Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
ИФИО1
27 мая 2019 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, судебных расходов,
установил:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, судебных расходов, указывая на то, что она является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. В 2017-2019 году проводился капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Королев, <адрес>. Работы по ремонту завершены. Согласно ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении плана реализации региональной программы <адрес> «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2038 годы» на 2017 год» утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории МО, утвержденного постановления Правительств МО от ДД.ММ.ГГГГ №. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, Королев, <адрес> был включен в план реализации региональной программы <адрес> на 2017-2019 годы, так как многоквартирный дом соответствовал критериям первоочередности проведения капитального ремонта указанных в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>». Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов заключил договор с ООО «РУБЕЖ-И». В результате некачественного ремонта центрального отопления на техническом этаже произошел залив квартиры истца, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ОАО «Жилсервис». Данным заливом ей причинен ущерб в размере 428848,39 руб., который должен быть возмещен ответчиком.
Истец просит суд взыскать с ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в её пользу, сумму в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере 428 484,39 руб.; судебные расходы по оплате госпошлины, в размере 7848,84руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 50000руб.
В судебное заседание представитель истца явился, уточнил исковые требования в сторону уменьшения стоимости ремонтно-восстановительных работ квартиры истца, по результатам проведенной экспертизы просил взыскать 252 536,26руб. стоимость ремонтно-восстановительных работ, остальные требования оставлены без изменения.
Представитель ответчика Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в судебное заседание не явился, извещался телефонограммой.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Согласно статье 1082 ГК РФ, "Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки".
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Судом установлено, что истец Кашкарова Н.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно Акта от 26.10.2018 года, составленного комиссией управляющей компании ОАО «Жилсервис». установлено, что подрядной организацией ООО «ТКРОС» проводились работы по замене центрального отопления на чердаке, в связи с чем из резьбового соединения на стояке центрального отопления произошла утечка воды, что и привело к заливу квартиры № 55. В результате залива квартира множественные повреждения (л.д. 14-15).
Истец обратилась в ООО «ГРАФО» для определения ущерба, который составил 428484,39 руб., а стоимость услуг специалиста составила 8000руб.
Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством".
Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.
6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно ст. 183 ЖК РФ, региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.
В соответствии со ст. 17 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" региональный оператор создается Правительством Московской области в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области.
В силу пункта 2 статьи 18 указанного Закона региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона Московской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Постановлением Правительства МО от 16.04.2014 N 251/14 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору российской кредитной организации на право заключения договора на открытие счетов и специальных счетов с некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" в целях формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
На основании постановления Правительства Московской области от 27.12.2013 года № 1188/58 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы», утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы ( с учетом изменений в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 №219/4».
Многоквартирный дом расположенный по адресу <адрес>, ул.ФИО4, <адрес> был включен в краткосрочный план реализации региональной программы.
По результатам проведения конкурса по отбору подрядной организации на проведение капитального ремонта кровли по вышеуказанному адресу, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов ДД.ММ.ГГГГ заключил договор №-К с подрядной организацией ООО «РУБЕЖ». В соответствии с п. 2.1 по договору заказчик (Фонд) поручает, а исполнитель (ООО «РУБЕЖ») принимает на себя обязательство выполнить работы указанные по объектам указанным в приложении 17.2, в том числе по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>.
Следовательно, ООО «РУБЕЖ» являлось подрядной организаций, избранной на конкурсной основе Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов для производства ремонта кровли в МКД.
21.08.2017 был составлен акт открытия объекта по капитальному ремонту по договору №-К от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>.
13.11.2018 Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов направил ООО «РУБЕЖ» уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ №-К.
Представителем ответчика оспаривался размер ущерба и причина залива, судом по его ходатайству назначена судебная строительно-техническая оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «ОНПО».
Согласно заключению стоимость ремонтно-восстановительных работ составляет 252536,26 руб.
Наиболее вероятная причина залива <адрес> является протечка резьбового соединения на системе центрального отопления на чердаке жилого дома расположенного по адресу <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>.
Стороны заключение эксперта не оспорили, оно научно обоснованно, согласуется с материалами дела, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, в связи с чем, суд берет за основу указанное заключение и полагает возможным взыскать с ответчика согласно заявленным требованиям в пользу истца ущерб в размере 252536,26руб.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что причиненный истцу Кашкаровой Н.В. ущерб, в результате залива квартиры, в размере 428484,39руб., подлежит возмещению с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, так как ущерб причинен в результате протечки резьбового соединения на стояке центрального отопления на чердаке, ремонт которой осуществлялся подрядной организацией, а региональный оператор Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в силу действующего законодательства несет ответственность за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией, за сроки проведения и т.д.
Суду не представлено объективных оснований и доказательств для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ, поскольку в силу положений статьи 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием) нарушающими имущественные права гражданина подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Вместе с тем, рассматриваемый случай в качестве основания компенсации морального вреда законом не предусмотрен, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000руб. не имеется.
В соответствии со статьей 100 ГПК РФ, «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах».
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При таких обстоятельствах, учитывая категорию сложности рассматриваемого дела, что иск является типовым, не требовал дополнительного сбора доказательств, период рассмотрения дела, исходя из принципа разумности и справедливости, суд находит возможным удовлетворить заявленные требования в этой части, взыскав с Фонда капительного ремонта многоквартирных домов в пользу Кашкаровой Н.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 20000руб., в оставшейся части расходы взысканию не подлежат.
Согласно статье 98 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса».
Учитывая, что проведение оценки ущерба являлось для истца объективной необходимостью, суд взыскивает с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Московской области в пользу Кашкаровой Н.В. расходы по проведению экспертизы в размере 8000руб.
Судом установлено, что истица понесла расходы по оплате госпошлины в размере 7484,84руб., однако с учетом частичного удовлетворения иска расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию в размере 5725,36руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кашкаровой Натальи Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в пользу Кашкаровой Натальи Владимировны сумму в счет возмещения ущерба, причиненного заливом, в размере 252536,26 руб.; расходы за проведение оценки в размере 8000руб., расходы на представителя в размере 20000руб., госпошлину в размере 5725,36руб.
В удовлетворении требований Кашкаровой Натальи Владимировны к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000руб., расходов на представителя в размере 30000руб., госпошлины в размере 1759,48руб. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Пономарёва
Решение в окончательной форме принято 03.06. 2019 года
Судья В.В. Пономарёва