Дело №12-29/2019 УИД81RS0005-01-2019-000220-10
Р Е Ш Е Н И Е
п. Гайны 10 июля 2019 года
Судья Гайнского районного суда Пермского края Зубова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Исаевой А.А.,
с участием представителя заявителя Моисеевой А.А. – Трушникова Д.В.,
представителя ГКУ «Веслянское лесничество» - Щербининой З.З.,
рассмотрев жалобу Моисееевой Анны Александровны на постановление, вынесенное начальником отдела лесного надзора управления охраны, защиты и надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздевым В.В. по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела лесного надзора управления охраны, защиты и надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздевым В.В. вынесено постановление № о назначении административного наказания Моисеевой В.В. за совершенное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Моисеева А.А. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, полагая, что оно вынесено незаконно и не обоснованно, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключен договор купли-продажи лесных насаждений с ГКУ «Веслянское лесничество», согласно которого она приобрела лесные насаждения в выделе 28 квартала 15 Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество» и обязалась произвести заготовку древесины в отведенной делянке 1, вывозку древесины лесосеки, очистку лесосеки от порубочных остатков. Согласно условиям договора и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок заготовка древесины была произведена, древесина с делянки вывезена. ДД.ММ.ГГГГ делянка была осмотрена и.о. участкового лесничего Яббаровым Р.Р. Из акта осмотра лесосеки следует, что на лесосеке не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,4 га. В последующем все недостатки были устранены – произведена качественная очистка делянки от порубочных остатков. Данный факт подтверждается актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, составленном Яббаровым Р.Р., из которого следует, что выявленные нарушения лесного законодательства покупателем устранены. Однако, по непонятным причинам, данный акт признан недействительным и.о. директора ГКУ «Веслянское лесничество» ФИО8, и не принят во внимание Административным органом. Основынм и единственным доказательством ее вины, на которое ссылается Административный орган в своем постановлении, является Акт проверки места рубки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный инженером ОЗЛ ГКУ «Веслянское лесничество» Щербининой З.З., из которого якобы следует, что на делянке 1 в выделе 28 квартала 15 Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество» не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на всей площади лесосеки, а именно на площади 2,5 га. С данным документом она категорически не согласна и просит признать его недопустимым доказательством. О предстоящем осмотре делянке ее никто не уведомил. В осмотре делянки ДД.ММ.ГГГГ она участия не принимала. В связи с этим у нее возникают обоснованные сомнения не только в объективности этого осмотра, но и в том, что этот осмотр действительно проводился. Из акта проверки места рубки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осмотр лесосеки производился в квартале 15 выдел 28 делянка 1 Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество». Площадь вырубки составила 3,54 га. Очистка лесосеки произведена погрузочной площадке не убраны, находятся в непосредственной близости от стенки леса, что является нарушением п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах. Площадь отведенной ей делянки составляет 2,5 га, а не 3,54 га, как это указано в акте. Делянка 1 в квартале 15 выдел 28 отводилась непосредственно ей, по договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №-СН-2016. ФИО9 к этой делянке никакого отношения не имеет. В акте отсутствует какая-либо информация о том, что порубочные остатки не убраны на площади 2,5 га. Нет также упоминания о том, что очистка лесосеки не произведена на всей площади делянки, как это указано в постановлении. Есть только запись о том, что порубочные остатки на погрузочной площадке не убраны, которая противоречит тексту Постановления, так как общая площадь погрузочной площадки не указана. Не указано также, где находится эта площадка – на делянке, отведенной мне, площадью 2,5 га, или за ее пределами. Из п. 8 Договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №-СН-2016 следует, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины путем сбора порубочных остатков в кучи с оставлением на перегнивание. В соответствии с п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 монстров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если не обусловлено технологией лесосечных работ. Именно таким способом и была произведена очистка лесосеки. Убрать все порубочные остатки за пределы лесосеки и сжигать их на делянке ее никто не обязывал, договором такой способ очистки не предусмотрен. Кроме того, срок действия Договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Моисеевой А.А. Трушников Д.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Просит признать постановление незаконным.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Представитель ГКУ «Веслянское лесничество» Щербинина З.З. в судебном заседании пояснила, что с доводами жалобы она не согласна, просит оставить ее без удовлетворения. В обоснование своей позиции указала, что договор купли-продажи лесных насаждений №-СН-2016 был заключен с Моисеевой А.А, ДД.ММ.ГГГГ, затем был продлен в соответствии с Доп. Соглашением до ДД.ММ.ГГГГ. Делянка была закончена рубкой и ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Усть-Черновского участкового лесничества Лесниковой В.Д. был составлен Акт осмотра лесного участка. На момент осмотра места рубки, согласно Акта, в делянке оставалась не вывезенная древесина в объёме 60 куб.м., сбор порубочных остатков не произведен на площади -0,7 га за пределами лесосеки сложена древесина. лесничим был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений. заявитель был ознакомлен. ДД.ММ.ГГГГ, участковым лесничим Усть-Черновского лесничества Яббаровым Р.Р. бывл составлен Акт осмотра участка. В Акте указаны те же нарушения, что были в предыдущем акте от ДД.ММ.ГГГГ, то есть несмотря на установленные сроки, лесосека Моисеевой А.А. не была приведена в порядок, как того требуют условия Договора. Далее Яббаровым Р.