Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 02 августа 2022 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,
с участием представителя истца Толстова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ильина В. С.ёновича к департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и прекращении права муниципальной собственности,
у с т а н о в и л:
Истец Ильин В.С. обратился в суд с иском к департаменту управления имуществом г.о. Самара о прекращении зарегистрированного права собственности и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на комнату, площадью 11,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, аэропорт «Самара», 3, <адрес>, с кадастровым номером 63№.
В обоснование исковых требований истец указал, что в 2008 году был принят на работу уборщиком на АЗК № ОАО «Самаранефтепродукт», в связи с чем в 2010 году ему была предоставлена комната 907-3, площадью 11,3 кв.м, в общежитии по адресу: <адрес>, аэропорт «Самара» №, где он проживает и зарегистрирован по настоящее время. По обращению в департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о приватизации жилого помещения истец получил отказ, с которым не согласился и обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец Ильин В.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ, на ведение в суде дела через представителя.
Представитель истца Толстов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, в письменных возражениях на иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку спорный объект недвижимого имущества состоит в реестре муниципального имущества, включен в состав муниципального жилищного фонда на основании решения департамента по управлению государственным имуществом <адрес> от <дата> № и используется в качестве общежития. Истцу жилое помещение было предоставлено из состава муниципального специализированного жилищного фонда <дата>, т.е. после передачи здания в муниципальную собственность. Документы, подтверждающие исключение спорной комнаты из состава специализированного жилищного фонда, суду не представлены. Основания для исключения комнаты из состава специализированного жилищного фонда не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельное требования, администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, извещенное надлежащим образом о рассмотрении дела, представителя в суд не направило, предоставив письменный отзыв на иск, в котором разрешение спора оставлено на усмотрение суда.
В судебное заседание третьи лица администрация г.о. Самара, Управление Росреестра по <адрес>, МП ЭСО г.о. Самара, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении не представили.
Исходя из надлежащего извещения всех участников процесса, позиции представителя истца и лиц, не явившихся по вызову суда, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав явившегося представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, жилые помещения, входящие в состав перечисленных в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилищных фондов, имеют социальное предназначение; осуществляя регулирование носящих публично-правовой характер отношений по поводу находящихся в собственности муниципальных образований таких необходимых непосредственно для жизнеобеспечения населения объектов недвижимости, их использования и сохранения их целевого назначения, федеральный законодатель тем самым осуществляет и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно статье 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и к которому относятся Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 47 Устава городского округа Самары от <дата> №, департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <дата> № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также <данные изъяты> в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе <данные изъяты>.
В силу ст. 11 указанного закон, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, отраженным в обзоре судебной практики за второй квартал 2005 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <дата>, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Ильин В.С. со <дата> по <дата> был трудоустроен в ОАО «Самаранефтепродукт» (л.д. 7-9). По договору найма жилого помещения в муниципальном общежитии № от <дата> наймодатель муниципальное образование г.о. Самара в лице Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> передал нанимателю Ильину В.С. за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 11,3 кв.м, по адресу: <адрес>, Аэропорт, <адрес>, комната №, в связи с работой в ОАО «Самаранефтепродукт» и на период работы на указанном предприятии (л.д. 10-15). Ильин В.С. зарегистрирован в указанном помещении с <дата> в качестве основного квартиросъёмщика (л.д.17), на его имя открыт лицевой счет (л.д. 18). Спорное жилое помещение, имеет жилую площадь 11,3 кв.м по техническому паспорту от <дата> (л.д. 19-20), <дата> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:№, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием г.о. Самара (л.д. 21-22).
Согласно сведениям Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата>, справки администрации <адрес> от <дата>, выписки из ЕГРН от <дата> истец не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилого фонда (л.д. 23-25).
По обращению Ильина В.С. департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в исключении занимаемого спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма, поскольку имеется необходимость использования помещения в качестве общежития (л.д. 14, 16). Письмом от <дата> департамент управления имуществом г.о. Самара уведомил Ильина В.С., что в соответствии с требованием законодательства жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат (л.д. 15).
При таких обстоятельствах, судом достоверно установлено, что в связи со служебной необходимостью Ильин В.С. был вселен, зарегистрирован и проживает в жилом помещении – комната в общежитии, принадлежащем муниципальному образованию г.о. Самара, истец ранее не использовал свое право на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Введение в законодательство указанной нормы, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> №-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, при заключении договора найма с истцом спорное помещение уже находилось в муниципальной собственности, было отнесено собственником к служебному жилому помещению специализированного фонда, предоставляемое для временного проживания на период трудоустройства. Уполномоченный на распоряжение данным имуществом департамент управления имуществом г.о. Самара отказало Ильину В.С. в исключении жилого помещения из состава специализированного жилого фонда, указав о необходимости его использовать по назначению в качестве общежития.
Из положения ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Положениями статьи 4 Закона Российской Федерации № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Решением Думы г.о. Самара от <дата> № утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара, которое определяет порядок управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа Самара (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 4.1.1 Положения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда муниципального образования городского округа Самара относятся: жилые помещения в общежитиях.
Подпунктом 4.1.4 Положения предусмотрено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от <дата> №-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», положение ч. 2 ст. 4 названного Закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а, следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Исходя из изложенных материальных норм с учетом разъяснений, установления факта нахождения спорного жилого помещения специализированного жилищного фонда в муниципальной собственности городского округа Самара, отсутствие согласия муниципалитета на приватизацию комнаты в общежитии, оснований для удовлетворения исковых требований Ильина В.С. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и прекращении права собственности муниципального образования г.о. Самары судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ильина В. С. к департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и прекращении права муниципальной собственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина