Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6211/2019 ~ М-5751/2019 от 30.09.2019

Дело № 2-6211/19 (17) 66RS0004-01-2019-007899-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 09.12.2019 года)

г. Екатеринбург 02 декабря 2019 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А. при секретаре судебного заседания Туленковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Ильиной Светланы Николаевны к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах Ильиной С.Н., обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 30.04.2019 № 246/46/65 Ильина С.Н., проживающая по адресу: г. <адрес>, принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. При этом, Ильина С.Н. имеет заболевание (код заболевания <данные изъяты>), дающее ей право на дополнительную жилую площадь на основании Приказа Минздрава России от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Кроме того, Ильина С.Н. страдает заболеванием (код заболевания <данные изъяты>), дающим ей право на внеочередное предоставление жилья на основании приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Таким образом, с учетом отчуждения 25.07.2019 принадлежащей Ильиной С.Н. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, необходимо предоставить жилое помещение общей площадью 32 кв. м. Учитывая изложенное, просил признать бездействие администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, выразившееся в не предоставлении Ильиной С.Н. на условиях договора социального найма во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, незаконным; возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность предоставить Ильиной С.Н. на условиях договора социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, находящейся в черте муниципального образования «город Екатеринбург» и отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 32 кв. м.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области и Министерство финансов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Вохмянин С.В., действующий на основании удостоверения, поддержал исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Истец Ильина С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указала, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Страхова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Григорьева Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Валова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что в рассматриваемой ситуации Фонд не уполномочен обеспечивать истца жилым помещением.

Представители третьих лиц Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации, при разрешении заявленного спора суда также руководствуется нормами данного нормативно-правового акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.04.2011 № 551-О-О по жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указал, что с 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что распоряжением главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 30.04.2019 № 246/46/65 Ильина С.Н., проживающая по адресу: <адрес> принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно справке МБУ «ЦГКБ» № 6 от 28.11.2018 № 1715 Ильина С.Н. страдает заболеваниями код <данные изъяты>, дающими право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Право Ильиной С.Н. на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с указанным статусом истца, ответчиками не оспаривается, более того подтверждается правовыми актами органов местного самоуправления.

Доводы представителя Администрации г. Екатеринбурга о нарушении в данной ситуации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» не могут быть приняты судом во внимание ввиду неверного толкования норм материального права.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).

При таких обстоятельствах и с учетом того, что истец Ильина С.Н. имеет хроническое заболевание, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагающее ее право на внеочередное предоставление жилого помещения не менее 16 кв. м с учетом права на дополнительную площадь, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Ильиной С.Н., в части возложения на Администрацию г. Екатеринбурга обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное, благоустроенное, отвечающее установленными требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры, находящейся в черте муниципального образования «город Екатеринбург», общей площадью не менее 16 кв.м с учетом права на дополнительную площадь.

Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Ильиной С.Н., в части признания незаконным бездействия Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, суд не находит, поскольку доказательств допущения со стороны указанного ответчика в отношении истца какого-либо бездействия суду в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Порядок предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма закреплен в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, изменение договора социального найма жилого помещения и его расторжение", утвержденном Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.05.2013 № 1883 (Далее Административный регламент).

Согласно пп. 2 п. 2 Административного регламента получателями муниципальной услуги в части предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений выступают граждане Российской Федерации или иностранные граждане (при наличии соответствующего международного договора о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации), постоянно проживающие на территории муниципального образования "город Екатеринбург", из числа малоимущих граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Подпунктом 1 п. 12 Административного регламента установлено, что Администрации районов в лице отделов по учету и распределению жилья (далее - администрации районов) предоставляют муниципальную услугу в части предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 34 Административного регламента в ходе предоставления муниципальной услуги выполняются следующие административные процедуры: уведомление заявителя о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (при решении вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма); прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения по договору социального найма; заключение (отказ в заключении) дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда; принятие решения о расторжении (об отказе в расторжении) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, абз. 2 п. 36 Административного регламента установлено, что основанием для начала исполнения административной процедуры "Уведомление заявителя о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" в отношении категорий заявителей, указанных в подпунктах 1-3 пункта 2 Административного регламента, является поступление в распоряжение Комитета (администрации района) жилых помещений муниципального жилищного фонда, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из изложенного следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения, гражданам, состоящим на учете малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, возникает у Администрации района только после поступления в ее распоряжение жилого помещения, отвечающего определенным требованиям (площадь, расположение, благоустроенность жилого помещения). До момента поступления в распоряжение Администрации района необходимого жилого помещения, обязанность по инициированию процедуры уведомления заявителя о предоставлении ему жилого помещения у Администрации района отсутствует.

В распоряжение Администрации района жилые помещений поступают в соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции "Выявление жилых помещений муниципального жилищного фонда, освободившихся в связи с расторжением (прекращением) предыдущего договора социального найма, и выморочного имущества в виде жилых помещений с оформлением их в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", учет таких помещений", утвержденного Постановление Администрации города Екатеринбурга от 15.12.2015 № 3637 (далее - Административный регламент № 3637).

Согласно п. 6 Административного регламента № 3637 результатом исполнения муниципальной функции является включение жилого помещения в реестр освободившихся помещений, находящихся в распоряжении Комитета, либо передача жилого помещения администрации района по акту приема-передачи для реализации программ переселения граждан, предоставления жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и т.д.

Между тем, жилое помещение для предоставления Ильиной С.Н. Администрации района по акту приема-передачи не передавалось.

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя Администрациии Ленинского района г. Екатеринбурга об отсутствии на стороне данного ответчика какого-либо бездействия в отношении истца Ильиной С.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Ильиной Светланы Николаевны к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обязанность предоставить Ильиной Светлане Николаевне во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное, благоустроенное, отвечающее установленными требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры, находящейся в черте муниципального образования «город Екатеринбург», общей площадью не менее 16 кв.м с учетом права на дополнительную площадь.

В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Тихонова

2-6211/2019 ~ М-5751/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.О. Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Варданян А.А. в интересах Ильиной С.Н.
Ответчики
Админитрация города Екатеринбурга
Администрация Ленинского района г. Екатеринбурга
Другие
Министерство строительства Свердловской области
Министерство Финансов РФ
ФГКУ Фонд жилищного строительства
Министерство финансов СО
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Тихонова(Иванова) Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
04.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее