Решение по делу № 2-1445/2018 ~ М-1507/2018 от 26.11.2018

Дело № 2-1445/2018

РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Логвиновой О.В.,

при секретаре Ворошиловой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

18 декабря 2018 года

гражданское дело по иску Жердева А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

установил:

Истец Жердев А.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении его в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования следующим.

Вышеуказанный дом принадлежит истцу на основании решения Анжеро-Судженского городского суда <дата>.

Согласно заключению Сибирского филиала АОА ВНИМИ от <дата> дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидируемой ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и подлежит сносу по условия подработки.

Администрация Анжеро-Судженского городского не вносит истца в список расселения граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности. В устном отказе администрации истцу предложено по данному вопросу обратиться в суд.

Просит суд обязать ответчика включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставить ему социальную выплату из расчета 33 кв. метров на семью, состоящую из одного человека, для приобретения жилья.

Истец Жердев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца Жердева А.В. – Руденко А.В., действующий на основании заявления, требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Также пояснил, что истец приобрел дом в 1991 году на основании договора купли-продажи, но в связи со смертью продавца не успел зарегистрировать право собственности на дом. С момента приобретения дома, то есть с <дата>, истец постоянно проживал в нем. Другого жилья у него ни в собственности, ни в пользование не было. Истец зарегистрировал право собственности на дом и сам зарегистрировался в доме сразу после признания за ним права собственности в силу приобретательной давности решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата>.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что <адрес> расположен на горном отводе и подлежит сносу по условию подработки. Истец не может быть включен в списки граждан на переселение из ветхого, подработанного жилья, поскольку поздно оформлено право собственности на дом, имеет позднюю регистрацию.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство энергетики РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

Судом установлено, что жилой дом по <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда от <дата> принадлежит Жердеву А.В. Право собственности на указанный дом зарегистрировано в ЕГРН за истцом <дата> (л.д.7-8).

Из домовой книги для прописки граждан и справке МП ЕРКЦ от <дата> по адресу: по <адрес> с <дата> зарегистрирован истец Жердев А.В. (л.д.11-14,15).

По сведениям филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск (л.д.30) сведениями о собственности за Жердевым А.В. филиал не располагает. Общая площадь дома по <адрес>, составляет <...> Процент износа дома на дату инвентаризации <дата> составляет 65 %.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата> следует, что за Жердевым А.В. в собственности недвижимое имущество, кроме жилого дома по <адрес>, не зарегистрировано (л.д.31).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной шахтой территории, признан ветхим (л.д.28).

    Разрешая требования истца о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», и предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости жилого помещения площадью 33 кв.м. на семью, состоящей из одного человека, оценивая доводы сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Жердев А.В. на дату принятия решения о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское», а именно на <дата> проживал в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Доказательств опровергающих данные обстоятельства ответчиком не представлено. Иного жилого помещения на праве собственности, в пользовании, как на <дата>, так и по настоящее время истец не имеет. Жилой дом по <адрес>, в <адрес> является ветхими, непригодным для проживания по критериям безопасности и, согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата>, подлежит сносу по условию подработки.

Как установлено решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, истец в 1991 году по договору купли-продажи приобрел в собственность дом, расположенный по адресу: <адрес>, и с момента покупки дома по настоящее время открыто и добросовестно владеет им (л.д.4-6).

Суд приходит к выводу, что регистрация права собственности и постановка на регистрационный учет в спорном жилом помещении после принятия решения о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и после вынесения заключения СФ ОАО ВНИМИ не может, по мнению суда, повлечь ограничения в реализации истцом права на жилище, установленного ст. 40 Конституции Российской Федерации. Как пояснил представитель истца, а также установлено решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата>, имеющим преюдициальное значение и обстоятельства, им установленные, в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ повторному доказыванию не подлежат, истец приобрел спорный жилой дом в 1991 году на основании договора купли-продажи от <дата>, в связи со смертью продавца право собственности не было зарегистрировано, но с момента приобретения дома, то есть с <дата>, истец постоянно проживал в нем. Истец зарегистрировал право собственности на дом и сам зарегистрировался в доме сразу после признания за ним права собственности в силу приобретательной давности решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата>.

Несмотря на то, что в настоящее время ОАО «Шахтоуправление Анжерское» не ликвидировано, находится в стадии ликвидации, тем не менее ответчик формирует и утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ на находящемся в стадии ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцу на включение в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428, и получение социальной выплаты.

        С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному спору, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами, и предоставлении социальной выплаты подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    Исковые требования Жердева А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты полностью удовлетворить.

    Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Жердева А.В. , <дата> года рождения, уроженца <...> зарегистрированного по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;

                 - предоставить Жердеву А.В. социальную выплату из расчета 33 кв. метров на семью, состоящую из одного человека, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено 21.12.2018.

2-1445/2018 ~ М-1507/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жердев Александр Витальевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
26.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2018Передача материалов судье
29.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018Подготовка дела (собеседование)
03.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2018Дело оформлено
26.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее