Дело № 2-390/11 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Хову-Аксы 09 ноября 2011 года
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кунзегеш В.Ю.,
с участием прокурора <адрес> ФИО6, представителя Управления образования Чеди-Хольского кожууна ФИО8 И.П., при секретаре Сат А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 об обеспечении местом в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> ФИО6 обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении местом в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке. В обоснование требований указал, что в прокуратуру обратился законный представитель несовершеннолетнего ФИО4- ФИО3 Указывая, что согласно Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ №, дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке. Проведенной проверкой установлено, что ФИО4 является ребенком, оба родители которого являются инвалидами III группы, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он лишен возможности получения доступного дошкольного образования в первоочередном порядке. В силу Федерального закона РФ "Об образовании" от ДД.ММ.ГГГГ №, и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Однако, с момента подачи заявления законными представителями ФИО1 о предоставлении места в МДОУ детский сад «Дюймовочка», ответчиками -администрацией <адрес>, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на которую лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения, и Управление образования Чеди-Хольского кожууна, которая исполняет функции в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, указанные обязанности не исполняются. Тем самым ответчиками не обеспечено право ребенка на получение дошкольного образования, и не предоставила ему место в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке. Просит обязать администрацию <адрес> и Управление образования Чеди-Хольского кожууна обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 местом в дошкольное образовательное учреждение в первоочередном порядке на территории <адрес>.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО6 исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям, просил возложить на ответчиков обязанность предоставить несовершеннолетнему ФИО7 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, то есть в сумоне Хову-Аксы.
Заинтересованное лицо- законный представитель ФИО3 требования прокурора поддержала. Пояснила, что она и ее супруг -ФИО2-оолович являются инвалидами III группы. С заявлением о предоставлении сыну- ФИО4 как льготной семье местом в детском саду «Дюймовочка» <адрес>, она обращалась еще в 2008 году. И каждый год, начиная с 2009 года она обращалась с заявлением и к заведующей детского сада «Дюймовочка», которая отвечала, что мест нет, и к Управлению образованием Чеди-Хольского кожууна, которые оставляли неоднократно ее заявление без удовлетворения.
Представитель Управления образования Чеди-Хольского кожууна ФИО8 И.П., действующая по доверенности, с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что по поводу предоставления ФИО4 места в детском саду в первоочередном порядке как льготнику, Управление собирала всех заведующих детских учреждений, однако младшие группы в учреждениях в возрасте до 4 лет переполнены, количество очередников превышает количество мест, которые могут быть предоставлены. Имеет место значительная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях при росте рождаемости. При распределении путевок очередность соблюдается, комплектование групп в детских садах происходит по возрастам: ясельные - первая младшая группа от 2-х до 3-х лет, дошкольные- вторая младшая группа от 3-х до 4-х лет, средняя группа - от 4-х до 5-и лет. Возможность предоставить ФИО4 место в существующих детских дошкольных учреждениях <адрес> не имеет. Дошкольные образовательные учреждения в сумоне Хову-Аксы укомплектованы воспитанниками полностью на 2011-2012 г<адрес> ФИО4 места в образовательном учреждении приведет к превышению предельной наполняемости груп<адрес> возможностей для строительства нового детского сада администрация <адрес> не имеет, необходимых средств для этого не выделяется.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Поскольку ответчик в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, не сообщил об уважительных причинах неявки, в связи с чем, суд рассматривает дело в его отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, а также гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и п.2 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольного в муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно с п.3 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и пунктом 7 названного постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.1.1 настоящей статьи установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
В соответствии со ст.15 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления, и согласно ст.27 постановления, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
В соответствии с Уставом муниципального образования <адрес>, к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>.
Всего на территории <адрес> услуги дошкольного образования предоставляют 3 дошкольных образовательных учреждения: МДОУ детский сад «Солнышко», МДОУ детский сад «Светлячок», МДОУ детский сад «Дюймовочка».
Согласно с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.
Согласно справкам ФГУ ГБ МСЭ по РТ следует, что ФИО3 и ФИО2-оолович, являются инвалидами III группы с детства с установлением инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о рождении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва следует, что его родителями являются -ФИО2-оолович, и ФИО3.
В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась к заведующей МДОУ детский сад "Дюймовочка" о принятии в ее сына -ФИО1
Согласно ответу Управления образованием <адрес> на заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отсутствием мест в МДОУ детский сад «Дюймовочка», несовершеннолетнему ФИО4 было отказано в предоставлении места в дошкольное общеобразовательное учреждение в первоочередном порядке.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.
Исследовав все обстоятельства дела в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд счел удовлетворить требования прокурора в полном объеме, признав, что не предоставление несовершеннолетнему ФИО7 места в дошкольном образовательном учреждении, является нарушением органа местного самоуправления - администрацией <адрес>, его права на получение дошкольного образования в первоочередном порядке, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Чеди-Хольского кожууна закрепленных в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>.
Доводы представителя Управления на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях не влечет отказа требований прокурора. Указанное обстоятельство, не исключает возможность возложения на администрацию <адрес> и Управление образования Чеди-Хольского кожууна обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке первой очереди.
Таким образом, обязанность организации предоставления дошкольного образования на территории муниципального района возложена законом на органы местного самоуправления указанного района. Организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> и Управление образования Чеди-Хольского кожууна обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> РТ, местом в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке на территории сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.Ю. Кунзегеш