Р. составляется Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все нарушения устранены. К Актам, которые были предоставлены участковым лесничим не были приложены ни фотоматериалы, ни распечатки ходов GPS-навигатора. Считает, что Акт от ДД.ММ.ГГГГ был составлен без выезда на место. В какой именно период были устранены все нарушения в жалобе не указано, если на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ было выявлено следующее: очистка места рубки произведена не была; вдоль дороги была складирована дровяная древесина и вершинная часть. Подтверждением этого являются фотоматериалы. Уведомлять заявителя они обязаны не были, так как проводился рейд в целях предотвращения и выявления нарушений лесного законодательства на территории лесничества. На составление Протокола об административном правонарушении Моисеева А.А. не явилась и никаких объяснений не представила. В нарушение п. 17 Правил пожарной безопасности, на которые ссылается заявитель, при осмотре было выявлено, что порубочные остатки были не собраны, оставлены стволы сваленных деревьев на пасеках у пней и на волоках. ДД.ММ.ГГГГ по результатам планового рейда, который проводится в целях предупреждения и выявления нарушений лесного законодательства, была осмотрена лесосека 2016 года в квартале 15 выдел 28 Усть-Черновского участкового лесничества, в ходе осмотра было установлено, что очистка лесосека не произведена, отсутствуют затески и разделительные знаки между участками ФИО9 и Моисеевой А.А. Срок давности по данному факту исчисляется с момента обнаружения данного деяния, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же на основании иных доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме - ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли- продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Ответственность за нарушения в сфере лесопользования предусмотрена главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, с назначением наказания в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом к) пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474, установлено, что не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ годам между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в лице Государственного казенного учреждения Пермского края «Веслянское лесничество» в лице директора Трушникова Дмитрия Васильевича и Моисеевой Анной Александровной заключен договор купли-продажи лесных насаждений общим объемом 327 м.куб., расположенных в кв. 15 выдела 28 Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество», для заготовки лесных насаждений в целях обеспечения собственных нужд. Срок окончания договора – ДД.ММ.ГГГГ.
Актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленном участковым лесничим Усть-Черновского участкового лесничества Лесниковой В.Д. в присутствии Моисеевой А.А. установлено, что на делянке оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке объёмом 60 м.куб., а также не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,7 га. В Акте дан срок на устранение выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, составленном Яббаровым Р.Р, установлено, что на делянке оставлена не вывезенная древесина на лесосеке породы «сосна» и «ель» общим объёмом 65 м.куб., а также не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,7 га. Согласно акта осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, составленном Яббаровым Р.Р. ранее выявленные нарушения лесного законодательства устранены.
Согласно акта проверки места рубки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Щербининой З.З. инженером ОЗЛ ГКУ «Веслянское лесничество», в присутствии ФИО12, ФИО13, мастеров леса Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество», в отсутствие Моисеевой А.А., на делянке 1 в выделе 28 квартала 15 Усть-Черновского участкового лесничества ГКУ «Веслянское лесничество», не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на всей площади лесосеки, а именно на площади 2,5 га. На основании акта проверки мест рубки от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. директора ГКУ «Веслянское лесничество» ФИО8 акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, акт осмотра лесосеки, составленный Яббаровым Р.Р. признана недействительным.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Моисеевой А.А. государственным лесным инспектором Пермского края Яббаровой Н.О. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Моисеевой А.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нашли свое подтверждение.
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
Таким образом, довод заявителя о проведении проверочных мероприятий в ее отсутствие подлежит отклонению, поскольку при проведении патрулирования лесов предварительное уведомление о проведении патрулирования не предусмотрено.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007 (далее Правила пожарной безопасности в лесах), установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что очистка лесосек от порубочных остатков произведена не качественно, порубочные остатки на погрузочной площадке не убраны, находятся в непосредственной близости от стенки леса. Выводы, изложенные в Акте подтверждаются представленными в судебном заседании фотоматериалами, в связи с чем согласиться с доводами подателя жалобы о том, что на делянке была произведена качественная очистка, нельзя.
Действия Моисеевой А.А. верно квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, как нарушение правил заготовки древесины.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Моисеевой А.А. ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания в виде штрафа, составлено в соответствии с требованиями ст. 28.6 КоАП РФ, полномочным лицом и соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению, в пределах санкции части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности, соразмерно содеянному.
Утверждение заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основано на неверном толковании норм права.
Согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, по своему характеру является длящимся.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Моисеевой А.А. допущено не было.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р е ш и л:
Постановление, вынесенное начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении Моисеевой Анна Александровны оставить без изменения, жалобу Моисеевой А.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Е.Н. Зубова