Дело №2-486/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Буздяк 20 июня 2014 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З., с участием помощником прокурора <адрес>ной прокуратуры РБ ФИО2, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному общеобразовательному учреждению <адрес> детский сад муниципального района <адрес> РБ (далее - МАДОУ <адрес> детский сад) о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР <адрес> РБ, МАДОУ <адрес> детский сад о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что в нарушение п.3.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 в контейнерная площадка для сбора мусора с контейнерами и крышками в <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад отсутствуют; п.6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 туалетные помещения в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад не разделены на умывальную зону и зону санитарных узлов, п. 9.2 и 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад отсутствует подводка горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей. Данные нарушения существенно нарушают права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, поскольку количество детей, обучающихся в МАДОУ <адрес> детский сад не является постоянным, изменяется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы, привлечены в качестве истцов. В связи с чем, просит возложить на администрацию муниципального района <адрес> и МАДОУ <адрес> детский сад следующие обязанности: установить контейнерную площадку для сбора мусора с контейнерами и крышками в <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад; оборудовать туалетное помещение в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13; произвести подводку горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Участвующая в судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 иск поддержала в части подводки горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенном в иске. В части установки контейнерной площадки для сбора мусора с контейнерами и крышками в <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад; оборудования туалетного помещения в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, заявила об отказе от исковых требований по тем основаниям, что спор разрешен до судебного разбирательства, производство в этой части просит прекратить.
Представитель ответчика - заведующая МАДОУ <адрес> детский сад ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора района признала частично, поясняя, что устранение вышеуказанных нарушений требует денежных затрат, финансирование школы осуществляется за счет муниципального бюджета, самостоятельно устранить выявленные нарушения не имеет возможности. В части прекращения производства по делу возражений не имеет.
Представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г), также представляющая интересы третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования - МКУ Отдел образования МР <адрес> РБ, привлеченный определением суда от 14.05.2014г. иск признала частично, суду пояснила, что указанные нарушения в МАДОУ <адрес> детский сад связаны из-за отсутствия финансирования в школе, которая производится за счет бюджета муниципального района. В части отказа прокурора от исковых требований возражений не имеет.
Заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении и не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ст.2 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 28 Федерального Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РоссийскойФедерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Санитарные правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, содержат требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций.
Судом установлено, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в МАДОУ <адрес> детский сад требования санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются, что также подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Устройство и содержание образовательных и дошкольных учреждений независимо от организационно-правовых форм должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26.
В нарушение указанных требований, для достижения положительного результата образовательного процесса и сохранения учащихся в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад отсутствует подводка горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона установлена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу части 7 этой же статьи образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ <адрес> детский сад поставлен на учет в МРИ ФНС России № по РБ, присвоен № №; присвоен основной государственный регистрационный № о чем свидетельствует свидетельство серии <данные изъяты>
В судебном заседании заведующая МАДОУ <адрес> детский сад ФИО3 суду пояснила, что детский сад является некоммерческой бюджетной организацией, финансовое обеспечение деятельности полностью осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.
Вместе с тем собственник в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1.6 Устава МАДОУ <адрес> детский сад, утвержденного постановлением главы Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что учредителем МАДОУ <адрес> детский сад является Администрация муниципального района <адрес> РБ. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени МР <адрес> РБ осуществляет Администрация муниципального района <адрес> РБ.
Судом установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МАДОУ <адрес> детский сад являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, Администрация муниципального района <адрес> РБ в данном случае обязана осуществить финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Из чего следует, что Администрация муниципального района <адрес> РБ обязана обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений и соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исполнение обязанности по соблюдению действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у обязанного лица денежных средств.
Данные нарушения существенно нарушают права воспитанников дошкольного образовательного учреждения на получение воспитания в условиях, отвечающих требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад отсутствует подводка горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей.
Суд приходит к выводу, что из-за нарушения ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства, существенно нарушаются права воспитанников в МАДОУ <адрес> детский сад на санитарно-эпидемиологическое благополучие, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку указанные нарушения прав неопределенного круга лиц затрагивают права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие установленные ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 г №26.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан произвести финансирование мероприятий по подводке горячей в пищеблоке и туалетных для детей МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес> детский сад муниципального района <адрес> следующие обязанности:
- произвести подводку горячей в пищеблоке и туалетных для детей МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад, <адрес> филиале МАДОУ <адрес> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Взыскать с Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения <адрес> детский сад муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд Республики Башкортостан.
Судья
Буздякского районного суда РБ: И.З. Нагаев
Решение не вступило в законную силу.
Дело №2-486/2014г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска
с.Буздяк 20 июня 2014 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З., с участием помощником прокурора <адрес>ной прокуратуры РБ ФИО2, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному общеобразовательному учреждению <адрес> детский сад муниципального района <адрес> РБ (далее - МАДОУ <адрес> детский сад) о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР <адрес> РБ, МАДОУ <данные изъяты> детский сад о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что в нарушение п.3.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 в контейнерная площадка для сбора мусора с контейнерами и крышками в Никольском филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад отсутствуют; п.6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 туалетные помещения в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад не разделены на умывальную зону и зону санитарных узлов, п. 9.2 и 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад отсутствует подводка горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей. Данные нарушения существенно нарушают права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, поскольку количество детей, обучающихся в МАДОУ <данные изъяты> детский сад не является постоянным, изменяется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы, привлечены в качестве истцов. В связи с чем, просит возложить на администрацию муниципального района <адрес> и МАДОУ <данные изъяты> детский сад следующие обязанности: установить контейнерную площадку для сбора мусора с контейнерами и крышками в <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад; оборудовать туалетное помещение в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13; произвести подводку горячей воды в пищеблоке и туалетных для детей в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Участвующая в судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 от иска в части установки контейнерной площадки для сбора мусора с контейнерами и крышками в <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад; оборудования туалетного помещения в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 отказалась,просит в этой части производство по делу прекратить.
Возражений по прекращению производства по делу суду не заявлено.
Представитель ответчика - заведующая МАДОУ <данные изъяты> детский сад ФИО3, представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г), также представляющая интересы третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования - МКУ Отдел образования МР <адрес> РБ, привлеченный определением суда от 14.05.2014 г., не возражают против прекращения производства по делу.
Судом сторонам разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Суд находит отказ от иска подлежащим принять, ибо эти действия не
противоречат закону, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.220, 221 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять от прокурора <адрес> РБ отказ от иска в части установки контейнерной площадки для сбора мусора с контейнерами и крышками в Никольском филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад; оборудования туалетного помещения в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Производство по гражданскому делу по иску <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> детский сад муниципального района <адрес> РБ о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в части установки контейнерной площадки для сбора мусора с контейнерами и крышками в <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад; оборудования туалетного помещения в МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад, <данные изъяты> филиале МАДОУ <данные изъяты> детский сад в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, прекратить.
На определение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня провозглашения через Буздякский районный суд Республики Башкортостан.
Судья
Буздякского районного суда РБ: И.З. Нагаев
Определение не вступило в законную силу.