Решение по делу № 2-637/2018 ~ М-624/2018 от 24.07.2018

Дело номер 2-637/2018

решение в мотивированном виде

изготовлено 20 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    

15 августа 2018 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В. Луханиной,

при секретаре О.Ф. Черных,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крыловой Ольги Михайловны к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Крылова О.М. обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии, указывая на следующие обстоятельства.

Истец работала в Топчихинской средней общеобразовательной школе с 15 августа 1989 года по 15 августа 2005 года в должности учителя обслуживающего труда. С 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года работала в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в <адрес> педагогом дополнительного образования. С 01 января 2008 года и по настоящее время работает в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». За все эти периоды работы страхователями уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

12 июля 2017 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алейска и Алейского района (межрайонное) в Топчихинский филиал с необходимыми документами и заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

28 марта 2018 года было получено решение УПФР от 29 декабря 2017 года, в котором было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При исчислении стажа пенсионным органом не были включены в стаж педагогической деятельности периоды:

1) с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 год (данный период 03 года) - отпуск по уходу за ребенком;

2) с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 год период работы в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования. Отказ мотивирован тем, что данный центр не относится к учреждениям дополнительного образования (данный период 1 год 9 месяцев 24 дня);

3) с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года (данные периоды – 0 лет 07 месяцев 00 дней) – периоды нахождения в учебных отпусках. Не включение периода УПФР мотивировало тем, что в соответствии с п. 4, 5 Правил номер 516 в стаж на льготных основаниях включается работа, выполняемая в течении полного рабочего дня»;

4) с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года (данные периоды – 0 лет 01 мес. 03 дня) – периоды нахождения в служебных командировках в детских оздоровительных лагерях. Не включение периода УПФР мотивировало тем, что «в соответствии с п. 4, 5 Правил номер 516 в стаж на льготных основаниях включается работа выполняемая в течении полного рабочего дня».

По мнению УПФР, на момент обращения 04 июля 2017 года стаж Крыловой О.М. педагогической деятельности составляет 21 год 7 месяцев 6 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.

С подобным выводом УПФР истец не согласна, считает, что отказ признания права на досрочную пенсию нарушает ее законно возникшее право на социальное обеспечение, которое относится к основным правам и свободам человека и гражданина, закреплено ст. 39 Конституции РФ.

УПФР не засчитало период отпуска истца по уходу за ребенком в течение трех лет с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 год (данный период 3 года). Считает такое решение не обоснованным, так как в период отпуска по уходу ребенком до достижения им 1,5 лет работодатель оплачивает страховые взносы в пенсионный фонд. Кроме того, согласно справки номер 268 от 15 мая 2018 года в период с августа 1994 года по ноябрь 1994 года, а также в период с марта 1996 года по август 1997 года ей начислялась заработная плата, с которой производились отчисления и в ПФ РФ, по установленным тарифам. А если отчисления в пенсионный фонд производились, значит этот период времени должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет должно быть засчитано в льготный трудовой стаж.

УПФР не засчитан период работы в КГУСО «Краевой реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования. Отказ мотивирован тем, что данный центр не относится к учреждениям дополнительного образования. Согласно приказа -К от 01 марта 2006 года Крылова О.М. была принята в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в отделение психолого-педагогической помощи, стационарное отделение, на должность педагога дополнительного образования 12 разряда Единой тарифной сетки, постоянно. Был заключен трудовой договор на полную ставку. Это место работы для нее являлось основным (приказ о приеме на работу, трудовой договор, личная карточка). Согласно выписки из тарификационного списка работников, должность педагога дополнительного образования была предусмотрена в штате КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Согласно должностной инструкции в ее должностные обязанности входило осуществление дополнительного образования детей и подростков, реабилитируемых в Центре, комплектация кружков и т.д. Уставом КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» предусмотрено не только осуществление медицинской, а также и иных видов деятельности, в том числе и образовательной.

Поскольку дети в центре находились длительное время, с ними проводились занятия по программе средней школы и дополнительные занятия педагогом дополнительного образования. В центре для этого были созданы все условия, в том числе выделены отдельные помещения и оборудование для занятий (п.7.5.2.; 7.6.2; 7.7.3; 7.7.4 Устава).

Работники Центра пользовались всеми установленными для педагогов правами и льготами. Таким образом, отказ УПФР мотивированный тем что данный центр не относится к учреждениям дополнительного образования, считает не обоснованным, так как Центр предоставлял услуги образования.

УПФР не засчитало периоды с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года - нахождение в учебных отпусках. Истец обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет им. ФИО7». В спорные периоды ей по месту работы в КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и оплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Перед обучением в «Бийском педагогическом государственном университете ФИО7» Крылова О.М. работала воспитателем, в период обучения – воспитателем, непосредственно после окончания университета работала воспитателем в КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Согласно выписок из приказов, выданных КГБУ за время нахождения в учебных отпусках за ней сохранялось место работы и заработная плата, а так же оплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Соответственно, на основании ст. 10 Ф3-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» данные периоды должны быть включены в страховой стаж. Данная правовая позиция закреплена в определении Верховного Суда РФ 04 февраля 2011 года номер 74-В10-11.

УПФР не засчитало периоды нахождения в служебных командировках с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года. Согласно выпискам из приказа КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» от 25 июня 2015 года, от 08 августа 2016 года от 16 июня 2017 года Крылова О.М. была направлена работодателем в служебные командировки в ДОЛ вместе с детьми, для их сопровождения и нахождения с ними в ДОЛ в качестве воспитателя, где находилась с ними круглосуточно. При этом за ней было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата. Выплачивая работнику, направляемому в служебную командировку, заработную плату, работодатель уплачивает от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, следовательно, периоды нахождения в командировках должны быть включены специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В Сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица есть информация о том, что в период нахождения в командировках ей выплачивалась заработная плата и оплачивались страховые вносы в пенсионный фонд.

Таким образом, спорный период составляет 05 лет 05 месяцев 27 дней. С учетом бесспорного периода - 21 год 7 месяцев 6 дней - специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии составляет 27 лет 01 месяц 02 дня, что достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Следовательно, УПФР отказывает в начислении досрочной пенсии незаконно необоснованно, нарушая право на получение трудовой пенсии по старости гарантированное законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, просит признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Алейска и Алейского района (межрайонное) от 29 декабря 2017 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии неправомерным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 год (данный период 03 года) - отпуск по уходу за ребенком; с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года период работы в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования (данный период 1 год 9 месяцев 24 дня); с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года (данные периоды - 0 лет 07 мес. 00 дней) - периоды нахождения в учебных отпусках; с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года (данные периоды - 0 лет 01 мес. 03 дня) - периоды нахождения в служебных командировках.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонное) назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права по статье 28 п. 1 п. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как педагогическому работнику.

