Решение по делу № 2-67/2018 (2-787/2017;) ~ М-712/2017 от 13.11.2017

Дело №2-67/2018                                      копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    10 января 2018 года г.Александровск

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,

при секретаре Уточкиной Н.В.,

с участием заместителя зам.прокурора г. Александровска Белёва И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края дело по иску прокурора г.Александровска к Думе Яйвинского городского поселения об устранении нарушений законодательства по организации внешнего муниципального финансового контроля,

УСТАНОВИЛ:

    прокурор г. Александровска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав, что в ходе проверки в администрации Яйвинского городского поселения выявлено отсутствие контрольно-счетного органа, который вправе проводить внешнюю проверку бюджета, а также отсутствие соглашения с Земским собранием Александровского муниципального района о передаче Контрольно-счетной палате Александровского муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, что является нарушением бюджетного законодательства. Просит возложить на Думу Яйвинского городского поселения обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании " Яйвинское городское поселение " или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования "Александровский муниципальный район" полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Александровска иск поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Из поступивших в суд письменных возражений следует, что ответчик с иском не согласен. Полагают, что контрольно-счетный орган муниципального образования включен в перечень органов, составляющих структуру органов местного самоуправления, при этом его наличие в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ не является обязательным, он создаётся только в том случае, если предусмотрен уставом муниципального образования. Отсутствие контрольного органа в структуре органов местного самоуправления не означает, что в соответствующем муниципальном образовании отсутствует возможность для создания системы внешнего финансового контроля. Полагают, что функции внешнего финансового контроля выполняются самим представительным органом, поскольку в соответствии с решением Думы Яйвинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О постоянных комиссиях Думы Яйвинского городского поселения» образована планово-бюджетная комиссия Думы, к полномочиям которой относится утверждение бюджета поселения и контроль за его исполнением.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствие с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Согласно ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Согласно пункту 2 указанной статьи контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия по: аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе муниципальных программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Согласно пункту 2 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью исключительно контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяют суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6- ФЗ.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в Яйвинском городском поселении отсутствует контрольно-счетный орган, который вправе проводить внешнюю проверку бюджета, а также отсутствует соглашение с Земским собранием Александровского муниципального района о передаче Контрольно-счетной палате Александровского муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Поскольку в силу положений Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль является обязательной частью бюджетного процесса и осуществляется органами финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, довод ответчика о том, что создание контрольно-счетного органа является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования, судом отклоняется как не основанный на законе.

Обосновывая отсутствие обязательности существования отдельного контрольно-счетного органа, ответчик апеллирует к нормам Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предписывающим право, а не обязанность образовать контрольно-счетный орган муниципального контроля муниципального образования.

Однако, исходя из предмета правового регулирования федерального закона №131-ФЗ, указанного в преамбуле, данный закон не разрешает вопросы необходимости существования контрольно-счетного органа муниципального образования, регламентируя лишь общий порядок образования органов местного самоуправления, поэтому должен применяться в системной связи с перечисленными выше требованиями федеральных законов. Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" любые нормативные правовые акты, включая федеральные законы не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.

Не принимается судом и довод ответчика о наличии функции внешнего финансового контроля у самого представительного органа – Думы поселения, поскольку правовой статус планово-бюджетной комиссии Думы, к полномочиям которой относится утверждение бюджета поселения и контроль за его исполнением, не равнозначен статусу контрольно-счетного органа муниципального образования, определяемого федеральным законодательством. С учетом порядка формирования, должностных полномочий членов комиссии и ее зависимого положения от представительного органа местного самоуправления, планово-бюджетная Думы яйвинского городского поселения комиссия не имеет возможности осуществлять контрольные полномочия в том объеме и на тех условиях, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Неисполнение ответчиком обязанности по организации внешнего муниципального финансового контроля приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей пос.Яйва, нарушению бюджетного законодательства, поскольку не осуществляется контроль за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не проводится экспертиза проектов местного бюджета, отсутствует информация о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также не проводятся в пределах полномочий мероприятия, направленные на противодействие коррупции.

Учитывая, что обязанность по организации внешнего муниципального финансового контроля ответчиком не выполнена, иск прокурора о возложении на ответчика соответствующей обязанности в судебном порядке подлежит удовлетворению.

При этом срок для устранения допущенных нарушений действующего законодательства суд находит разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для исполнения соответствующей обязанности.

Руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора г.Александровска удовлетворить.

Обязать Думу Яйвинского городского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании "Яйвинское городское поселение " или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования "Александровский муниципальный район" полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:      подпись                О.Н.Ёлохова

    

Копия верна.

Судья:                                  О.Н.Ёлохова

.

2-67/2018 (2-787/2017;) ~ М-712/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Александровска
Ответчики
Дума Яйвинского городского поселения
Другие
ОСП по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю
Дума Александровского муниципального района
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Панова Н.А.
Дело на сайте суда
aleks--perm.sudrf.ru
13.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2017Передача материалов судье
13.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2018Дело оформлено
05.06.2018Дело передано в архив
31.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее