УИД 63RS0028-01-2020-001098-18
Дело № 2-949/2020
В окончательной форме решение суда изготовлено 18.09.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года с. Сергиевск
Сергиевский районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Морозовой Г.С.
при секретаре Стрельцовой М.А.
с участием помощника прокурора Сергиевского района Меримерина Л.А.,
представителя истца Базаровой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к Шевчук Нине Ивановне об изъятии жилого помещения путем выкупа, встречное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области обратилась в суд с иском к Шевчук Н.И. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем его выкупа в связи с признанием дома аварийным и непригодным для проживания и изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование иска истец указал, что распоряжением администрации м.р. Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным к проживанию и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений, расположенных в указанном жилом доме, предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос принадлежащих им жилых помещений.
Ответчик Шевчук Н.И. является собственником <адрес> указанном жилом доме, площадь принадлежащего ей жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Шевчук Н.И. выразила согласие на участие в государственной жилищной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области № 179 от 29.03.2019, путем предоставления администрацией другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, в домах построенных или приобретенных в муниципальную собственность на территории сельского поселения Светлодольск Сергиевского района.
Первоочередным способом обеспечения граждан жилыми помещениями при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласно ст. 32 ЖК РФ, является изъятие таких жилых помещений путем выкупа.
Поскольку ответчик Шевчук Н.И. приобрела спорное жилое помещение по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, то на нее распространяется действие п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которого выкупная цена в отношении таких жилых помещений не может превышать стоимости приобретенного гражданами жилья, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ на них не распространяются.
На основании изложенного просит суд: изъять для муниципальных нужд жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Шевчук Н.И. и расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа, с выплатой выкупной цены в размере <данные изъяты> руб.; выселить Шевчук Н.И. из указанного жилого помещения; прекратить право собственности Шевчук Н.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности муниципального района Сергиевский на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; указать, что решение суда является основанием для снятия Шевчук Н.И. с регистрационного учета в спорном жилом помещении.
Ответчик Шевчук Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Шевчук Н,И. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в обосновании которого указала, что спорное жилое помещение она приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. поскольку жилой дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира был признан непригодным к проживанию и подлежащим сносу, то Администрацией Сергиевского района Самарской области ей было предложено участвовать в государственной программе Самарской области по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, она согласилась на участие в указанной программе, согласившись на изъятие принадлежащего ей жилого помещения путем предоставления ей другого жилого помещения. Она не согласна с заявленными требованиями администрации Сергиевского района Самарской области об изъятии у нее жилого помещения путем выкупа, поскольку согласия на такое изъятие не выражала, размер компенсации, который предлагает Администрация, не позволит ей приобрести какое-либо оное жилое помещение, другого жилого помещения на праве собственности или на праве социального найма, в котором бы она могла проживать, у нее не имеется. К ней не применяются положения частей 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ, поскольку жилое помещение она приобрела до внесения изменений в указанную статью Жилищного кодекса РФ. Не возражает против выселении ее из спорного жилого помещения, но только после того, как ей будет предоставлено иное жилое помещение, взамен изымаемого, а также не возражает против прекращения ее права собственности на спорное жилое помещение и передаче его в собственность муниципального района Сергиевский Самарской области после предоставления ей другого жилого помещения. На основании изложенного, просит суд обязать администрацию Сергиевского района Самарской области предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение площадью не менее 43,9 кв.м., расположенное в границах сельского поселения Светлодольск Сергиевского района Самарской области взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. После предоставления ей другого жилого помещения просит прекратить ее право собственности на спорное жилое помещение по адресу: <адрес> признать на него право собственности муниципального района Сергиевский Самарской области.
Помощник прокурора Сергиевского района Самарской области Меримерин Л.А. в судебном заседании полагал необходимым удовлетворить встречное исковое заявление Шевчук Н.И. к администрации Сергиевского района Самарской области в полном объеме, исковое заявление администрации Сергиевского района Самарской области к Шевчук Н.И. удовлетворить частично.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, прокурора, находит встречные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а первоначальные исковые требования администрации м.р. Сергиевский Самарской области к Шевчук Н.И. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шевчук Н.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью 43,9 кв.м.. что подтверждается договором купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы м.р. Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р на собственников помещений в указанном многоквартирном доме возложена обязанность произвести снос принадлежащих им жилых помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения, собственникам помещений предложено произвести снос принадлежащих им жилых помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Самарской области № 179 от 29.03.2019 Постановление Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 утверждена Государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2025 года".
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (приложение №, порядковый номер жилого дома в приложении 1095).
