РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года
<адрес> Дело <Номер изъят>а-669/2016
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
судьи З. Н. Раднаевой,
с участием помощника прокурора Шебалинского района Д.М. Шадеева,
при секретаре Е.В. Иркитове,
представителя административного ответчика А.А. Анакова,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании незаконным бездействия по очистке от снега и снежных валов вдоль проезжей части улиц муниципального образования Камлакское сельское поселение, обязании очистить улицы от снега и снежных валов вдоль проезжей части,
установил:
Прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика по очистке от снега и снежных валов вдоль проезжей части улиц муниципального образования Камлакское сельское поселение, а именно в <адрес> – <адрес>, обязать его очистить указанные улицы муниципального образования Камлакское сельское поселение от снега и снежных валов вдоль проезжей части, а также о немедленном исполнении решения суда.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации МО «Шебалинский район» выявлены существенные нарушения требований Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». МО «Шебалинский район», а именно, очистка улиц муниципального образования Камлакское сельское поселение произведена ненадлежащим образом, снег с проезжей части убирается на обочины дорог и тротуары. Снежные валы формируются на протяжении проезжей части всех улиц МО Камлакское сельское поселение, их уборка не производится. Ширина очищенной проезжей части от снега не превышает ширину колесной базы (колеи) транспортных средств, в связи с чем отсутствует необходимое пространство для движения пешеходов на проселочных улицах (дорогах), ввиду наличия неубранного снежного вала с проезжей части. От данной ситуации прежде всего страдают несовершеннолетние, которые ежедневно осуществляют движение в образовательные учреждения и обратно по опасным дорожным участкам, поскольку за снежными валами ввиду маленького роста они не могут видеть движение транспортных средств, а водители могут не заметить несовершеннолетних.
В правовое обоснование административного иска указаны положения п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 2, 3, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.188 КАС РФ, требования ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
От представителя административного ответчика Анакова А.А. поступило письменное возражение на административное исковое заявление, в котором указано, что администрация МО «Шебалинский район» просит отказать в удовлетворении административного иска в связи с тем, что акт проверки соблюдения законодательства в отношении дорог составлен в отсутствие представителя администрации МО «Шебалинский район», кроме того, администрацией МО «Шебалинский район» заключен муниципальный контракт от <ДАТА> <Номер изъят>.225.78, в соответствии с которым подрядчик – АУ РА «Шебалино лес» должен выполнить работы с соблюдением требований ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района Шадеева Д.М. поддержал исковые требования, просил обратить к немедленному исполнению решение суда в части обязания очистить улицы от снега и снежных валов.
Представитель администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А. в судебном заседании административный иск признал, пояснив, что последствия признания иска в виде удовлетворения иска ему ясны и понятны.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары и обочины.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Из положений ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», устанавливающей, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик не более 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства очистка улиц муниципального образования Камлакское сельское поселение произведена ненадлежащим образом, ширина очищенной проезжей части от снега не превышает ширину колесной базы (колеи) транспортных средств, в связи с чем отсутствует необходимое пространство для движения пешеходов на проселочных улицах (дорогах), ввиду наличия неубранного снежного вала с проезжей части, что привело к нарушениям требований безопасности движения пешеходов и транспортных средств по дорогам.
К материалам дела приложен акт проверки соблюдения законодательства от <ДАТА>, в соответствии с которым в ходе проверки установлено, что в <адрес> ширина очищенной проезжей части от снега не превышает ширины колесной базы транспортных средств, образованы снежные валы, мешающие проходу пешеходов, в связи с чем пешеходы двигаются по проезжей части.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт ненадлежащей уборки снега и снежных валов на улицах МО Камлакское сельское поселение, влекущие нарушения требований безопасности дорожного движения.
Рассматривая доводы представителя административного ответчика о том, что акт проверки соблюдения законодательства в отношении дорог составлен в отсутствие представителя администрации МО «Шебалинский район», суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из акта проверки соблюдения законодательства от <ДАТА> следует, что данный акт составлен помощником прокурора Шебалинского района в присутствии государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД РФ «Онгудайский» и главы МО Камлакское сельское поселение.
При этом, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 N 88-РЗ "О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай", ст. 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 N 81-РЗ "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Шебалинский район" и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования "Шебалинский район".
Учитывая, что спорный акт составлен уполномоченным сотрудником прокуратуры при участии представителя собственника дорог и должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области безопасности дорожного движения, суд не усматривает оснований для признания данного акта незаконным и считает его допустимым доказательством наличия нарушений в деятельности администрации МО «Шебалинский район» по очистке дорог от снега.
Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствует незаконное бездействие администрации МО «Шебалинский район», поскольку администрацией заключен муниципальный контракт на очистку дорог от снега, а также ведется претензионная работа с подрядчиком, суд считает основанными на неверном толковании норм материального права.
Так, орган местного самоуправления муниципального района не может быть освобожден от публичной обязанности по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по заключенному муниципальному контракту. Являясь заказчиком по муниципальному контракту, данный орган обязан контролировать выполнение работ подрядчиком путем применения мер воздействия и ответственности, предусмотренных муниципальным контрактом и действующим законодательством.
При принятии решения суд также учитывает признание иска представителем административного ответчика. Поскольку признание настоящего административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Шебалинского района Республики Алтай подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным бездействия администрации МО «Шебалинский район» по очистке дорог от снега и снежных валов, учитывая, что замедление исполнение решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, приведет опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, настоящее решение в части возложения обязанности по снегоочистке может быть обращено к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шебалинский район» по очистке от снега и снежных валов вдоль проезжей части улиц муниципального образования Камлакское сельское поселение, а именно в <адрес> – <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Шебалинский район» очистить улицы муниципального образования Камлакское сельское поселение от снега и снежных валов вдоль проезжей части, а именно в <адрес> – <адрес>.
Решение в части возложения обязанности очистить улицы от снега и снежных валов вдоль проезжей части обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2016 года.
Судья З.Н. Раднаева