№ 12-344/2020
решение
Город Рыбинск |
3 декабря 2020 года |
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Косенкова О.В.,
при секретаре Калятиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сакова Сергея Михайловича на постановление по делу об административном правонарушении № от 16 сентября 2020 года, вынесенное и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой Викторией Викторовной в отношении должностного лица администрации Огарковского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области Сакова Сергея Михайловича о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000,00 рублей,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № от 16.09.2020 года Саков Сергей Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000,00 рублей.
Саков С.М. обратился с жалобой, в которой просит постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № от 16.09.2020 года отменить, производство по делу прекратить с объявлением устного замечания, мотивируя тем, что заинтересованным лицом не учтено, что заключенные договора были связаны с неотложностью, срочностью и сезонностью выполнения работ. Неотложность их выполнения была вызвана соблюдением действующего законодательства.
В судебном заседании Саков С.М. и его защитник по устному ходатайству Виноградова В.В. доводы жалобы поддержали. Дополнительно пояснили, что с учетом всех обстоятельств возможно признать данное правонарушение малозначительным.
Консультант отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Шилова М.А. полагала доводы жалобы необоснованными. Поддержала позицию, изложенную в возражениях на жалобу.
Заслушав представителя административного органа, лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Решением Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района от 18.09.2015 года № Саков Сергей Михайлович избран на должность Главы Огарковского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области.
Согласно материалам дела, в период с 07.07.2020 по 07.08.2020 контрольно-счетной палатой Рыбинского муниципального района Ярославской области была проведена плановая проверка администрации Огарковского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, о чем был составлен акт от 19.08.2020 №, с указанием нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ходе которой установлено, что Заказчиком в 2019 году осуществлено 22 закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не предусмотренные планом-графиком на 2019 год, а именно:
- договор от 01.10.2019 № <данные изъяты>
- контракт от 01.10.2019 № с <данные изъяты>.;
- договор поставки от 09.10.2019 № с <данные изъяты>
- договор от 10.10.2019 № <данные изъяты>
- договор поставки от 14.10.2019 № с <данные изъяты>
- договор от 20.10.2019 № с <данные изъяты>
- договор поставки от 25.10.2019 № с <данные изъяты>
- договор подряда от 01.11.2019 №, с <данные изъяты>
- лицензионный договор от 07.11.2019 № по <данные изъяты>
- лицензионный договор от 07.11.2019 № по <данные изъяты>
- лицензионный договор от 07.11.2019 № по <данные изъяты>
- договор подряда от 12.11.2019 № с <данные изъяты>
- договор подряда от 15.11.2019 № с <данные изъяты>
- лицензионный договор от 28.11.2019 № по <данные изъяты>
- лицензионный договор от 28.11.2019 № по <данные изъяты>
- лицензионный договор от 28.11.2019 № по <данные изъяты>
- договор поставки от 04.12.2019 № с <данные изъяты>
- договор от 10.12.2019 № с <данные изъяты>
- договор от 10.12.2019 № с <данные изъяты>
- договор от 23.12.2019 № с <данные изъяты>
- договор поставки от 24.12.2019 № с <данные изъяты>
Таким образом, в 2019 году договоров заключено на общую сумму более 500 000 рублей.
Заказчиком в 2020 году, осуществлены 39 закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не предусмотренные планом-графиком на 2020 год, а именно:
контракт от 01.01.2020 № с <данные изъяты>
контракт от 01.01.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 10.01.2020 № с <данные изъяты>
договор от 15.01.2020 № с <данные изъяты>
договор № с <данные изъяты>
- договор от 15.01.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 29.01.2020 № с <данные изъяты>
договор от 30.01.2020 № с <данные изъяты>
договор от 03.02.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 12.02.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 20.02.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 20.02.2020 № с <данные изъяты>.;
муниципальный контракт от 05.03.2020 № с <данные изъяты>
договор от 06.03.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 25.03.2020 № с <данные изъяты>
контракт от 01.04.2020 № с <данные изъяты>
договор от 01.04.2020 № с <данные изъяты>
договор поставки от 06.04.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 14.04.2020 № <данные изъяты>
договор поставки от 24.04.2020 № с <данные изъяты>
договор от 25.05.2020 № <данные изъяты>
<данные изъяты>
- договор от 25.05.2020 № с <данные изъяты>.;
- договор от 25.05.2020 № с <данные изъяты>.;
- договор от 25.05.2020 № с <данные изъяты>.;
- договор поставки от 09.06.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 10.06.2020 № с <данные изъяты>
-договор от 10.06.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 11.06.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 11.06.2020 № с <данные изъяты>.;
- договор от 11.06.2020 № с <данные изъяты>.;
- договор от 02.07.2020 № <данные изъяты>
- договор поставки от 10.07.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 10.07.2020 № <данные изъяты>
- договор от 10.07.2020 № <данные изъяты>
- договор от 10.07.2020 № <данные изъяты>
- договор от 29.07.2020 № с <данные изъяты>
- договор от 30.07.2020 <данные изъяты> с <данные изъяты>
- договор от 03.08.2020 <данные изъяты> с <данные изъяты>
- договор от 05.08.2020 <данные изъяты> на <данные изъяты>
Таким образом, в 2020 году заключено договоров на общую сумму более 1700 000,00 руб.
При этом план-график закупок товаров, работ, услуг Учреждения на 2019 год и план-график закупок товаров, работ, услуг Учреждения на 2020 год, размещенные в ЕИС, нё содержат в отдельной строке информацию о закупках товаров, работ или услуг, осуществляемых у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Частью 3 статьи 16 определено, что требования к форме планов-графиков, порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - Требования) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 554, в план-график закупок включается информация о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок.
В соответствии с пп. «а» п.2 Требований в плане-графике закупок отдельной строкой указывается информация о закупках товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона).
Согласно пункту 7 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279, вступившего в силу с 17.10.2019 (далее - Положение), план-график включает информацию о закупках, извещения об осуществлении которых планируется разместить, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
Подпунктом «г» пункта 16 Положения установлено, что в графе 6 указывается планируемый год размещения извещения (извещений) об осуществлении закупки или приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо заключения контракта (контрактов) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона (в редакции, действовавшей с 01.10.2019 по 23.04.2020) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в т.ч. в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей, в редакции, действующей с 24.04.2020 - шестисот тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик мог принимать решение об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2019 и в 2020 годах только в случае наличия информации о таких закупках в соответствующих планах-графиках, но в нарушение требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона принимал такие решения при отсутствии указанной информации в планах-графиках, в результате чего у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) была осуществлена 61 закупка на общую сумму 2,2 млн.руб.
Указанные выше договоры в 2019 году и в 2020 году заключены от имени Заказчика Саковым Сергеем Михайловичем.
Таким образом, Саковым С.М., как главой администрации сельского поселения, приняты решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 16 Федерального закона. Действия ответственного должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители.
Саков С.М. обладал на момент вынесения постановления организационно-распорядительными полномочиями в части исполнения администрации Огарковского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанностей, возложенных на него ст. 16 Федерального закона, то есть являлся должностным лицом в том смысле, как это определено в статье 2.4 КоАП РФ, а значит, являлся субъектом вышеуказанного правонарушения.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Саковым С.М. не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства о контрактной системе закупок.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, посягает на порядок, устанавливающий требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Собранными по делу доказательствами установлен факт принятия решения о закупке товаров в нарушение части 1 статьи 16 Закона № 44-ФЗ.
Субъектом данного административного правонарушения являлся Саков С.М., который на момент принятия решения о производстве закупок у единственного поставщика при отсутствии к тому оснований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, являлся Главой Огарковского сельского поселения, то есть должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о способе определения поставщика.
Правонарушение совершено Саковым С.М. виновно, так как он должен был и мог планировать деятельность учреждения.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в действиях Сакова С.М. имеется.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, является формальным. Следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Учитывая, что закупка товаров и выполнения работ у единственного поставщика без соблюдения конкурсных процедур препятствует развитию добросовестной конкуренции, ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, которые лишены возможности принять участие в закупке, свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств, поскольку препятствует выявлению поставщика, который мог предложить наиболее оптимальную цену контракта, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для признания вменяемого деяния малозначительным.
Доводы Сакова С.М. о том, что формирование, внесение изменений и дополнений в план-график закупок товаров, работ, услуг входило в должностные обязанности заместителя главы администрации не освобождает Сакова С.М. от ответственности. Саков С.М. как глава администрации обязан был контролировать исполнение на территории сельского поселения федеральных законов.
Не знание о том, что перечисленные договоры отсутствуют в планах закупок, также не освобождает Сакова С.М. от обязанности соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы жалобы о том, что заключенные договоры были связаны с неотложностью, срочностью и сезонностью выполнения работ, являются несостоятельными.
Исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заключение государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем) является мерой реагирования для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в кратчайшие сроки, то есть государственный контракт должен быть заключен незамедлительно после возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и только с целью ликвидации последствий.
Следовательно, необходимо наличие одновременно следующих условий: наступление аварии или иной чрезвычайной ситуации (иного непредсказуемого и непредотвратимого во времени обстоятельства), а также нецелесообразности размещения государственного заказа иным способом, требующим затрат времени, для ликвидации последствий данного события.
Указанные в жалобе причины заключения договоров не обладают свойствами внезапности и чрезвычайности, а потому не обуславливают правомерность их заключения избранным должностным лицом способом.
Вопреки доводам жалобы характер предусмотренных контрактами работ не свидетельствует об их неотложности.
При назначении наказания должностное лицо учитывала материальное положение Сакова С.М. Вместе с тем, указанные в жалобе обстоятельства не могут повлечь изменение назначенного в отношении Сакова С.М. административного наказания по следующим основаниям:
Санкция части 1 статьи 7.29 КоАП РФ является безальтернативной и содержит указание на возможность назначения лицу, совершившему данное административное правонарушение, административного наказания только в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При этом, иные положения КоАП РФ не содержат норм, которые позволяли ли бы изменить размер административного штрафа или назначить в отношении Сакова С.М. иной вид административного наказания.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Вопрос о привлечении Сакова С.М. к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.
Рассмотрение данного дела об административном правонарушении и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области подведомственно.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Сбор, исследование и оценка собранных по делу доказательств процессуальным требованиям главы 26 КоАП РФ соответствует.
Порядок рассмотрения дела соблюден. Вынесенное по делу постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.
Оснований для отмены или изменения вынесенных по настоящему делу актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных, судья
решил
Постановление об административном правонарушении № от 16 сентября 2020 года, вынесенное и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой В.В. в отношении должностного лица администрации Огарковского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области Сакова Сергея Михайловича о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000,00 рублей оставить без изменения, а жалобу Сакова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья О.В.Косенкова