В судебном заседании истец Крылова О.М., ее представитель Зинченко С.В. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить их в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонного) Назарова О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Управление ПФР не согласно с доводами, приведенными в исковом заявлении, и считает требования истца несостоятельными и необоснованными. Отказывая во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года номер 400- ФЗ «О страховых пенсиях» как педагогическому работнику, Управление ПФР руководствовалось нижеприведенными нормами. Крылова О.М. обратилась 12 июля 2017 года в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года номер 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как педагогическому работнику. Решением ответчика от 29 декабря 2017 года номер 3406 ей отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия права. В расчет специального стажа Управление ПФР не включило периоды отпусков без сохранения заработной платы (их невключение не оспаривается истцом), а также период отпуска по уходу за ребенком с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 года, период работы Крыловой О.М. с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования, периоды командировок и учебных отпусков. Отказывая во включении в льготный стаж отпуска по уходу за ребенком, ответчик исходил из того, что указанный период имел место после 6 октября 1992 года, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года номер 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком — ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения начался у истца с 21 августа 1994 года, что подтверждает работодатель уточняющей справкой номер 62 от 17 августа 2017 года, т.е. после 06 октября 1992 года, Управление ПФР считает, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 года не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Крылова О.М. просит включить в специальный стаж период ее работы в качестве педагога дополнительного образования в КГУСО. Считает, что оснований для удовлетворения требований истца в данной части также не имеется. В подсчет специального стажа может быть включена не вся деятельность, а только деятельность в учреждениях и на должностях, предусмотренных соответствующим Списком. Данное правовое регулирование направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, и поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа. В указанный спорный период, равно как и в настоящее время, действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года номер 781 и Правила исчисления таких периодов. Должность «педагог дополнительного образования» предусмотрена п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка номер 781. При этом п. 3 вышеназванных Правил прямо предусмотрено, что работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, который именуется «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». КГУСО является социальным учреждением, которое предусмотрено п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка номер 781, то есть не относится к внешкольным учреждениям, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка. Учитывая вышеуказанные положения, просит суд отказать в удовлетворении требований Крыловой О.М. в данной части. В соответствии с положениями ч.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года номер 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года номер 781, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года номер 516. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 года номер 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Учитывая вышеизложенное, Управление ПФР такие периоды как учебные отпуска и командировки, прямо не поименованные в п. 5 Правил номер 516, не включило в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Крыловой О.М. Полагает, что так как названные периоды не связаны с выполнением соответствующей работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с тем, что они не включены в перечень периодов, утвержденный Правилами номер 516 и не обусловлены выполнением трудовых обязанностей, по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, то данные периоды не могут быть отнесены непосредственно к педагогической деятельности истца, в связи с чем полагает требования истца и в этой части не подлежащими удовлетворению. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 Закона номер 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года номер 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 27 апреля 1999 года. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета Крыловой О.М., названные спорные периоды отражены в выписке без кода особых условий труда, в связи с чем Управлением данные периоды учтены в страховой стаж работы и не учтены в стаж на соответствующих видах работ. Так как специальный стаж истца составляет менее требуемого 25- летнего стажа, то не имеется также и оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении пенсии по старости, поскольку в соответствии со ст. 22 Закона номер 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право истца на пенсию, с учетом вышеприведенных норм, не возникло. Учитывая изложенное, Управление ПФР просит отказать в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства, выслушал истца Крылову О.М., ее представителя Зинченко С.В., представителя ответчика Назарову О.Ю., и приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 2 и 39 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из пункта 2 статьи 30 Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные льготы по пенсионному обеспечению предусматривала и ранее действовавшая норма п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года номер 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

1) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года номер 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 номер 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, с применением положений абзаца третьего пункта указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

3) Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года номер 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 сентября 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

4) Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года номер 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу, что 12 июля 2017 года Крылова О.М.. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года номер 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Начальника ГУ-УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края от 29 декабря 2017 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права.

Управлением ПФР не засчитаны в специальный стаж периоды работы истца: отпуска без сохранения заработной платы, участие в забастовках с 10 мая 1994 года по 20 мая 1994 года, с 01 сентября 1997 года по 17 сентября 1997 года, с 02 сентября 1998 года по 05 сентября 1998 года, с 01 ноября 1998 года по 30 ноября 1998 года, с 04 октября 2004 года по 24 октября 2004 года по 24 октября 2004 года (их невключение не оспаривается истцом); период отпуска по уходу за ребенком с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 года; период работы с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования, периоды нахождения в учебных отпусках с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям»; периоды нахождения в командировках с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям».

Таким образом, на день подачи заявления 12 июля 2017 года специальный стаж работы составляет 21 год 7 месяца 6 дней (по решению ответчика об отказе в назначении пенсии), величина индивидуального пенсионного коэффициента – 46,022.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из представленной суду трудовой книжки , датированной 15 сентября 1989 года на Крылову О.М., следует что с 15 августа 1989 года она работала в Топчихинской средней общеобразовательной школе номер 2 учителем обслуживающего труда; 15 августа 2005 года уволена в связи с сокращением численности штата сотрудников; с 01 марта 2006 года принята на работу в отделение психолого-педагогической помощи, стационарное отделение педагогом дополнительного образования; 24 декабря 2007 года уволена по собственному желанию; 25 декабря 2007 года принята воспитателем в Краевое государственное образовательное учреждение для детей сирот, оставшихся без попечения родителей «Топчихинский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии»; с 01 января 2008 года по настоящее время продолжает работать в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Топчихинский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» (КГОУ «Топчихинский детский дом» переименовано с 12 декабря 2011 года в Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Топчихинский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» (КГБОУ «Топчихинский детский дом»); с 17 сентября 2015 года Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Топчихинский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» (КГБОУ «Топчихинский детский дом») переименован в Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей оказывающее социальные услуги «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Анализируя оспариваемый период с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 года - нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года номер 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989 года номер 677 с 1 декабря 1989 года было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В связи с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года номер 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (вступил в силу 6 октября 1992 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗОТ).

Данным законом ст. 167 КЗОТ была изложена в новой редакции, исключающей включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации номер 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года номер 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного суд учитывает, что Крылова О.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Свидетельство о рождении выданное 30 августа 1994 года), что подтверждает работодатель уточняющей справкой от 17 августа 2017 года, то есть после 06 октября 1992 года, следовательно период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, период с 21 августа 1994 года по 21 августа 1997 года - нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Анализирую период с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования, суд приходит к следующим выводам.

В подсчет специального стажа может быть включена не вся деятельность, а только деятельность в учреждениях и на должностях, предусмотренных соответствующим Списком.

Данное правовое регулирование направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, и поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.

В указанный спорный период, равно как и в настоящее время, действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года номер 781 и Правила исчисления таких периодов.

Должность «педагог дополнительного образования» предусмотрена пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка номер 781.

Пунктом 3 вышеназванных Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, который именуется «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

КГУСО является социальным учреждением, которое предусмотрено пунктом 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка номер 781, то есть не относится к внешкольным учреждениям, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 01 марта 2006 года по 24 декабря 2007 года в КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в должности педагога дополнительного образования.

В соответствии с положениями ч.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года номер 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года номер 781, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года номер 516.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 года номер 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года номер 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абз. 2 п. 5 указанных выше Правил, период учебных отпусков подлежит зачету в специальный стаж.

В указанное время, а именно с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года - истице предоставлялись учебные отпуска. В спорные периоды ей по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы.

Согласно выписок из приказов -к от 27 января 2010 года, -к от 25 ноября 2009 года, -к от 06 марта 2009 года, -к от 01 октября 2008 года, -к от 06 марта 2008 года, выданных КГБУ за время нахождения учебных отпусках за ФИО4 сохранялась место работы и заработная плата, а, так же оплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.

Таким образом, в период нахождения в указанных отпусках трудовые отношения истицы не прерывались, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились социальные и пенсионный отчисления, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ номер 781 от 11 июля 2002 года следует, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов связанных со служебной командировкой.

Согласно выпискам из приказа КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» от 25 июня 2015 года, от 08 августа 2016 года, от 16 июня 2017 года Крылова О.М. была направлена работодателем в служебные командировки вместе с детьми, для их сопровождения и нахождения с ними в качестве воспитателя.

При этом за истицей было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, периоды нахождения в командировках должны быть включены специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного суд считает возможным включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды: нахождения в учебных отпусках - с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года - в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям»; нахождения в командировках - с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям».

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая то, что Крылова О.М. обратилась к ответчику за назначением ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 12 июля 2017 года, на дату подачи заявления педагогический стаж составил менее 25 лет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости по подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12 июля 2017 года.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные истцом при обращении в суд с исковым заявлением.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крыловой Ольги Михайловны удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) от 29 декабря 2017 года об отказе Крыловой Ольге Михайловне включить в страховой стаж,, для назначения досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды:

- нахождения в учебных отпусках - с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года - в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям» ;

- нахождения в командировках - с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) включить Крыловой Ольге Михайловне в страховой стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды :

- нахождения в учебных отпусках - с 12 марта 2008 года по 05 апреля 2008 года, с 01 октября 2008 года по 25 октября 2008 года, с 09 марта 2009 года по 02 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 11 февраля 2010 года по 30 мая 2010 года - в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям» ;

- нахождения в командировках - с 30 июня 2015 года по 06 июля 2015 года, с 10 августа 2016 года по 24 августа 2016 года, с 18 июня 2017 года по 02 июля 2017 года в должности воспитателя Краевого государственного бюджетного учреждения «Топчихинский центр помощи детям».

В удовлетворении остальной части исковых требований Крыловой Ольге Михайловне – отказать.

Взыскать в пользу Крыловой Ольги Михайловны с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного), оплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий О.В. Луханина

Решение не вступило в законную силу

2-637/2018 ~ М-624/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крылова Ольга Михайловна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный)
Другие
КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Зинченко Светлана Викторовна
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Луханина Оксана Валериевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
24.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2018Передача материалов судье
25.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018Судебное заседание
20.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.09.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.09.2018Судебное заседание
20.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.10.2018Дело оформлено
30.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее