РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2014 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Полузеровой СВ., при секретаре Петуновой Ю.С, с участием прокурора Феоктистова В.В.
представителя АМО "Беломорский муниципальный район", действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Беломорского района в интересах неопределенного круга лиц к АМО "Беломорский муниципальный район" об обязании восстановить наличие тротуаров,
установил:
Прокурор Беломорского района обратился в суд с названным выше иском. На основании ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003 «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности РФ и о внесении изменений в Отдельные законодательные акты РФ», ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис, СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 №160 «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений», ст.45 ГПК РФ, просит обязать ответчика восстановить наличие тротуаров в г.Беломорске на ул.Строительной со стороны ЦДТ и ул.Ленинской на участке от переулка с ул.Октябрьской до переулка с ул.Рабочей.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика восстановить наличие тротуаров в г.Беломорске от въезда со стороны МОУ Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» по ул.Ленинская до ул.Рабочая по нечётной стороне и на ул.Строительной со стороны ЦДТ, и установить срок для устранения нарушений до 01.07.2015 года.
Представитель ответчика AMO «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании признал заявленные требования, считает срок, предложенный прокурором для устранения нарушений, разумным.
Представитель третьего лица ГИБДД г.Беломорска в судебное заседание не явился, извещён о рассмотрении дела.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.] Закона РК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» №813-ЗРК от 01.11.2004г. город Беломорск входит в состав Беломорского городского поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проводилась проверка соблюдения ответчиком обязанности по организации дорожного движения. В ходе данной проверки были выявлены следующие нарушения: в г.Беломорске от въезда со стороны МОУ Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1 » по ул.Ленинская до ул.Рабочая по нечётной стороне и на ул.Строительной со стороны ЦДТ не выполнены требования по восстановлению тротуаров.
В соответствии с п.п. 5, 19 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории.
В соответствии с ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Согласно ч.З ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 Устава AMO «Беломорский муниципальный район» к вопросам местного значения Беломорского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Беломорского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Беломорского муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно подпунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 пункта 4.5.1 Тротуары или пешеходные дорожки раздела 4.5 Средства организации движения пешеходов и велосипедистов ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» от 01.07.2008 года тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № OC-28/1270-ис установлено следующее: эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 7.1.3). Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пешеходов от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек. Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м. (пункт 7.2.7). Автобусная остановка оборудуется дорожными знаками, разметкой и ограждениями в соответствии с действующими документами. Автобусные остановки на дорогах I - III категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, оборудуются искусственным освещением, соответствующим действующим СНиП. (пункт 7.2.10). Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на дорогах всех категорий, проходящих через населенные пункты, а также на подходах к ним от автобусных остановок, мест приложения труда, отдыха и торговли независимо от количества пешеходов (пункт 7.2.18). Тротуары располагают с двух сторон дороги. Расположение тротуара с одной стороны дороги допускается только при односторонней застройке (пункт 7.2.19).
Необходимость восстановления тротуаров подтверждается актом комплексной проверки улично-дорожной сети и автобусных маршрутов муниципальных дорог Беломорского городского поселения от 05.07.2013, из которого следует, что в г.Беломорске от въезда со стороны МОУ Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» по ул.Ленинская до ул.Рабочая по нечётной стороне и на ул.Строительной со стороны ЦДТ необходимо восстановить тротуары, а также сообщением заместителя командира ОР ДПС (дислокация г.Беломорск) ОГИБДД МО МВД России «Кемский» от 27.01.2014. Таким образом, не выполняются требования пунктов 4.5.1.1 -4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007.
Принимая во внимание, что выявленные недостатки не устранены на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу, что дорожная деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ) в границах населенного пункта муниципального образования относится к компетенции АМО "Беломорский муниципальный район"», в связи с чем заявленные исковые требования предлежат удовлетворению, так как отсутствие тротуаров создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества в результате дорожно-транспортных происшествий.
Учитывая, что отсутствие тротуаров ставит под угрозу безопасность неограниченного числа лиц, с учетом вышеизложенного, суд признает требование прокурора законным и обоснованным и, принимая во внимание, что на устранение указанных недостатков необходимо определенное время, материальные затраты, считает возможным определить разумный срок на устранение вышеуказанных нарушений до 01.07.2015 года.
В соответствии с п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты
госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать АМО "Беломорский муниципальный район" восстановить наличие тротуаров в г.Беломорске от въезда со стороны МОУ Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» по ул.Ленинская до ул.Рабочая по нечётной стороне и на ул.Строительной со стороны ЦДТ в срок до 01.07.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья СВ. Полузерова
Мотивированное решение составлено 20 июня 2014 года.