Дело № 2-650/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Алешина Е.Ю.,
представителя ответчика УПФР в (межрайонное) Великжаниной Е.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудлаенко Г.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кудлаенко Г.Д. обратился в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фона РФ в (межрайонное), с учетом последующих уточнений исковых требований, о признании права на назначение страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Курдайском АТП в должности автослесаря и шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Аламединском коллективном гараже Республиканского Совета Добровольного общества автомотолюбителей Казахской ССР в должности шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автотранспортном предприятии «Джамбултрансагентство» в должности водителя автомобиля 3 класса, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас» в должности рабочего, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка» в должности водителя автомобиля; возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что родился в , Казахской ССР. В ДД.ММ.ГГГГ окончил школу, получил среднее образование, в ДД.ММ.ГГГГ окончил № в , получил профессиональное образование и начал трудовую деятельность. После службы в Советской армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в качестве автослесаря и, после окончания курсов шоферов, в качестве шофера в Курдайском АТП; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве шофера в Аламединском коллективном гараже Республиканского Совета Добровольного общества автомотолюбителей Казахской ССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автомобиля 3 класса в Автотранспортном предприятии «Джамбултрансагентство»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочего в кооперативе «Агалатас»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автомобиля в малом предприятии «Снежинка». В данных организациях он работал на полную ставку полной рабочей недели, прогулов не имел, своевременно получал заработную плату, организации не простаивали. В ДД.ММ.ГГГГ он переехал на постоянное место жительства в , где принял российское гражданство и продолжает трудовую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Клиентскую службу на правах отдела в УПФР в (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как достиг возраста, дающего право на страховую пенсию. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Его страховой стаж, на дату обращения в Пенсионный фонд РФ, составил 10 лет 4 месяца 4 дня. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтены ответчиком в страховой стаж, так как оттиск печати в трудовой книжке, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен, так как наименование организации в штампе в записи о приеме и оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтены, так как организация находилась на территории Республики Казахстан, подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет. Не включение периодов работы в страховой стаж на изложенных пенсионным органом основаниях не только противоречит их действительному смыслу и предназначению, но и создает неравенство при реализации права на назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч. 1,2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению его права на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Его трудовая книжка содержит все необходимые записи о спорных периодах работы, номера и даты приказов о приеме на работу, а также последующем увольнении. Записи о приеме и увольнении с работы, наименование должности, на которой он работал, являются понятными и читаемыми. Доводы ответчика о том, что оттиск печати организаций в трудовой книжке не читаем, не может служить основанием для лишения права на включение в трудовой стаж спорных периодов работы, поскольку ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу, несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации, а неисполнение работодателем обязанности по ведению и правильному оформлению трудовой книжки не должно влиять на реализацию его пенсионных прав.
Истец Кудлаенко Г.Д., представитель истца Трифонов А.А., действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, его представителя.
Ранее (ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании истец Кудлаенко Г.Д. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, что в период трудовой деятельности его трудовая книжка хранилась в отделе кадров, его вины в неразборчивом оттиске печати в документе нет, он не мог учесть данные обстоятельства. С начала трудовой деятельности он отдавал трудовую книжку в отдел кадров, а когда увольнялся, ему отдавали трудовую книжку обратно. Информации, почему кооператив «Агалатас» и малое предприятие «Снежинка» не передали в архив документы, у него не имеется, со своей стороны он не мог контролировать документооборот в данных предприятиях. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал автослесарем и шофером в «Курдайском АТП», работал водителем на автобазе в АТП, возил грузы, щебень, песок, ездил в командировки. Предприятие обслуживало район грузоперевозками. Было еще другое предприятие, которое занималось пассажироперевозками. Курдайское АТП было одним из самых больших предприятий, при нем была автошкола, после армии он сразу же там отучился и начал работать. Кроме того, во время обучения в автошколе, он работал автослесарем, а после окончания курсов был переведен шофером в автоколонну. Работая автослесарем, он ремонтировал машины. Раньше была большая автобаза, была бригада слесарей, после рейсов они помогали водителям с ремонтом или водитель оставлял машину ремонтировать. Автошкола относилась к автобазе Курдайского АТП. Автобаза была заинтересована в подготовке кадров. Во время обучения в автошколе, ему начислялась заработная плата как автослесарю за полный рабочий день. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Аламединском коллективном гараже Республиканского Совета Добровольного общества автолюбителей. Это был кооператив, который занимался приемом у населения покрышек. Принятую от населения резину увозили и сдавали на реставрацию на шиноремонтный завод, там резину «наваривали», привозили назад и отдавали по квитанциям клиентам кооператива. Был пункт оборудованный под резину. В этом кооперативе он работал приемщиком, работал полный рабочий день, предприятие не простаивало. Напротив, из-за дефицита в резине, работали по ненормированному рабочему дню, как набиралась машина, ехали на завод, сдавали резину и ждали, пока ее сделают. Норму труда вырабатывали в полном объеме, за труд выплачивалась заработная плата. В период его работы в автоколонне Курдайского АТП несколько машин из автоколонны передали в ООО «Джамбултрансагенство». Ему пришло письмо, что он переведен в ООО «Джамбултрансагенство». В течение полугода он работал в качестве водителя автомобиля в ООО «Джамбултрансагенство», затем их опять передали в Курдайское АТП. Предприятие «Джамбултрансагенство» занималось перевозкой различных грузов: муки, щебня. На предприятии он работал полный рабочий день, ему начисляли и выплачивали заработную плату. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал рабочим в кооперативе «Агалатас». Рядом с предприятием находился каменный карьер, через 5 км, через речку, располагался Каннский цементношиферный завод. Летом в кооперативе было не много работы, поэтому хозяин завода нанимал работников, он составил с кооперативом договор. На самосвале ЗИЛ 130 он возил дробильный щебень с карьера на завод. Работал в , недалеко с которым протекает река Агалатас, поэтому название к ней привязано. В кооперативе «Агалатас» он работал шофером, подрабатывал рабочим, а записали его как рабочего. Работал полный рабочий день, когда было необходимо, работал ненормированный рабочий день. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал водителем в малом предприятии «Снежинка». Предприятие занималось химчисткой. Предприятие владело тремя автомобилями, был один собственный «КАМАЗ», «Самосвал» и «Москвич». Если нагрузка была небольшой, то работникам начальник находил работу на других предприятиях, либо у частных лиц, сам договаривался и отправлял на работу. Заработную плату выплачивали на предприятии, работали полный рабочий день.
В предыдущем судебном заседании представитель истца Кудлаенко Г.Д. – Трифонов А.А. заявленные исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснил, что контроль за ведением трудовых книжек выходит за рамки полномочий работника, поэтому нечитаемый оттиск печати не может являться основанием для отказа в зачете трудовых периодов в стаж работы истца. Такой отказ нарушает пенсионные права истца. Исходя из всей представленной документации, видно, что трудовая книжка истца заполнена в соответствии с теми требованиями законодательства, которые были определены. Возможно, печать не читаема по техническим причинам, таким как недостаточное количество краски. По периоду работы в «Агалатас» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка», указал, что в соответствии с решением ГУ УПФР (седьмая запись), истцу засчитан стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Это период работы в «Агалатас». Однако период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тоже в кооперативе «Агалатас» ответчиком не засчитан. Таким образом, ответчиком учтена только половина периода работы, которая подпадает под разное законодательное регулирование. Периоды работы в кооперативе «Агалатас» и малом предприятии «Снежинка» должны быть засчитаны в страховой стаж потому, что в силу ч. 2 ст. 11 ФЗ № 400 «О трудовых пенсиях» периоды засчитываются в случае уплаты страховых взносов. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан участников Содружества независимых государств, в которую также входил Казахстан, регулируются Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантии граждан участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». В ст. 1 указано, что пенсионное обеспечение граждан участников соглашения, членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории проживания, то есть на территории российского законодательства. Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года, где установлено право на пенсию гражданам, приобретенное на территории государства, засчитывается в силу настоящего Соглашения. Но поскольку Соглашением от 08.12.1991 года, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФРС от 12.12.1991 года, Советский Союз прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то в силу буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам в государствах участвующих в соглашении учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР, вплоть до прекращения существования. То есть, в соответствии с данным Соглашением, должен учитываться стаж до ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этого государства до 13.03.1992 года. Возможность включения в страховой стаж период работы после 13.03.1992 года может быть урегулировано только законодательными актами Российской Федерации, либо международными договорами. Никаких документов, либо изменений, касающихся учета трудового стажа приобретенного на территории любого из этого государств в данное соглашение не вносилось. То есть, в виду отсутствия изменений и дополнений, руководствуясь п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантии прав граждан, участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», подлежат включению в страховой стаж периоды работы истца в кооперативе «Агалатас» и в малом предприятии «Снежинка».
Представитель ответчика УПФР в (межрайонное) Великжанина Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования, впоследствии уточненные, не признала в полном объеме, пояснив, что Кудлаенко Г.Д. обратился в Клиентскую службу на правах отдела в УПФР в
(межрайонное) с заявлением о назначении досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от
28.12.2013 года № 400-ФЗ, представив оригинал трудовой книжки. С оригинала трудовой книжки была снята копия, заверена сотрудником пенсионного фонда и приложена к заявлению. Согласно представленным документам и выписки из индивидуального лицевого счета страховой стаж составил 10 лет 4 месяца 4 дня. По данному основанию в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. На основании ч. 3 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 с учетом переходных положений в 2019 году не ниже 16,2. Периоды, которые истец просит зачесть в страховой стаж, не были учтены, а именно период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как оттиск печати, заверяющий запись об увольнении не поддается прочтению; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование организации в штампе в записи на прием и оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддаются прочтению; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как оттиск
печати, заверяющий запись об увольнении не поддаются прочтению; период с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, так как организация находилась на территории ,
подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка», так как организация находилась на территории , подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет. По предварительным подсчетам Пенсионного фонда в случае удовлетворения судом исковых требований и включении последовательно первых четырех периодов работы истца (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ИПК будет равен 16,893, при включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИПК будет составлять 16,586.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), включающее право на получение трудовой пенсии. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В связи с тем, что в соответствии с Соглашением "О создании Содружества Независимых Государств" от 08.12.1991, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). С учетом переходных положений требуемый стаж на 2019 год составляет 10 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.). С учетом переходных положений требуемый стаж на 2019 год – не ниже 16,2.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно которым в страховой стаж включаются (засчитываются):
а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы);
б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (п. 8).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ (ст. 39 КЗоТ РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже гражданина. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливаются Правительством Российской Федерации (ранее по КЗоТу РСФСР - регламентировался соответствующей Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года №162, в редакции от 19.10.1990, действовавшей в спорный период). Обязанность по ведению трудовых книжек работников, в том числе по внесению всех необходимых сведений, возлагается на работодателя.
При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Решением УПФР в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, Кудлаенко Г.Д. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в виду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом, страховой стаж истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, согласно приведённому решению, составил 10 лет 4 месяца 4 дня.
Указанным решением не учтены в подсчет страхового стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Курдайском АТП, так как оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование организации в штампе в записи на прием и оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АТП «Джамбултрансагентство», так как оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас», так как организация находилась на территории Республики Казахстан, подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет (справка ГКУ «Государственный архив » № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка», так как организация находилась на территории Республики Казахстан, подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет (справка ГКУ «Государственный архив » № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со статьей 15 Закона «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент заявителя, исчисленный по нормам этого закона составляет 8,762, тогда как требуется 16,2.