Согласно п. 7 Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2025 года" (далее – Государственная программа), предусмотрено, что в рамках указанной Государственной программы предусмотрена реализация мероприятий по строительству жилых домов, приобретению жилых помещений в построенных и строящихся жилых домах у застройщиков, приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, а также предоставлению возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области (далее - Перечень домов), в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переселение граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем предоставления органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Самарской области, являющимися участниками Государственной программы (далее - органы местного самоуправления), жилых помещений в домах, построенных или приобретенных в муниципальную собственность, либо предоставления возмещения за изымаемые жилые помещения.
Согласно п. 8 Государственной программы, реализация мероприятий по переселению граждан осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, в том числе субсидий, формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Указанные субсидии расходуются, в том числе, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Часть 2 ст. 23 ЖК РФ предусматривает, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с ч. 7 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В судебном заседании установлено, что Шевчук Н.И. приобрела спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после признания его в установленном законом порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу. Приобретение жилого помещения в МКД, который в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе ч. 5 ст. 32 ЖК РФ.
Исходя из системного толкования положений ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник ветхого жилого помещения, подлежащего сносу, в установленный срок не предпринял мер, направленных на его снос, то орган, принявший решение о сносе ветхого жилого дома вправе в порядке, предусмотренном ст. 49 ЗК РФ изъять земельный участок на котором расположен такой жилой дом, для муниципальных нужд, а также всех жилых помещений, расположенных в данном доме.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа в порядке, установленном указанной статьей.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ст. 32 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее Шевчук Н.И., включено в Государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2025 года", следовательно, учитывая вышеприведенные положения законодательства, Шевчук Н.И. предоставлено право выбора способа изъятия принадлежащего ей жилого помещения и подлежащего изъятию в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу.
Заявлением Шевчук Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ, поданным в администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области, подтверждается, что Шевчук Н.И. выразила согласие на участие в Государственной программе путем предоставления ей органом местного самоуправления равнозначного жилого помещения, расположенного на территории сельского поселения Светлодольск Сергиевского района.
При установленных судом обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, не подлежит удовлетворению требование администрации м.<адрес> об изъятии спорного жилого помещения у Шевчук Н.И. путем его выкупа с выплатой выкупной цены в размере 300 000 руб., а подлежит удовлетворению встречное исковое требование Шевчук Н.И. об изъятии у нее указанного жилого помещения путем предоставления ей иного жилого помещения площадью не менее 43,9 кв.м., расположенного в границах сельского поселения Светлодольск Самарской области.
Поскольку после предоставления Шевчук Н.И. иного жилого помещения взамен изымаемого должно быть прекращено ее право собственности на спорное жилое помещение, а изымаемое жилое помещение должно быть передано муниципальному району Сергиевский Самарской области, то подлежат удовлетворению встречные исковые требования Шевчук Н.И. о прекращении за ней права собственности на спорное жилое помещение и о признании на указанное жилое помещение права собственности муниципального района Сергиевский Самарской области после предоставления ей другого жилого помещения взамен изымаемого, также подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Таким образом, при прекращении права собственности на жилое помещение, его прежний собственник утрачивает право пользования таким жилым помещением и обязан освободить его.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требование администрации муниципального района Сергиевский Самарской области в части выселения Шевчук Н.И. из спорного жилого помещения, однако полагает, что такое выселение может быть произведено только после предоставления ей иного жилого помещения взамен изымаемого.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрация граждан является административным актом, производна от права гражданина на жилое помещение. Согласно п. 31 Правил решение суда является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета, поэтому при исполнении решения суда о выселении гражданина он снимается с регистрационного учета по месту жительства должностным лицом, ответственным за регистрацию, указание на снятие ответчиков с регистрационного учета в решении не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к ФИО1 об изъятии жилого помещения путем выкупа – удовлетворить частично.
Выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением другого жилого помещения взамен изымаемого согласно государственной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 20205 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области № 179 от 29.03.2019, площадью не менее 43,9 кв.м., расположенное в границах сельского поселения Светлодольск муниципального района Сергиевский Самарской области.
В остальной части в удовлетворении иска – отказать.
Встречное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ФИО1 и расположенное по адресу: <адрес>, путем предоставления ФИО1 иного жилого помещения взамен изымаемого согласно государственной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 20205 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области № 179 от 29.03.2019, площадью не менее 43,9 кв.м., расположенного в границах сельского поселения Светлодольск муниципального района Сергиевский Самарской области и отвечающего санитарным и техническим требованиям.
После предоставления ФИО1 иного жилого помещения взамен изымаемого, площадью не менее 43,9 кв.м., расположенного в границах сельского поселения Светлодольск муниципального района Сергиевский Самарской области и отвечающего санитарным и техническим требованиям, прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
После прекращения права собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признать право собственности муниципального района Сергиевский на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное решение является основанием для снятия ФИО1 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Г.С. Морозова