Дело №2-1317-2016 года.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
7 декабря 2016 года Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Ландакова Н.П.,
при секретаре Горлачёвой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к управлению Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району о признании незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в УПФ РФ по Бутурлиновскому району с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с учётом его трудовой деятельности в качестве водителя пожарных автомобилей и пожарника.
ДД.ММ.ГГГГ УПФ своим решением отказало в назначении этой пенсии в связи с отсутствием у ФИО1 необходимого специального стажа в 25 лет, определив его в 22 года 7 дней.
При этом УПФ зачло в специальный стаж следующие периоды работы ФИО1:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарных автомобилей в Бутурлиновской профессиональной пожарной части /ППЧ/;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарных автомобилей Бутурлиновского пожарно-спасательного отряда противопожарной аварийно-спасательной службы /ПСО ПАСС/;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарных автомобилей,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по 25.02 1999 года,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего водителя Бутурлиновской 34 пожарной части противопожарной аварийно-спасательной службы управления внутренних дел управления государственной противопожарной службы /ПАСС УВД УГПС/;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части № по охране Бутурлиновского района Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области» /ПЧ-34 ГУ «1 отряд ФПС ВО»/;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в Федеральном государственном казённом учреждении «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» /ПЧ-34 ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области»/.
Не зачтены:
периоды нахождения в служебных командировках:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по 24 09.1997 года,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
и курсы повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в ПЧ № государственной противопожарной службы по охране Бутурлиновского района Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», так как ПЧ № являлась структурным подразделением противопожарной службы субъекта РФ и не входила в систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ № по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы, так как должность не предусмотрена Списком должностей работников Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с данным решением, ФИО2 обратился в суд с иском о признании незаконным решение УПФ, заявив при этом, что до настоящего времени он работает в должности водителя пожарного автомобиля ФИО5 осударственного казённого учреждения. Фактически он работает в одной и той же организации, которая неоднократно переименовывалась.
Не включение в специальный стаж периодов работы, а также периодов нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации нарушает его права. С начала трудовой деятельности в пожарной охране и по настоящее время должностные обязанности водителя пожарного автомобиля остались прежними. Поэтому он просит суд признать незаконными действия УПФ, обязать включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы, нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, и назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения в УПФ - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец настаивает на полном удовлетворении своих требований.
Представитель ответчика исковые требования не признал полностью, пояснив при этом, что ФИО6 правильно отказано в назначении досрочной страховой пенсии, так как у него не имеется 25 лет выслуги, работа в пожарной части, подчиняющейся субъекту федерации не подлежит зачёту в специальный стаж, периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж также не подлежат зачёту как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы и Списком должностей.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ по Бутурлиновскому району ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа в 25 лет, определив его на момент рассмотрения заявления в 22 года 7 дней.
Согласно п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 года, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года утверждён Список должностей работников Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указан водитель /шофёр/ автомобиля /пожарного/.
В соответствии со ст.ст.4 и 5 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ, которая подлежала созданию в соответствии с законами субъектов РФ.
На основании ст.16 ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», п.8 Положения о Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года, п.6 Положения о Федеративной противопожарной службе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В силу ст.18 вышеуказанного Федерального закона, а также ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на противопожарную службу субъектов РФ возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта РФ за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждённый Правительство РФ Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряжёнными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В силу п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по вышеуказанному основанию не обладают.
С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Руководствуясь ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «О пожарной безопасности», Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным решение комиссии от 15 июля 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой в пожарных частях отряда противопожарной службы МЧС России и обязании назначения этой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд.
Судья: