Дело № 33а-101/2017 Судья Горбачева Т.Н
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2017 года город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Старцевой С.А.
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.
при секретаре Сулеймановой А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о признании незаконным бездействия по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла, возложении обязанностей по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла, Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 19 октября 2016 года (с учетом определения Советского районного суда г. Орла от 1 декабря 2016 года), которым постановлено:
«исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о признании незаконным бездействия по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла, возложении обязанностей по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах города Орла удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Орла, Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах города Орла.
Обязать администрацию города Орла, Управление городского хозяйства и транспорта г. Орла в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов по периметру бывшего щебеночного карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №».
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя административных ответчиков администрации г. Орла, Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла по доверенностям ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора ФИО5, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее по тексту – Департамент строительства), администрации г. Орла, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла (далее по тексту – Управление городского хозяйства) о признании незаконным бездействия по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла, возложении обязанностей по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла.
В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной 23.05.2016 прокуратурой проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории г. Орла на участке площадью <...> кв.м., расположенном за садоводческим товариществом <...>, а также на участке с кадастровым номером №, в карьере в водоохранной зоне реки <...> за садоводческими товариществами <...> и <...> были выявлены многочисленные несанкционированные свалки отходов.
Ссылался на то, что при обследовании указанных выше мест несанкционированного размещения отходов работы по ликвидации свалок, уборки захламленности не велись, спецтехника отсутствовала, меры, направленные на предотвращение несанкционированного ввоза и размещения отходов, на данной территории не применялись.
Обращал внимание, что по результатам ранее проведенной управлением Росприроднадзора по Орловской области проверки по аналогичным фактам администрации г. Орла было выдано предписание об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и ликвидации несанкционированных свалок со сроком исполнения до 01.06.2016, которое исполнено не было.
По мнению прокурора допущенное ответчиками бездействие по организации сбора и вывоза отходов на территории города Орла приводит к загрязнению окружающей среды, создает реальную угрозу экологической безопасности, причинению вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам.
По изложенным основаниям административный истец просил суд признать бездействие Департамента строительства, администрации г. Орла, Управления городского хозяйства по организации сбора и вывоза отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла незаконным, обязать ответчиков организовать сбор и вывоз отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории г. Орла за садоводческим товариществом <...> в районе железнодорожного моста, за садоводческим товариществом <...>, садоводческим товариществом <...> по направлению дороги к неработающему щебеночному карьеру в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию г. Орла, Управление городского хозяйства организовать сбор и вывоз отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории города Орла в районе неработающего щебеночного карьера на земельном участке с кадастровым номером №, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец отказался от исковых требований к Департаменту строительства в части организации сбора и вывоза отходов мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории г. Орла за садоводческим товариществом <...> в районе железнодорожного моста и садоводческими товариществами <...> и <...> по направлению дороги к неработающему щебеночному карьеру. Производство по делу в этой части прекращено на основании определения Советского районного суда г. Орла от 09.09.2016.
Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла».
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Орла и представитель МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления городского хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла и Управление городского хозяйства просят отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Орла, а в части удовлетворения исковых требований об обязании администрации г. Орла и Управления городского хозяйства в 3 месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, по периметру бывшего щебеночного карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № – производство по делу прекратить.
Приводят доводы о том, что с 01.01.2016 пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в иной редакции, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесено лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления городских округов не отнесена обязанность по организации ликвидации объектов несанкционированного размещения отходов, а, следовательно, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для признания незаконным бездействия со стороны администрации г. Орла и Управления.
Также полагают, что, принимая решение об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчиков в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов по периметру бывшего щебеночного карьера, судом допущено неверное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, администрацией г. Орла и Управлением, начиная с июля по октябрь 2016 года, предпринимались распорядительные меры по ликвидации несанкционированных свалок по периметру бывшего щебеночного карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
В связи с чем, МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», территориальным управлением по Заводскому району администрации г. Орла были организованы масштабные работы по уборке отходов на указанном выше земельном участке с привлечением подрядной организации ООО <...> и по итогам проведенных мероприятий с указанной выше территории было вывезено 90 % от начального объема отходов, что подтверждается актом комиссионного обследования от 14.10.2016.
Ссылаются на то, что неубранными остались несколько локальных объектов, ликвидация которых затруднена по объективным причинам и требует создания подъездных путей или наличия специальной техники, которая отсутствует у муниципальных предприятий и подрядных организаций.
Считают, что суд первой инстанции необоснованно отнесся критически о к акту обследования территории от 14.10.2016, приобщенному к материалам дела в подтверждение доводов администрации г. Орла.
Судебная коллегия по административным делам, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела в соответствии с положениями статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены, в частности, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 3.2.8, 3.6, 3.18, 14.1 и 14.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС отходы должны размещаться на специально отведенных и оборудованных площадках в исправных контейнерах, в урнах, вывоз которых должен осуществляться своевременно.