Оценив совокупность представленных истцом и исследованных в судебном заседании доказательств, суд не может в полной мере согласиться с выводами оспариваемого решения ГУ-УПФ РФ в (межрайонное), по следующим основаниям.
Трудовая книжка Кудлаенко Г.Д. с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ содержит, в том числе, следующие записи о работе:
ДД.ММ.ГГГГ – зачислен автослесарем I разр. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – в связи с окончанием курсов шоферов переведен шофером в а/кол. № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – уволен по ст. 32 КЗОТ Каз. ССР (собственное желание) (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – зачислен шофером 3 класса (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – уволен по ст. 34 КЗОТ с/жел. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
АТП «Джамбултрансагентство»
ДД.ММ.ГГГГ – принят водителем 3 класса (приказ 85 от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – уволен переводом в Курдайское АТП (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
Курдайское автопредприятие
ДД.ММ.ГГГГ принят переводом из АТП «Джамбултрансагентство» водителем 3 класса (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 32 КЗоТ КазССР по собственному желанию (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – принят рабочим в кооператив «Агалатас» по трудовому соглашению (тр. согл. № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – уволен в связи с расторжением трудового договора по собств. желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – малое предприятие «Снежинка». Принят водителем (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ – уволен с работы по собственному желанию, ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из ответа за запрос от ДД.ММ.ГГГГ КГУ «Государственный архив », документы по личному составу Курдайского АТП, Курдайского автопредприятия, Кооператива «Агалатас», Малого предприятия «Снежинка», АТП «Джамбултрансагенство» ни за какие годы в Государственный архив на государственное хранение не поступали.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в ) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Согласно ст. 39 КЗоТ РФ, в редакции, действующей в оспариваемый период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
В силу ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, что следует также и из п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
Кроме того, исходя из п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 (действующей в спорные периоды времени), а также п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, в разделе трудовой книжки "Сведения о работе" в графе 3 раздела "Сведения о работе" в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу.
В графе 3 пишется: "Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство" с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.
Записи о причинах увольнения должны производиться в трудовой книжке в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона (пункт 2.25 Инструкции 1974 года).
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров (пункт 4.1 Инструкции 1974 года).
Таким образом, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В судебном заседании в ходе рассмотрения дела исследован оригинал трудовой книжки Кудлаенко Г.Д. серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Кудлаенко Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которого следует, что имеющиеся в ней записи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе записи о периодах работы в Казахской ССР (позднее - ) пронумерованы в хронологической последовательности, отражают все календарные периоды работы истца, содержат реквизиты приказов работодателей о приеме, переводе и увольнении с работы, в трудовой книжке не содержится никаких подчисток, помарок. Между тем, записи под номерами №, № в периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям инструкции, поскольку, действительно, наименование организации на оттиске печати не читается, что является нарушением пункта 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт работы истца в указанные периоды не представлено, в связи с чем, Пенсионный фонд и суд лишены возможности включить периоды работы Кудлаенко Г.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж истца, а потому в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.
Однако, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценка доказательств является прерогативой суда.
А потому, оценивая содержание сведений, отраженных в трудовой книжке в их совокупности, и разрешая требование истца о включении в страховой стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АТП «Джамбултрансагентство» (отказано во включении в страховой стаж, поскольку оттиск печати, заверяющий запись об увольнении, не поддается прочтению), суд учитывает следующее. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из АТП «Джамбултрансагентство» переводом в Курдайское АТП (запись №). Далее, в трудовой книжке Кудлаенко Г.Д. следует запись № о приеме его на работу с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода из АТП «Джамбултрансагентство» в Курдайское автопредприятие. Как следует из данных о стаже истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Курдайском автопредприятии включен ответчиком в страховой (общий трудовой) стаж истца, каких-либо сомнений при включении этого периода в стаж у ответчика не возникло. При таких обстоятельствах, толкуя указанные записи в трудовой книжке в совокупности и, несмотря на недостаточно читаемую печать, заверяющую запись об увольнении, последующая запись восполняет указанный недостаток, а потому суд полагает подлежащим включению в страховой стаж истца период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, статьей 11 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из положений указанного Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 N 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Согласно данным о стаже Кудлаенко Г.Д., период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас» включен в страховой стаж, он значится как «обычные условия ст. 8 Закона N 400-ФЗ», а вторая часть одного и того же периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем страховом стаже не учитывается ответчиком. Не включен в страховой стаж истца и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оба указанных периода не включены в страховой стаж истца по причине того, что организации находились на территории Республики Казахстан и подтверждающих документов в архиве республики на государственном хранении нет.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения РФ N 1-369-18 от 31.01.1994 года, а также Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ N 99-р от 22.06.2004 года "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - Республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с положениями пункта 22 Правил N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.
При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Из смысла указанных правовых норм следует, что проверка представленных для установления пенсии документов проводится в случае несоответствия, неточностей, недостоверности, противоречий и т.п. Вместе с тем, таких оснований для проведения в отношении Кудлаенко Г.Д. проверки представленная трудовая книжка не содержит.
Из материалов дела следует, что запросы о работе в спорные периоды направлялись ГУ ОПФ РФ по в Республику Казахстан в КГУ «Государственный архив », ответ, подтверждающий факт работы, не поступил, сообщено, что в архив документы не сдавались.
Вины истца в том, что кроме записей в трудовой книжке иное документальное подтверждение его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас», и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка» отсутствуют, не усматривается. Факт передачи или не передачи документов на хранение в архив не зависел от истца.
Таким образом, стаж работы Кудлаенко Г.Д., прибывшего на место жительства в Российскую Федерацию из государства - республики бывшего СССР подлежит установлению на основании трудовой книжки, оформленной и заверенной надлежащим образом. Каких-либо неточностей или противоречий трудовая книжка в отношении указанных спорных периодов не содержит. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Иных документов для подтверждения общего стажа не требуется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно не включил в страховой стаж истца период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочего в кооперативе «Агалатас» (при том, что начало этого периода работы в стаж включено) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка».
Таким образом, исследовав трудовую книжку Кудлаенко Г.Д., в совокупности с объяснениями истца, которые суд вправе отнести к доказательствам по делу (ст. 55 ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности включения в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка». Поскольку указанные периоды имели место до ДД.ММ.ГГГГ факт отсутствия сведений об уплате страховых взносов правового значения не имеет.
Кроме того, истцом заявлены требования о возложении на УПФР в (межрайонное) обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Кудлаенко Г.Д. ДД.ММ.ГГГГ достиг 60-летнего возраста, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Кудлаенко Г.Д. в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента 16,2, в то время как у истца ИПК составил 8,762 балла.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (в 2019 году продолжительность стажа составляет 10 лет).
По данным УПФР при включении в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИПК будет составлять 16,586.
Следовательно, учитывая, что истец достиг возраста 60 лет 6 месяцев и у него имеется более 10 лет страхового стажа, при величине индивидуального пенсионного коэффициента с учетом включения спорных периодов работы более требуемого 16,2, требование истца о назначении ему страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ (возраст достижения 60 лет 6 месяцев) подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кудлаенко Г.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии удовлетворить частично.
Признать за Кудлаенко Г.Д. право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (межрайонное) включить Кудлаенко Г.Д. в страховой стаж в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автотранспортном предприятии «Джамбултрансагентство» в должности водителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Агалатас» в должности рабочего, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Снежинка» в должности водителя.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (межрайонное) назначить Кудлаенко Г.Д. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Кудлаенко Г.Д. в части включения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Курдайском АТП в должности автослесаря и шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Аламединском коллективном гараже Республиканского Совета Добровольного общества автомотолюбителей Казахской ССР в должности автослесаря и шофера отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2-650/2019
Колпашевского городского суда
УИД №