Дело № 2-1-666/2019
УИД: 40RS0005-01-2019-000685-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года город Кондрово
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Кулешовой П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Татьяны Борисовны к Администрации муниципального района «Дзержинский район», Муниципальному образованию сельское поселение «Деревня Галкино», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Угра» о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
06 июня 2019 года истица обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, указав, что ее отец – ФИО1 являлся собственником жилого дома, площадью 36,9 кв.м, находящегося на земельном участке площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. В сентябре 2017 года жилой дом был снесен в связи с его ветхостью. Ее отцом был возведен новый дом, которому также присвоен адрес: <адрес>. 14.11.2017 года ФИО1 умер. Истица вступила в наследство и оформила право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №. С целью оформления прав на жилой дом обращалась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, но ей было отказано, в связи с нахождением принадлежащего ей земельного участка в границах зоны хозяйственного значения национального парка «Угра» и фактическим осуществлением строительства жилого дома на момент обращения с заявлением. На основании изложенного, истица просит признать право собственности на жилой дом общей площадью 233,9 кв.м., в том числе жилой – 141,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Истица Данилова Т.Б. и ее представитель по доверенности Аванесова Д.И., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили дополнительные пояснения на отзыв, исковые требования поддержали.
Ответчики – Администрация МР «Дзержинский район», Администрация МО СП «Деревня Галкино», извещенные надлежащим образом о дне судебного заседания, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, при вынесении решения полагались на усмотрение суда.
Ответчик Министерство природных ресурсов и экологии РФ, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик ФГБУ «Национальный парк «Угра», извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило возражения на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 (отец истицы) с 1973 года являлся собственником бревенчатого жилого дома, общей площадью 36,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено дубликатом договора купли-продажи жилого дома и надворных построек от 13 мая 1973 года (л.д. 11-12); выпиской из Распоряжения Главы администрации д. Галкино муниципального района «Дзержинский район» Калужской области № 49 от 28.10.1997 г. «О проведении нумерации домов, квартир, названий улиц на территории Галкинской сельской администрации» (л.д. 13); Постановлением Галкинской сельской администрации МО «Дзержинский район» № 29 от 15.08.2005 года «О фактических площадях и надворных постройках домовладения № 18 в д. Болобоново» (л.д. 14); техническим паспортом на домовладение № 18 в д. Болобоново по состоянию на 6 июля 2005 года (л.д. 15-19); свидетельством о государственной регистрации права 40 КЕ № 0015198 от 22.09.2005 года (л.д. 20).
Указанный жилой дом, расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, ранее принадлежащем ФИО1, что подтверждается Постановлением Галкинского сельского Совета Дзержинского района Калужской области « 27 от 12.05.1992 года «О передаче земельных участков в собственность граждан» (л.д. 21); свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 08.12.1992 года (л.д. 22); кадастровым планом земельного участка от 30.08.2005 года (л.д. 23-26).
Согласно свидетельства о смерти VII-МЮ № 838604 от 15.11.2017 года, ФИО1 умер 14.11.2017 года в г. Москва (л.д. 27).
Истица является наследницей имущества, оставшегося после смерти ФИО1, при обращении к нотариусу за принятием наследства ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 28)
В установленном законом порядке Данилова Т.Б. зарегистрировала право собственности на указанный земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.07.2018 года (л.д. 29-31).
Из искового заявления, пояснений истицы и ее представителя Аванесовой Д.И., данных в ходе рассмотрения дела следует, что при жизни ФИО1, бревенчатый жилой дом общей площадью 39,6 кв.м, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> был снесен, в связи с ветхим состоянием. На земельном участке был возведен новый дом, площадью 233,9 кв.м метров, которому также присвоен адрес: <адрес>. После смерти ФИО1 истица оформила право собственности на земельный участок, но в оформлении права на дом нотариусом ей было отказано, поскольку он не был до конца оформлен за ее отцом. ФИО1 при жизни обращался в Минприроды России по вопросу согласования использования земельного участка, а после его смерти сама истица обращалась с заявление о выдаче разрешения на строительство, но ей было отказано. С момента смерти отца истица, постоянно проживая в Москве, пользуется домом и земельным участком как дачей, преимущественно в нем проживает в весенне-летний период, оплачивает коммунальные услуги, страховку за дом.
Из акта обследования здания от 18.09.2017 года, выполненного кадастровым инженером ФИО5, следует, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> снесен полностью (л.д. 32).
Согласно градостроительного плана земельного участка общей площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №, подготовленного отделом архитектуры и градостроительства администрации МР «Дзержинский район» на основании заявления ФИО1 от 21.09.2017 года, определена граница допустимого размещения объекта капитального строительства, а также указано, что данный земельный участок расположен по адресу <адрес>, в границах земельного участка объекты капитального строительства отсутствуют, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (жилые зоны). Установлен градостроительный регламент. Вид разрешенного использования земельного участка – Ж-1 Зона застройки малоэтажными жилыми домами. Земельный участок находится на территории Национального парка «Угра» - в зоне особо охраняемых территорий (ограничения: соблюдение требований ст. 95 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», режима функциональной зоны охраняемого ландшафта ФГУ «Национальный парк «Угра».
Техническим паспортом на жилой дом № № в <адрес> по состоянию на 18 сентября 2017 года подтверждено наличие жилого дома общей площадью 233,9 кв.м, в том числе жилой 141,3 кв.м (л.д. 65-73).
Согласно Постановления администрации МО СП «Деревня Галкино» № 09 от 19.09.2017 года, вновь построенному жилому дому, расположенному на земельном участке 1500 кв.м, с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 33).
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В силу пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Национальный парк «Угра» создан Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 148 с предоставлением ему во владение земель лесного фонда общей площадью 43922 га и земель водного фонда общей площадью 1326 га, с включением в границы национального парка «Угра» земель общей площадью 53375 га без изъятия из хозяйственного использования.
Из положений ст. 95 Земельного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ следует, что создание национального парка влечет установление на его территории режима особой охраны.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 03.12.2015 года № 524 утверждено Положение о национальном парке «Угра», разделом 3 указанного положения установлен режим особой охраны территории национального парка, в приложении № 2 приведены состав и описание границ функциональных зон национального парка, а в приложении № 3 – карта функционального зонирования. Так, в национальных парках выделяются особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 40:04:070602:19 и расположенный на нем дом, находятся в границах поселения, и вокруг расположены иные земельные участки с домами.
Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-50/10503-ОГ от 24.11.2017 г. следует, что по информации предоставленной ФГБУ «Национальный парк «Угра», земельный участок с кадастровым номером 40:04:070602: 19 расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Угра». Земельный участок примыкает к существующей улице, в связи с чем планируемая застройка земельного участка не нарушит исторически сложившуюся планировочную структуру населенного пункта и сельский культурный ландшафт. Кроме того, в соответствии с Генпланом МО СП «Деревня Галкино», утвержденным решением сельской Думы от 30.07.2013 № 141,в которое входит д. Болобоново, участок расположен в зоне жилой застройки. Учитывая изложенное Минприроды считает возможным использование земельного участка с кадастровым номером № под строительство индивидуального жилого дома при выполнении определенных условий. Также в письме указано, что данное согласование не дает право на осуществление работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка «Угра». Перед началом проведения работ по строительству и реконструкции рекомендовано получить разрешение на строительство в Минприроды России (л.д. 43-45).
29.05.2018 года Данилова Т.Б. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство (л.д. 46).
Из отзыва Минприроды России следует, что письмом Минприроды России № 12-50/04768-ОГ от 06.06.2018 года истцу было отказано в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство, поскольку представленные схема планировочной организации земельного участка, а также градостроительный план земельного участка не соответствовали предъявляемым законом требованиям.
Письмом Минприроды России 15-50/02283-ОГ от 15.03.2019 года истцу отказано в направлении уведомления о соответствии параметром планируемого строительства и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку строительство спорного объекта на момент обращения с указанным заявлением было завершено (л.д.47-48).
В случае установления факта нахождения земельного участка, на котором возведена постройка, принадлежащего истцу на праве собственности, в зоне национального парка «Угра», принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, следует определить: имеются ли нарушения природоохранного законодательства, градостроительных норм и правил при возведении жилого дома.
Согласно технического заключения ИП ФИО6 № 2019 – 01 - ТЗ, жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности существующего здания, не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, не является опасным для жизни и здоровья людей при эксплуатации и в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требует разрешения на строительство. Площадь здания 246,2 кв.м (л.д. 49-63).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» № 1099 от 24.05.2018 года, спорный жилой дом признан соответствующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 64).
В нарушение ст. 56 ГПК РФ представителем национального парка «Угра» и Министерством природных ресурсов и экологии РФ не представлено доказательств, свидетельствующих, что сохранение жилого дома на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке нарушает режим использования земель национального парка, или иным образом создает угрозу природному благополучию данного объекта.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, существенных нарушений строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных, экологических, природоохранных норм и правил при возведении спорного жилого дома допущено не было, доказательств обратного, лицами, участвующими в деле, не представлено.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 29.04.2010 года и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание, что на момент создания национального парка «Угра» земельный участок уже был в собственности семьи истца, на данном земельном участке имелся жилой дом, который был снесен в связи с ветхостью, на месте старого дома возведен новый жилом дом в пределах, принадлежащего Даниловой Т.Б. на праве собственности земельного участка, на котором с учетом разрешенного использования земельного участка и его нахождения на землях населенных пунктов, допускается строительство жилого дома, нарушений при строительстве жилого дома допущено не было, суд приходит к выводу, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 233,9 ░░.░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ 141,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18.09.2017 ░░░░ ░ ░░░. № 3/482.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░