Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
с участием представителя истца Сулейманова Н.И. по доверенности Акимовой О.А.,
представителя ответчика по доверенности Громовой А.М.,
при секретаре Котовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1408/2019 по иску Сулейманова Назара Иксановича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом, взыскании морального вреда и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сулейманов Н.И. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Бюро МСЭ №3 Главного бюро МСЭ по Самарской области от 16.03.2019 года об отказе в установлении инвалидности.
В обоснование иска Сулейманов Н.И. указав, что является ветераном боевых действий, у него диагностирован энцефалопатия 2 ст., смешанного генеза преимущественно с ВББ с умеренно выраженным цефаогическим и вестибулоатактическим синдромами. Спондилоартроз, спондилоз, остеохондроз позвоночника с цервикалгией, радикулопатией, хронические посстравматические нарушения, связанные с участием в боевых действиях. У истца также имеется много сопутствующих диагнозов, ежедневно испытывает головные боли, потерю ориентации в пространстве, головокружение, шум в голове, повышенное артериальное давление, боли в спине, конечностях, зуд в руках на нервной почве. В связи с последствием военной травмы снижена память и концентрация внимания, запрещены переохлаждение и подъем тяжестей, что не позволяет вести трудовую деятельность, затрудняет нормальный процесс жизнедеятельности. Кроме того, у истца наблюдаются хронические посттравматические стрессовые нарушения, проблемы с памятью, связанные с участием в боевых действиях.
Не смотря на отсутствие улучшений, состояние здоровья, рекомендаций врачей о необходимости установления инвалидности, Бюро МСЭ в установлении группы инвалидности отказывает.
С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение об отказе в установлении инвалидности, взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, взыскать в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России возражала против иска, указав, что выводы экспертов об отсутствии оснований для установления инвалидности являются правильными, с учетом всех проведенных исследований и освидетельствования истца.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных медицинских документов следует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Бюро МСЭ с заявлением об установлении инвалидности.
В соответствии с актом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда Бюро МСЭ № инвалидность ФИО1 не установлена.
Решением Бюро МСЭ № ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении инвалидности.
По изученным медицинским документам и объективным данным осмотра, врачи по МСЭ бюро МСЭ № не выявлены стойких нарушений функций сердечнососудистой системы, приводящие к ОЖД, что согласно п. 5 раздела 2 Правил признании лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не дает оснований для установления группы инвалидности.
Оспаривая вышеуказанное решение, истец указывает на наличие у него заболеваний и их последствий, представляющих право на признание инвалидом.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Определением Самарского районного суда г. Самары от 26.09.2019 г. по ходатайству истца назначена судебная медико-социальная экспертиза для определения обоснованности вынесенного решения.
По определению Самарского районного суда г. Самары Сулейманов Н.И. освидетельствован экспертным составом ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (заключение от ДД.ММ.ГГГГ №).
По результатам изучения медицинских документов судебные эксперты пришли к выводу, что согласно п. 6.7.1 приказа Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н количественная оценка в 10 процентов соответствует имеющимся стойким незначительным (1ст.) нарушениям нейромышечных, скелетных и связанных с движением) статодинамических функций, не приводящим к ограничениям основных категорий жизнедеятельности и не вызывающим необходимость его социальной защиты. Оснований для признания ФИО1 инвалидом не имеется.
Максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функции пищеварения составляло 20%. Наличия факта влияния статодинамической функции на максимально выраженное нарушение функции пищеварения не выявлено. Незначительные нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 20%) не приводили к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не давали оснований для установления группы инвалидности.
При освидетельствовании ФИО1 в ФКУ «ГБ МСЭ №» Минтруда России оснований для установления группы инвалидности не имелось.
Таким образом, правильность решения ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены экспертным заключением медико-социальной экспертизы, проведенной по определению суда.
Указанное заключение экспертизы выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.
Суд признает допустимым и достоверным доказательством экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>». Эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, имеют высшее медицинское образование, соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают требованиям к экспертам, уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Выводы экспертов мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований, объективность которых не вызывает сомнений.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, может быть определена только экспертами, имеющими право на проведение медико-социальной экспертизы. В этой связи, не может являться допустимым доказательством степени выраженности стойких нарушений функций организма человека направление врача, не являющегося экспертом бюро медико-социальной экспертизы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в признании истца инвалидом осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки его состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено.
С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Сулейманова Назара Иксановича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом, взыскании морального вреда и судебных расходов, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2019г.