Отходы, в том числе КГО, должны вывозиться на мусороперерабатывающие предприятия и объекты размещения отходов организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, на основе заключенных договоров на вывоз отходов.
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Орла запрещается: сброс мусора и иных отходов вне специально отведенных для этого мест, в том числе сброс гражданами на территориях объектов благоустройства мелких отходов (оберток, тары, упаковок, окурков и т.п.) вне контейнеров и урн для сбора отходов; свалка (сброс) и хранение (складирование) ТБО, промышленных и строительных отходов, грунта и других загрязнений вне специально отведенных и установленных для этого мест.
Обезвреживание ТБО и ЖБО производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и мусоросжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Уставом города Орла, принятым Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 72/753-ГС, установлено, что решение вопросов местного значения городского округа по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям администрации города Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 № 6/0081-ГС в структуре администрации города Орла создано Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, наделенное правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
На данное Управление возложены задачи по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации благоустройства городской территории, участие в организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов (пп. 2.16, 2.19, 2.23 Положения об Управлении городского хозяйства и транспорта администрации города Орла).
Из материалов дела усматривается, что в результате проведенной 23.05.2016 Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой с участием представителей уполномоченных органов власти и местного самоуправления проверки городских территорий выявлены многочисленные несанкционированные свалки отходов, которые длительное время не ликвидируются, в зоны загрязнения вовлекаются более масштабные территории, включая водоохранные зоны водных объектов.
Так, несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов обнаружена на территории неработающего щебеночного карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности г. Орла.
Кроме того, частично свалки отходов размещаются в карьере в водоохранной зоне реки <...>. Также в 30 м. от обочины дороги в сторону бывшего садоводческого товарищества <...> на площади <...> кв.м. обнаружена свалка жидких отходов в виде шлама от очистки сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации, захламленность твердыми бытовыми отходами.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: актами обследования территории от 23.05.2016, от 09.09.2016, от 05.10.2016 с фототаблицами, из которых видно, что на вышеуказанной территории обнаружена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов (Т.1 л.д. 24-62, 194-202, 223-239); ответом Управления Росреестра по Орловской области от 24.05.2016, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования «город Орел», имеет вид разрешенного использования для разработки каменного карьера (Т.1 л.д. 63-64); схематическими чертежами указанного выше земельного участка, в которых обозначены схемы места размещения свалок и их площади (Т.1 л.д. 65-66); свидетельством о государственной регистрации права собственности от 04.05.2007 (Т.1 л.д. 67); протоколами от 30.05.2016 (Т.1 л.д. 68-69, 70-71, 72, 73); экспертным заключением от 31.05.2016, из которого следует, что в пробах почвогрунтов, на которых размещаются отходы в виде шлама, отмечено превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ по цинку и нефтепродуктам по сравнению с фоновыми показателями (Т.1 л.д. 74-75).
Судом установлено, что еще 04.12.2015 Управлением Росприроднадзора по Орловской области в адрес администрации г. Орла было вынесено предписание об устранении несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории и по периметру известного карьера в срок до 01.06.2016 (Т.1 л.д. 76-77).
В связи с неисполнением этого предписания постановлением мирового судьи судебного участка № Советского района г. Орла от 26.08.2016 администрация г. Орла была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.139-140).
Кроме того, в адрес администрации г. Орла Росприроднадзором неоднократно направлялись обращения с требованием принятия мер по ликвидации свалок и недопущению организации несанкционированных свалок на указанной выше территории.
Однако по результатам рассмотрения указанных обращений административным ответчиком были даны ответы, из которых следует, что у администрации г. Орла отсутствует возможность ликвидировать несанкционированные свалки на указанной территории по причине неблагоприятных погодных условий.
Установив, что администрацией г. Орла вопреки выше приведенным законоположениям не исполняются полномочия по организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов, размещенных на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, управление и распоряжение которым осуществляется административным ответчиком, а также не принимаются меры к организации ликвидации несанкционированной свалки по периметру бывшего щебеночного карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и правомерно признал незаконным бездействие администрации г. Орла и Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации и вывозу отходов с несанкционированных мест размещения отходов в границах территории г. Орла.
При таких обстоятельствах, в целях устранения нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, суд обоснованно возложил на административных ответчиков обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов и мусора, установив разумный срок для исполнения принятого решения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Довод апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2016 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов не относится ликвидация несанкционированных свалок, не может быть принят во внимание, поскольку, несмотря на внесенные изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ, полномочия по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов остались. Кроме того, ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени механизм разграничения полномочий не разработан, отсутствует организация (региональный оператор), на которую была бы возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. Между тем, еще 04.12.2015 Управлением Росприроднадзора по Орловской области в адрес администрации г. Орла было вынесено предписание об устранении этой свалки.
Другие доводы жалобы не влекут отмену состоявшегося по делу решения, поскольку сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла, Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи