Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 20 мая 2019 года
Дело № 2-283/2019
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Уваровской О.А., при секретаре Промской О.А., с участием представителя истицы Сморода А.В. по доверенности Ливановой О.В., представителя ответчика - МОУ «Средняя общеобразовательная школы <номер изъят>», третьих лиц - МКУ «Управления образования администрации муниципального образования «<адрес изъят>» <адрес изъят> и Администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» по доверенностям Разводовской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сморода А. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил
истица Сморода А.В. обратилась в суд с уточненным исковым заявлением к ответчику средней общеобразовательной школе <номер изъят> о признании незаконным начисление ей работодателем заниженной месячной заработной платы с учетом «линейки» за увеличенную учебную нагрузку и взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 140913,75 рублей.
Истица указала, что она работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» со ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя истории. Трудовым договором установлены должностные оклады в размере 6578 с ДД.ММ.ГГГГ и 6841 с ДД.ММ.ГГГГ. При распределении учебной нагрузки на 2018-2019 учебный год приказом <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена учебная нагрузка в количестве 30,5 часов с проверкой тетрадей 10% от нагрузки в целом.
Также приказом от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> распределены занятия по внеурочной деятельности по ФГОС ООО (5-8 классы), для проведения ей распределено 5 недельных часов: «Спортивные мероприятия» в 6в классе - 1час, «Внеклассные мероприятия дух-нрав.» в 6в кл. - 1 час, «Внеклассные мероприятия (общ/инт)» в 6в кл. - 1 час, «Внеклассная деятельность» в 6в кл. - 1 час, «Программа деятельности школьного дет объед» в 6в кл. - 0,5 час, «с/к Право социального обеспечения» в 11 кл. - 0,5 час.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> распределены занятия по внеурочной деятельности по ФГОС НОО (1-4 классы), для проведения мне распределено 1 недельный час: «Я - патриот Родины» в 1г классе - 1час
Приказом <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ истице определена учебная нагрузка по обучению по индивидуальному учебному плану на дому 6 часов в неделю с проверкой тетрадей 10% -6 ч- 50%.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> установлены доплаты и надбавки от минимального оклада: за классное руководство - 20 %, за кабинет (<номер изъят>) - 10 %, доплата за превышение наполняемости класса - 15%, за проверку тетрадей от учебной нагрузки с учетом персонального повышающего коэффициента за квалификационную категорию -10 % за 30,5 часов.
Учебная нагрузка истицы всего составляет 42,5 часов, это 2,4 ставки при норме 18 часов в неделю. Норма часов педагогической работы для педагогических работников установлена Приказом Министерства образования и науки РФ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Согласно расчетным листкам заработная плата истицы составляла: ноябрь 2018 - 35 428,89 руб., декабрь 2018 - 27 515,17 руб., январь 2019 - 48 214,19 руб.
Министерство образования Иркутской области устанавливает на каждый календарный год целевые показатели - «линейку» среднемесячной заработной платы педагогических работников.
На 2018 год «линейка» - средняя заработная плата по педагогическим работникам общеобразовательных учреждений для Саянска была установлена в размере 35 174 руб., в январе 2019 г. - 34682 руб.
Согласно «линейке» заработная плата истицы:
- в ноябре 2018 должна быть в сумме 84417,60 руб. (35 174 руб. за норму часов х 2,4 (работаю на 2,4 ставки) - 35 428,89 руб. (начислено в ноябре) = 48988,71 руб. (недоплата),
- в декабре 2018 должна быть в сумме 84417,60 руб. (35 174 руб. за норму часов х 2,4 (работаю на 2,4 ставки) - 27 515,17 руб. (начислено в декабре 2018 г.) = 56902,43 руб.
- в январе 2019 г. должна быть в сумме 83326,80 руб. (34682 руб. за норму часов х 2,4 (работаю на 2,4 ставки) - 48 214,19 руб. = 35022,61 руб.
Поэтому истица Сморода А.В. просила суд о признании незаконным начисление ей работодателем заниженной месячной заработной платы за увеличенную учебную нагрузку, исходя из целевого показателя средней месячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций, и о взыскании с работодателя суммы недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 140913,75 руб.
Исковые требования были поддержаны в судебном заседании ее представителем Ливановой О.В.
Представитель ответчика средней общеобразовательной школы <номер изъят> и третьих лиц управления образования администрации муниципального образования «<адрес изъят>» <адрес изъят> и Администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» по доверенностям Разводовская А.С. от имени представляемых ею лиц исковые требования Сморода А.В. не признала, ссылаясь на то, что начисление заработной платы истице произведено в соответствии с законодательством, и поддержала письменные отзывы ответчика и третьих лиц, полагавших, что удовлетворение исковых требований Сморода А.В. невозможно.
В письменных возражениях представителя средней общеобразовательной школы <номер изъят> и третьих лиц управления образования администрации муниципального образования «<адрес изъят>» <адрес изъят> и Администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» Разводовской А.С. приведены сведения о том, что Сморода А.В. работает учителем истории в указанной образовательной организации, учредителем которой является администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» в лице управления образования администрации муниципального образования «город Саянск» - главного распорядителя средств в отношении школы, в ведении которого находится доведение лимитов для начисления и выплаты заработной платы педагогическим работникам. Указано, что Законом Иркутской области от 18 декабря 2017 года № 98-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Закон Иркутской области) утвержден порядок предоставления субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Предоставление субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - субвенции на общее образование) осуществляется министерством образования Иркутской области за счет средств областного бюджета (Приложение № 25 Закона Иркутской области). Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» должен соответствовать уровню средней заработной платы в соответствующем регионе. Срок действия Указов Президента Российской Федерации истек в 2018 году.
Для обеспечения роста заработной платы квалифицированных работников бюджетной сферы, заработная плата которых уравнялась в рамках проводимой политики по увеличению минимального размера оплаты труда, губернатором Иркутской области Левченко С.Г. издан указ от 8 ноября 2018 года № 231-уг «О дифференциации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Иркутской области». Принятие соответствующего указа обусловлено тем, что в 2018 году в условиях значительного роста минимального размера оплаты труда, а также с учетом реализации постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П произошло уравнивание заработной платы работников различной квалификации.
Министерством труда и занятости Иркутской области установлены минимальные размеры дифференциации заработной платы и рекомендуемые минимальные размеры окладов работников общеотраслевых должностей служащих и профессий рабочих, утвержденные приказом министерством труда и занятости Иркутской области от 30 ноября 2018 № 66-мпр «Об установлении рекомендуемых минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений Иркутской области». Министерством образования Иркутской области направлены рекомендации о проведении мероприятий, обеспечивающих дифференциацию заработной платы работников муниципальных учреждений Иркутской области. При проведении мероприятий по дифференциации заработной платы учитывается прогноз средней заработной платы педагогических работников, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области.
В письменном отзыве представителя министерства образования Иркутской области Тарбеевой Т.В. со ссылками на положение о министерстве образования Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 391/170-пп, и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устав средней общеобразовательной школы <номер изъят> указано, что учредителем школы является муниципальное образование «город Саянск», от имени которого права и обязанности учредителя осуществляет администрация городского округа муниципального образования «город Саянск». Министерство образования Иркутской области учредителем средней общеобразовательной школы <номер изъят> не является.
Также в отзыве министерства образования Иркутской области указано, что в соответствии со ст. 144 ТК РФ система оплата труда в муниципальных учреждениях устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, система оплата труда в муниципальных учреждениях устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 8 Федерального закона № 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено обеспечение государственных гарантий реализации нрав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ на территории Иркутской области действует постановление Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 года № 777-пи «Об утверждении методик расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области. Методика определяет порядок расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области в расчете на одного воспитанника в год (далее - нормативы). Расчет нормативов производится для определения объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Иркутской области, включая расходы па оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Законом Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 118-03 определены нормативы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Распоряжением министерства от 18 февраля 2019 года № 69-мр, на которое ссылается истица в исковом заявлении, утвержден прогноз среднемесячной заработной платы в сфере общего образования на 2019 год и на период до 2021 года. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования должен соответствовать средней заработной плате в соответствующем регионе. Согласно форме статистического наблюдения № ЗП-образование средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений муниципального образования «город Саянск» за январь - декабрь 2018 года целевому значению уровня заработной платы соответствует. При этом заработная плата конкретного педагогического работника может быть как выше, так и ниже среднего уровня и напрямую зависит от педагогической нагрузки, квалификации, сложности, качества работы, творческой активности. Согласно ст. 353.1 ТК РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового нрава, в подведомственных организациях осуществляется учредителем.
В письменном отзыве представителя министерства труда и занятости Иркутской области Сивохиной В.А. приводятся положения ст. 144 ТК РФ, п. 4 ст. 86 БК РФ, а также сообщается, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента РФ № 597) уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования должен соответствовать средней заработной плате в соответствующем регионе.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее - Программа), установлено, что расчет среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников, в том числе педагогических работников сферы общего образования, определяется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству.
В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ) продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, тогда как по общим нормам трудового законодательства продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Вместе с тем норма часов учебной (преподавательской) работы (норма часов учебной нагрузки) определена приказом 18 часов в неделю. Таким образом, порядок расчета среднемесячной заработной платы педагогических работников всех сфер образования исчисляется исходя показателей среднесписочной численности педагогических работников, а не количества ставок преподавательской работы (штатной численности).
Также программой в целях осуществления мониторинга выполнения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации № 597, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе педагогических работников образовательных учреждений общего образования, введено статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной отдельным категориям работников, представляется учреждениями в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в соответствующем субъекте Российской Федерации по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование, утвержденной приказом Росстата от 27 декабря 2018 года № 781.
Учреждениями в соответствии с пунктом 7 указаний по заполнению формы № ЗП-образование приводятся данные о средней численности работников списочного состава или среднесписочной численности работников за отчетный период, а не штатной численности работников. В целях реализации Указа Президента РФ № 597 и программы распоряжением Правительства Иркутской области от 29 мая 2014 года № 422-рп «О мерах по повышению заработной платы отдельных категорий работников на период 2014 - 2018 годов» утвержден прогноз среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Иркутской области на период 2014 - 2018 годов. Вместе с этим министерство образования Иркутской области наделено полномочиями по утверждению прогноза среднемесячной заработной платы в сфере общего образования и среднемесячной заработной платы учителей, в том числе в разрезе муниципальных образований Иркутской области. Утвержденные прогнозы среднемесячной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, среднемесячной заработной платы в сфере общего образования, среднемесячной заработной платы учителей по своей природе являются индикативными показателями для оценки исполнения Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты груда отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Исходя из этого, прогнозный уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 18 февраля 2019 года № 69-мр, в разрезе муниципальных образований Иркутской области является целевым средним значением заработной платы для конкретного муниципального образования Иркутской области и не является обязательным требованием для установления в таком размере заработной платы работникам муниципальных учреждений. Заработная плата конкретного педагогического работника с учетом интенсивности, сложности работы, квалификации, педагогической нагрузки может быть как выше, так и ниже целевого показателя средней заработной платы отдельных категорий работников. Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений также может быть отличной от средней заработной платы в регионе, поскольку учитывает объективную дифференциацию заработной платы с учетом территориальной особенности муниципальных образований Иркутской области (размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате).
Срок действия Указов Президента Российской Федерации истек в 2018 году. Вместе с тем, в соответствия с поручением Президента Российской Федерации предусмотрено сохранение действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, учителей, в сфере общего образования в 2019 и последующих годах. Мероприятия по обеспечению достижения целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников на период 2019-2021 годы регламентированы распоряжением первого заместителя губернатора Иркутской области - председателя Правительства Иркутской области от 18 февраля 2019 года № 3-рз «О реализации Указов Президента Российской Федерации в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы».
На осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений Иркутской области министерство труда и занятости Иркутской области не уполномочено. И законодательством не установлена обязанность по согласованию с данным министерством муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений, включая среднюю общеобразовательную школу <номер изъят>.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости оставления без удовлетворения иска Сморода А.В. в связи с далее изложенным.
В ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) приведено понятие заработной платы работника, которая определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 794 от 24 сентября 1989 года «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» предусмотрена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 года на территории юга Иркутской области к заработной плате рабочих и служащих применяется единый районный коэффициент в размере 1,3.
Исходя из смысла положений ч. 3 ст. 93, ч. 1 ст. 60.2, ч. 1 ст. 285 ТК РФ, оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со ст. 132 ТК РФ зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае - по учреждению и работнику. Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую).
Соответственно, теоретически ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов.
При этом для отдельных категорий педагогически работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18-ю часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки.
Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству): за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство); за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работников в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение).
Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей. При этом имеется Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».
В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Из материалов дела усматривается, что Сморода А.В. работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» со 02 сентября 2013 года учителем истории. С ней работодателем заключен трудовой договор с дополнительным соглашением от 28 февраля 2019 года № 29/19. Трудовым договором установлены должностные оклады в размере 6578 с 01.09.2014 г. и 6841 с 01.01.2018 года. При распределении учебной нагрузки на 2018-2019 учебный год приказом № 116-26-96 от 30.08.2018 г. ей была установлена учебная нагрузка в количестве 30,5 часов с проверкой тетрадей 10% от нагрузки в целом.
Также приказом от 30.08.2018 № 116-26-93 распределены занятия по внеурочной деятельности по ФГОС ООО (5-8 классы), для проведения ей распределено 5 недельных часов: «Спортивные мероприятия» в 6в классе - 1час, «Внеклассные мероприятия дух-нрав.» в 6в кл. - 1 час, «Внеклассные мероприятия (общ/инт)» в 6в кл. - 1 час, «Внеклассная деятельность» в 6в кл. - 1 час, «Программа деятельности школьного дет объед» в 6в кл. - 0,5 час, «с/к Право социального обеспечения» в 11 кл. - 0,5 час.
Приказом от 30.08.2018 № 116-26-92 распределены занятия по внеурочной деятельности по ФГОС НОО (1-4 классы), для проведения мне распределено 1 недельный час: «Я - патриот Родины» в 1г классе - 1час
Приказом № 116-26-129 от 20.09.2018 истице определена учебная нагрузка по обучению по индивидуальному учебному плану на дому 6 часов в неделю с проверкой тетрадей 10% -6 ч- 50%.
Приказом от 30.08.2018 г. № 116-26-91 установлены доплаты и надбавки от минимального оклада: за классное руководство - 20 %, за кабинет (№ 317) - 10 %, доплата за превышение наполняемости класса - 15%, за проверку тетрадей от учебной нагрузки с учетом персонального повышающего коэффициента за квалификационную категорию -10 % за 30,5 часов.
Учебная нагрузка истицы всего составляет 42,5 часов, это 2,4 ставки при норме 18 часов в неделю. Норма часов педагогической работы для педагогических работников установлена Приказом Министерства образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Согласно расчетным листкам заработная плата истицы составляла: ноябрь 2018 - 35 428,89 руб., декабрь 2018 - 27 515,17 руб., январь 2019 - 48 214,19 руб.
Согласно расчетным листкам заработная плата Сморода А.В. составила: в ноябре 2018 - 35 428,89 руб., в декабре 2018 - 27 515,17 руб., в январе 2019 - 48 214,19 руб., и начислена работодателем истице пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей), с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, что не оспаривается истицей. Но Сморода А.В. считает такое начисление месячной заработной платы заниженным и несоответствующим ее учебной нагрузке, исходя из целевого показателя средней месячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента РФ № 597) уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования должен соответствовать средней заработной плате в соответствующем регионе.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее - программа) установлено, что расчет среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников, в том числе педагогических работников сферы общего образования, определяется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству.
Таким образом, порядок расчета среднемесячной заработной платы педагогических работников всех сфер образования исчисляется исходя показателей среднесписочной численности педагогических работников, а не количества ставок преподавательской работы (штатной численности).
В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ) продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, тогда как по общим нормам трудового законодательства продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Вместе с тем норма часов учебной (преподавательской) работы (норма часов учебной нагрузки) определена приказом 18 часов в неделю.
Также программой в целях осуществления мониторинга выполнения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации № 597, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе педагогических работников образовательных учреждений общего образования, введено статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной отдельным категориям работников, представляется учреждениями в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в соответствующем субъекте Российской Федерации по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование, утвержденной приказом Росстата от 27 декабря 2018 года № 781.
Учреждениями в соответствии с пунктом 7 указаний по заполнению формы № ЗП-образование приводятся данные о средней численности работников списочного состава или среднесписочной численности работников за отчетный период, а не штатной численности работников. В целях реализации Указа Президента РФ № 597 и программы распоряжением Правительства Иркутской области от 29 мая 2014 года № 422-рп «О мерах по повышению заработной платы отдельных категорий работников на период 2014 - 2018 годов» утвержден прогноз среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Иркутской области на период 2014 - 2018 годов. Полномочиями по утверждению прогноза среднемесячной заработной платы в сфере общего образования и среднемесячной заработной платы учителей, в том числе в разрезе муниципальных образований Иркутской области, наделено министерство образования Иркутской области.
При этом необходимо отметить, что утвержденные прогнозы среднемесячной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, среднемесячной заработной платы в сфере общего образования, среднемесячной заработной платы учителей по своей природе являются индикативными показателями для оценки исполнения Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты груда отдельным категориям работников бюджетной сферы. Но эти индикаторы-показатели, определяющие характеристики изучаемого объекта, составными элементами заработной платы работников не являются.
Прогнозный уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 18 февраля 2019 года № 69-мр, в разрезе муниципальных образований Иркутской области является целевым средним значением заработной платы для конкретного муниципального образования Иркутской области и не является обязательным требованием для установления в таком размере заработной платы работникам муниципальных учреждений.
Заработная плата конкретного педагогического работника с учетом интенсивности, сложности работы, квалификации, педагогической нагрузки может быть как выше, так и ниже целевого показателя средней заработной платы отдельных категорий работников. Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений также может быть отличной от средней заработной платы в регионе, поскольку учитывает объективную дифференциацию заработной платы с учетом территориальной особенности муниципальных образований Иркутской области (размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате).
Срок действия Указов Президента Российской Федерации истек в 2018 году. Вместе с тем, в соответствия с поручением Президента Российской Федерации предусмотрено сохранение действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, учителей, в сфере общего образования в 2019 и последующих годах.
Мероприятия по обеспечению достижения целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников на период 2019-2021 годы регламентированы распоряжением первого заместителя губернатора Иркутской области - председателя Правительства Иркутской области от 18 февраля 2019 года № 3-рз «О реализации Указов Президента Российской Федерации в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы».
Таким образом, является несостоятельным, основанным на неверном толковании законодательства Российской Федерации и Иркутской области, довод истицы Сморода А.В. и ее представителя о том, что среднемесячная заработная плата, прогнозируемая для педагогов в сфере общего образования распоряжениями Минобразования Иркутской области на каждый месяц и в целом на год, должна выплачиваться каждому учителю за одну ставку месячной заработной платы, то есть за норму учебной нагрузки, устанавливаемую приказами Минобрнауки РФ (в настоящее время в количестве 18 часов в неделю), и что работа сверх ставки (дополнительная учебная нагрузка) должна дополнительно оплачиваться пропорционально установленному размеру среднемесячной заработной платы.
В связи с изложенным, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Сморода А.В. как о признании незаконным начисление работодателем истице месячной заработной платы за увеличенную учебную нагрузку, исходя из целевого показателя средней месячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций, так и о взыскании с работодателя в пользу истицы суммы недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 140913,75 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил
Полностью отказать в удовлетворении иска Сморода А. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» о взыскании недоначисленной заработной платы, а именно: полностью отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным начисление муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» Сморода А. В. месячной заработной платы за увеличенную учебную нагрузку, исходя из целевого показателя средней месячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций, и о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят>» в пользу Сморода А. В. суммы недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 140913,75 рублей.
Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд <адрес изъят>.
Председательствующий: О.А. Уваровская