63).
В судебном заседании 22.10.2019 представитель ответчика Панов С. В., действующий на основании доверенности от 06.04.2016, диплома ***, возражал относительно доводов и требований административного искового заявления, суду пояснил, что административный истец заявляет требования о взыскании пени, которые начислены с 01.12.2015. Вместе с тем, к этому времени земельный налог был фактически уплачен и оснований для начисления пени не имелось.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга (л.д. 33, 34).
С учетом изложенного, положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке – в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. п. 1-4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе: 1) уплачивать законно установленные налоги; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база по земельному налогу определяется на основании ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом по земельному налогу признается год (ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней (п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1-4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Коновалова Е. В. состоит на налогом учете в качестве налогоплательщика, так как является собственником земельных участков.
В связи с неисполнением налогоплательщиком Коноваловой Е. В. обязанности по уплате земельного налога, административным истцом в адрес ответчика в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования об уплате налога.
Из требований об уплате налога № *** от 02.08.2017, № *** от 09.09.2016 и расчетов к ним следует, что налоговый орган исчислил в отношении принадлежащих административному ответчику земельных участков сумму пени, начисленных на недоимку по налогу, в размерах 31533 руб. 10 коп. и 36347 руб. 50 коп., соответственно (л.д. 19, 20).
Административным истцом представлен расчет пени и заявление, из которого следует, что в связи с оплатой и уменьшением расчета пени остаток составляет 34137 руб. 49 коп.
Согласно ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Коноваловой Е. В., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал по требованию № 45709 от 09.09.2016 – 18.04.2017, к мировому судье судебного участка №8 Кировского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился посредством постовой связи только 17.05.2019, то есть с нарушением, установленного срока на два года и один месяц (административное дело № 2а-569/2019 по заявлению МИФНС России № 32 по СО к Коноваловой Е. В. о взыскании налогов).
По требованию № 50199 от 02.08.2017 срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Коноваловой Е. В., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал – 05.03.2018, к мировому судье судебного участка №8 Кировского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 08.05.2018, то есть с нарушением, установленного срока более, чем на два месяца (административное дело № 2а-362/2018 по заявлению МИФНС России № 32 по СО к Коноваловой Е. В. о взыскании налогов).
Доказательств более раннего обращения в суд по взысканию указанной недоимки по пени истцом не представлено. При этом, судебное заседание 22.10.2019 было отложено на 14.11.2019 в связи с истребованием у истца документов, подтверждающих факт обращения в суд (мировому судье) о взыскании недоимки по налогам и пени пот требованию № 45709 от 06.09.2016, № 50199 от 02.08.2017 (л.д. 66). В ответ на указанный судебный запрос истец представил документы, подтверждающие направления указанных требований налогоплательщику, то есть ответчику.
В материалы дела не представлено доказательств наличия каких-либо уважительных причин, которые препятствовали налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по заявленным требованиям. С учетом изложенного, не имеет правового значения факт повторного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 12.07.2019 по требованию № 50199 от 02.08.2017, по которому уже 10.05.2018 года был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Екатеринбурга от 04.10.2018 был отменен.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Суд учитывает, что в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела. При этом, в рамках настоящего дела отсутствуют какие-либо законные основания для восстановления срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к Коноваловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю. В. Глушкова