Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1408/2019 ~ М-1326/2019 от 02.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2019 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,

с участием представителя истца Сулейманова Н.И. по доверенности Акимовой О.А.,

представителя ответчика по доверенности Громовой А.М.,

при секретаре Котовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1408/2019 по иску Сулейманова Назара Иксановича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом, взыскании морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сулейманов Н.И. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Бюро МСЭ №3 Главного бюро МСЭ по Самарской области от 16.03.2019 года об отказе в установлении инвалидности.

В обоснование иска Сулейманов Н.И. указав, что является ветераном боевых действий, у него диагностирован энцефалопатия 2 ст., смешанного генеза преимущественно с ВББ с умеренно выраженным цефаогическим и вестибулоатактическим синдромами. Спондилоартроз, спондилоз, остеохондроз позвоночника с цервикалгией, радикулопатией, хронические посстравматические нарушения, связанные с участием в боевых действиях. У истца также имеется много сопутствующих диагнозов, ежедневно испытывает головные боли, потерю ориентации в пространстве, головокружение, шум в голове, повышенное артериальное давление, боли в спине, конечностях, зуд в руках на нервной почве. В связи с последствием военной травмы снижена память и концентрация внимания, запрещены переохлаждение и подъем тяжестей, что не позволяет вести трудовую деятельность, затрудняет нормальный процесс жизнедеятельности. Кроме того, у истца наблюдаются хронические посттравматические стрессовые нарушения, проблемы с памятью, связанные с участием в боевых действиях.

Не смотря на отсутствие улучшений, состояние здоровья, рекомендаций врачей о необходимости установления инвалидности, Бюро МСЭ в установлении группы инвалидности отказывает.

С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение об отказе в установлении инвалидности, взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, взыскать в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России возражала против иска, указав, что выводы экспертов об отсутствии оснований для установления инвалидности являются правильными, с учетом всех проведенных исследований и освидетельствования истца.

Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных медицинских документов следует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Бюро МСЭ с заявлением об установлении инвалидности.

В соответствии с актом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда Бюро МСЭ инвалидность ФИО1 не установлена.

Решением Бюро МСЭ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении инвалидности.

По изученным медицинским документам и объективным данным осмотра, врачи по МСЭ бюро МСЭ не выявлены стойких нарушений функций сердечнососудистой системы, приводящие к ОЖД, что согласно п. 5 раздела 2 Правил признании лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не дает оснований для установления группы инвалидности.

Оспаривая вышеуказанное решение, истец указывает на наличие у него заболеваний и их последствий, представляющих право на признание инвалидом.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Определением Самарского районного суда г. Самары от 26.09.2019 г. по ходатайству истца назначена судебная медико-социальная экспертиза для определения обоснованности вынесенного решения.

По определению Самарского районного суда г. Самары Сулейманов Н.И. освидетельствован экспертным составом ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (заключение от ДД.ММ.ГГГГ ).

По результатам изучения медицинских документов судебные эксперты пришли к выводу, что согласно п. 6.7.1 приказа Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ н количественная оценка в 10 процентов соответствует имеющимся стойким незначительным (1ст.) нарушениям нейромышечных, скелетных и связанных с движением) статодинамических функций, не приводящим к ограничениям основных категорий жизнедеятельности и не вызывающим необходимость его социальной защиты. Оснований для признания ФИО1 инвалидом не имеется.

Максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функции пищеварения составляло 20%. Наличия факта влияния статодинамической функции на максимально выраженное нарушение функции пищеварения не выявлено. Незначительные нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 20%) не приводили к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не давали оснований для установления группы инвалидности.

При освидетельствовании ФИО1 в ФКУ «ГБ МСЭ » Минтруда России оснований для установления группы инвалидности не имелось.

Таким образом, правильность решения ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены экспертным заключением медико-социальной экспертизы, проведенной по определению суда.

Указанное заключение экспертизы выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.

Суд признает допустимым и достоверным доказательством экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>». Эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, имеют высшее медицинское образование, соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают требованиям к экспертам, уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Выводы экспертов мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований, объективность которых не вызывает сомнений.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, может быть определена только экспертами, имеющими право на проведение медико-социальной экспертизы. В этой связи, не может являться допустимым доказательством степени выраженности стойких нарушений функций организма человека направление врача, не являющегося экспертом бюро медико-социальной экспертизы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в признании истца инвалидом осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки его состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено.

С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Сулейманова Назара Иксановича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом, взыскании морального вреда и судебных расходов, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2019г.

2-1408/2019 ~ М-1326/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сулейманов Н.И.
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России
Другие
Акимова О.А.
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
04.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
28.10.2019Производство по делу возобновлено
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020Дело оформлено
09.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее