Решение по делу № 33-4408/2016 от 23.09.2016

Дело № 2-41/2016 председательствующий-судья Ручко М.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-4408/2016

гор. Брянск 08 ноября 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего судей областного суда

при секретаре

Петраковой Н.П.,         

Апокиной Е.В., Денисюка О.Н.,

Хамковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кузьменок Н.С. на решение Унечского районного суда Брянской области от 01 июля 2016 года по делу по иску Кузьменок Н.С. к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузьменок Н.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что после смерти мужа Шандыгаева И.М. являющегося инвалидом ВОВ ей выдано удостоверение члена семьи умершего инвалида войны, в соответствии с которым она пользуется льготами, предоставляемыми государством, в том числе правом на получение жилого помещения, так как своего благоустроенного жилья в собственности она не имеет. При обращении в администрацию Унечского района с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, распоряжением №1299-р от 09.10.2015г. ей отказано. С учетом уточнения требований, указав в качестве второго ответчика?Автономную некоммерческую организацию «Брянский областной жилищный фонд» просила суд: в соответствии со ст.51 4.1 п.1 ЖК РФ признать её нуждающейся в получении благоустроенного жилого помещения исходя из его жилищной номы 22 кв.м. и обязать ответчика поставить её на жилищный учет в порядке ст.52 ЖК РФ; признать обжалуемое распоряжение ответчика №1299- р от 09.10.2015г. пункт один недействительным и обязать его после постановки на жилищный учет подать в «Брянский областной жилищный фонд» соответствующие сведения о выдаче свидетельства о мерах социальной поддержки на имя истицы; обязать АНО «Брянский областной жилищный фонд» выдать ей соответствующее свидетельство о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием выделяемой на приобретение жилья денежной суммы 966 600 руб.

В судебном заседании истица Кузьменок Н.С., ее представитель Ращинский С.П. поддержали заявленные уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Унечского района Брянской области Левдик А.В. считала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя третьего лица на стороне ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области, письменно просившего рассмотреть данное гражданское дело без его участия, а также в отсутствие ответчика АНО «Брянский областной жилищный фонд» представившего отзыв в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие при этом указывал, что по состоянию на 01.07.2016г. в списках участников подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» Кузьменок Н.С. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и за консультацией для участия в вышеуказанной подпрограмме к исполнителю не обращалась.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 01 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Кузьменок Н.С. отказано.

В апелляционной жалобе истец Кузьменок Н.С. просит решение суда отменить, считает его и необоснованным и ущемляющим её конституционные права на жилище. Указывает, что судом необоснованно навязан статус члена семьи дочери и внучки. Обращает внимание, что суд не выяснил, вселялась ли она в комнату, где зарегистрирована, проживала ли хоть один день совместно с дочерью и внучкой. В целях выяснения указанных обстоятельств суд не привлек к участию в деле коменданта общежития, соседей с этажа, не вызвал дочь. Кроме того, Найтоповичская администрация предоставила суду ложные сведения о том, что в с. Лыщичи Унечского района у неё на праве собственности имеются два жилых дома.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации Унечского района Брянской области по доверенности Левдик А.В. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Кузьменок Н.С., ее представитель Ращинский С.П., представители администрации Унечского района Брянской области, АНО «Брянский областной жилищный фонд» и Департамента строительства и архитектуры Брянской области не явились. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года№ 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Федеральный закон "О ветеранах" и Указ Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом в ст. 51 ЖК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий. Так гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)    являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)    проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)    являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.З ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст.31 ЖК РФ).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.№ 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (п.1 ст.292 ГК РФ).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кузьменок Н.С. состояла в зарегистрированном браке с Шандыгаевым И.М. с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти – ДД.ММ.ГГГГ.

Кузьменок Н.С. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Шандыгаева И.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей 04.06.2015 г. выдано соответствующее удостоверение серии , из которого следует, что она имеет право на меры социальной поддержки, установленные в соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеранах".

31 августа 2015 года Кузьменок Н.С. обратилась в администрацию Унечского района Брянской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основаниям отсутствия жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, как вдове участника ВОВ.

08 октября 2015 года состоялось заседание жилищной комиссии администрации Унечского района по рассмотрению заявления истицы Кузьменок Н.С., по итогам которого и.о. главы администрации Унечского района Брянской области принято Распоряжение №1299-р от 09.10.2015г., пунктом 1 которого Кузьменок Н.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Решением Унечского городского Совета народных депутатов Брянской области №1-110 от 26.02.2007г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма жилого помещения на территории Унечского городского поселения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В суде установлено, что истица Кузьменок Н.С. с 16.10.2014 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, площадью 12,8 кв.м.

Собственником данного помещения является дочь истицы Кузьменок Н.С. - Прошина Т.А., с которой у Кузьменок Н.С. 16.10.2014г. заключен договор найма жилого помещения на проживание в указанном жилом помещении одной.

Вместе с тем, судом установлено, и истицей по существу не оспаривалось, что она в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована в период с 03.09.2007 года по 16.10.2014г.

Указанное жилое помещение, общей площадью 76,6 кв.м., подарено Кузьменок Н.С. своей дочери Прошиной Т.А. 13.10.2009г.

Кроме этого, судом установлено, что дочь истицы Прошина Т.А. проживает вместе со своей дочерью Прошиной А.А. в принадлежащей последней на праве собственности квартире, общей площадью 37,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

При обследовании жилищной комиссией жилищных условий истицы по месту её регистрации (<адрес>) установлено, что по состоянию на 06.10.2015 г. в данной комнате она не проживает, комната сдается иным лицам, что подтверждается соответствующим актом (л.д.23). В суде Кузьменок Н.С. поясняла, что она зарегистрирована в вышеуказанной комнате лишь с целью оплаты коммунальных платежей.

Фактическим местом проживания Кузьменок Н.С. является, принадлежащая её дочери Прошиной Т.А. квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 76,6 кв.м., в которой она проживает одна.

Разрешая спор суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами действующего законодательства и исходил из того, что Кузьменок Н.С. имеет права на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих в соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеранах", однако пришел к выводу, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на проживающих выше учетной нормы (свыше 12 кв. м.).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что администрация Унечского района Брянской области обоснованно отказала Кузьменок Н.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обеспеченность истицы общей площадью на одного члена семьи исходя из суммарной площади всех жилых помещений превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму.

Суд верно посчитал, что возможность заключения между членами одной семьи (матерью и дочерью) договора найма жилого помещения, который был заключен на проживание в комнате по <адрес>, законодательством не исключается, но, в данном случае, не имеет правового значения для признания Кузьменок Н.С. нуждающейся в жилом помещении, поскольку истица проживает в квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения.

Посчитал несостоятельным довод представителя истицы Ращинского С.П. о том, что истица Кузьменок Н.С. не является членом семьи собственника жилого помещения, так как не проживает совместно с ним, поскольку из вышеприведенных доказательств, следует, что дочь истицы, в данном случае, является собственницей не одного жилого помещения, а нескольких и вправе проживать в любом из них.

Судом верно отмечено, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", несмотря на дополнительные льготы в обеспечении жилыми помещениями членов семьи инвалидов ВОВ, указанные лица для реализации права на получение жилья должны быть в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сам по себе факт того, что истица является вдовой инвалида?Великой Отечественной войны, при отсутствии соблюдения указанных выше требований жилищного законодательства, не порождает субъективного права на признание истицы нуждающейся в жилых помещениях.

Отказав в удовлетворении требований о признании Кузьменок Н.С. нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении остальных заявленных требований, которые являются производными.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, при разрешении заявленных требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, верно оценил исследованные судом доказательства в их совокупности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции, и основаны на ошибочном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Унечского районного суда Брянской области от 01 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кузьменок Н.С.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Н.П.Петракова

Е.В.Апокина

О.Н.Денисюк

33-4408/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузьменок Н.С.
Ответчики
Адм. Унечского р-на
Суд
Брянский областной суд
Судья
Апокина Евгения Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
08.11.2016Судебное заседание
17.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2016Передано в экспедицию
08.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее