Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-307/2020 ~ М-247/2020 от 18.05.2020

Дело № 2 - 307/2020

34RS0026-01-2020-000454-65

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Сулохиной Н.Н.,

при секретаре Дружининой Е.А.,

с участием помощника прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Макашова М.Г.,

       11 июня 2020 года в городе Ленинске, Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Администрации Маякского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности оборудовать места накопления твёрдых отходов.

                                            У С Т А Н О В И Л:

       Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах в интересах неопределённого круга лиц и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации Маякского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых отходов.

       В обоснование заявленных требований указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Маякского сельского поселения <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона в <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>, а также у остановки, установлены контейнерные площадки в отсутствие предусмотренного законодательством ограждения, а также бетонного (асфальтового) покрытия.

Выявленные нарушения не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивают реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределённого круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

         С учётом изложенного, просит суд обязать администрацию Маякского сельского поселения <адрес> в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обустроить места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующие требованиям «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) по адресам: посёлок Маяк-Октября, пересечение <адрес> и <адрес>, а также посёлок Маяк-Октября, остановка.

В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Макашов М.Г., заявленные требования. по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил суд обязать администрацию Маякского сельского поселения <адрес> в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обустроить места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующие требованиям «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 05.12.2019 №20) по адресам: посёлок Маяк-Октября, пересечение <адрес> и <адрес>, а также посёлок Маяк-Октября, остановка.

Представитель ответчика администрации Маякского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Глава администрации С.В.В. письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, при принятии решения полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределённом кругом лиц, следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

        В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).

Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).

В силу статьи 8 поименованного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Кроме того, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Предписания пункта 3 Правил о том, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и что органы местного самоуправления создают эти места (площадки) путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, соответствуют приведенным выше законоположениям.

Пунктом 2 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твёрдых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

       Пунктом 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

В пункте 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В соответствии с пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (вместе с "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2019 N 56981), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <5> должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО <6>, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Судом установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Маякского сельского поселения <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона в <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>, а также у остановки, установлены контейнерные площадки в отсутствие предусмотренного законодательством ограждения, а также бетонного (асфальтового) покрытия.

Выявленные нарушения не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивают реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределённого круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Маякского сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно сообщению информации главы Маякского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, требуется оборудовать две имеющиеся контейнерные площадки ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 специальными площадками с бетонными или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками). Данные контейнерные площадки будут обустроены в 4 квартале 2020 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10.

Распоряжением главы администрации Маякского сельского поселения <адрес> С.В.В. -рк от ДД.ММ.ГГГГ, за ненадлежащее исполнение, допущенное нарушение федерального законодательства и их недопущению впредь - специалисту 1 категории администрации Маякского сельского поселения ФИО1 объявлено замечание.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенные по адресу: посёлок Маяк-Октября, пересечение <адрес> и <адрес>, и остановка, - не соответствуют требованиям «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 05.12.2019 №20), и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", не имеют ограждения, на площадках отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности обустроить места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующие требованиям «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 05.12.2019 № 20).

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

      Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

       При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

        Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

      Учитывая, принцип соблюдения баланса прав и обязанностей сторон, принимая во внимание, что решение суда должно быть исполнимым, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу является разумным и справедливым, исходя из характера и объема, подлежащих выполнению работ.

         Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                   Р Е Ш И Л :

          Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Маякского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых отходов, удовлетворить.

Возложить на администрацию Маякского сельского поселения <адрес> обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 05.12.2019 № 20) по следующим адресам: посёлок Маяк-Октября, пересечение <адрес> и <адрес>, а также посёлок Маяк-Октября, остановка.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

2-307/2020 ~ М-247/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурора
Ответчики
Администрация Маякского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Сулохина Н.Н.
Дело на сайте суда
lenin--vol.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020Дело оформлено
24.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее