Дело №2-371/2021
10RS0014-01-2021-000793-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 сентября 2021 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием истца Бундыга В.Т., её представителя Полевой С.Б., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бундыга В. Т. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Администрации Эссойльского сельского поселения о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Бундыга В.Т. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца А. После её смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №. На основании изложенных в иске обстоятельств истец просит включить указанный земельный участок в наследственную массу и признать за ней право собственности.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, их представители, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав истца и её представителя, допросив свидетелей П. и С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
А. умершей ДД.ММ.ГГГГ, при жизни принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Истец своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства А., в настоящее время право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за истцом. Иные наследники с заявлением о принятии указанного наследства к нотариусу не обращались. Жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем покойному супругу А. и отцу истца – Т. умершему ДД.ММ.ГГГГ. Права Т. на земельный участок не были зарегистрированы в установленном законом порядке, однако факт принадлежности ему земельного участка подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) и архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
В ЕГРН в настоящее время содержатся следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>
После смерти Т. к нотариусу с заявлениями о принятии наследства никто не обращался. Вместе с тем А. и их сын В. (умерший ДД.ММ.ГГГГ и отказавшийся от приватизации упомянутого жилого дома, л.д. 9, 13) приняли наследство Т. фактическим принятием, поскольку продолжили проживать в жилом доме, расположенном на спорном земельном участке. При этом следует учитывать равенство прав А. и Т. на спорный земельный участок, исходя из положений пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которым имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. После смерти В. к нотариусу с заявлениями о принятии наследства также никто не обращался, однако А. также приняла наследство фактическим принятием, поскольку и далее проживала в упомянутом доме вплоть до своей смерти.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 218, 1112, 1141-1142, 1152-1154 ГК РФ, с учетом установленных судом обстоятельств, А. своевременно и надлежащим образом приняла наследство Т. и В., выразив свое отношение к наследственному имуществу как к своему собственному.
Истец же Бундыга В.Т. своевременно и надлежащим образом приняла наследство А., в установленный законом срок обратившись к нотариусу с соответствующим заявлением.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок, принадлежал А. на праве собственности, которое она при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировала, в связи с чем указанное имущество подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после её смерти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Рассматривая возможность признания права собственности на земельный участок, не имеющий установленных в соответствии с федеральными законами границ, суд учитывает позицию, изложенную в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года. Согласно указанной позиции, формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы пошлины с ответчиков в пользу истца не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать за Бундыга В. Т. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено 10 сентября 2021 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 11 октября 2021 года.