Решение
именем Российской Федерации
01 апреля 2015 года город Бийск
Барнаульский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Кузичкина А.А.,
при секретаре судебного заседания Яблонцевой А.С.,
с участием представителя заявителя Ружевской М.В.,
председателя органа, чье решение оспаривается, подполковника Лихоманова П.В.,
представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, капитана юстиции Корикова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № старшего прапорщика запаса Бороздина И.В. об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, связанного с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении с составом семьи три человека, и действий командира той же воинской части по утверждению данного решения жилкомиссии
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Барнаульский гарнизонный военный суд от Бороздина поступило вышеуказанное заявление, в котором он указал, что с января 2000 года проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предстоящим увольнением по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, он подал рапорт о постановке на жилищный учет в войсковой части № в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека - он, супруга и сын.
Решением жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в жилье без учета членов его семьи, то есть без супруги и сына, которые проживают в доме у матери супруги - ФИО14 и обеспечены жильем.
С названным решением жилкомиссии Бороздин не согласен, так как он и члены его семьи не имеют в собственности жилья, временно проживают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери супруги, с которой заключено соглашение о временном проживании до получения им жилья от воинской части, в связи с изложенным заявитель просил суд:
- признать решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, связанное с признанием его нуждающимся в жилом помещении с составом семьи один человек, а также действия командира войсковой части №, утвердившего данное решение жилищной комиссии, - незаконными;
- обязать командира войсковой части № отменить названное решение жилкомиссии;
- обязать жилкомиссию поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека;
- взыскать в его пользу с войсковой части № судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Представитель Бороздина требования своего доверителя поддержала, при этом также пояснила, что Бороздин контракт о прохождении военной службы заключил после 1 января 1998 года, жилья не имеет, проживает совместно с семьей в доме у матери супруги, которая дала согласие на их проживание только до получения жилья от воинской части. Фактически Бороздин, его супруга и сын временно проживают по соглашению с ФИО15 в отдельной комнате своей семьей и не являются членами семьи последней. В связи с изложенным, представитель заявителя просила суд удовлетворить заявление.
Представитель командира и председатель жилищной комиссии войсковой части №, требования заявителя не признали, при этом, дополняя друг друга, пояснили, что супруга и сын Бороздина проживают в доме матери супруги, как члены ее семьи, в связи с чем они не могут быть признаны нуждающимися в жилье, так как обеспечены жильем по нормам. В связи с изложенным представитель командира и председатель жилищной комиссии просили суд, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель и должностное лицо, чьи действия оспариваются, надлежащим образом уведомленные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему:
Так, из справки войсковой части № усматривается, что Бороздин с января 2000 года проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
В паспорте Бороздина имеются отметки о заключении в июне 2003 года брака с ФИО7 и рождении ДД.ММ.ГГГГ сына - ФИО1
Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ, Бороздин просит жилищную комиссию войсковой части № принять его на жилищный учет для получения жилого помещения в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, при этом в рапорте указан состав семьи три человека, включая его, супругу и сына.
Как усматривается из документов жилищного дела (справок БТИ и Госреестра), Бороздин и члены его семьи (супруга и сын) не имеют жилья в <адрес> и <адрес>.
Из свидетельств о регистрации по месту пребывания усматривается, что Бороздин зарегистрирован при войсковой части №.
Как видно из выписки из домовой книги, ФИО8 и ФИО1, зарегистрированы по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, <адрес> общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, с 1993 года принадлежит на праве собственности ФИО9
Свидетель ФИО9 показала, что она является матерью супруги Бороздина, которая постоянно проживает с ней. После заключения брака с Бороздиным, то есть примерно с июля 2003 года зять также стал проживать в ее доме по адресу: <адрес>. Также ФИО9 пояснила, что она заключила в июле 2003 года соглашение с дочерью и зятем, и разрешила им проживать вместе с ней до получения последним квартиры от воинской части, зятя она никогда не считала членом своей семьи, в связи с чем не дала согласие на его регистрацию в своем доме.
Из договора предоставления комнаты в жилом помещении в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО16 разрешила Бороздину и его супруге проживать в одной из комнат ее дома по адресу: <адрес>, до получения Бороздиным жилого помещения по месту службы.
В выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) указано, что Бороздин ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по возрасту, при этом имеет выслугу более 18 лет и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава.
Как усматривается из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №,Бороздин признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет для обеспечения жилым помещением для постоянного проживания с составом семьи один человек. В признании супруги и сына Бороздина нуждающимися в жилье отказано, так как они являются членами семьи собственника жилого помещения ФИО10 и имеют право пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом, военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖФ РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывании на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В развитие вышеуказанных норм законодательства Министром внутренних дел РФ издан приказ от 12 февраля 2010 года № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», которым утверждена одноименная Инструкция (далее Инструкция).
Как следует из Инструкции, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется квартирно-эксплуатационными службами (частями) подразделений внутренних войск по спискам, утвержденным командиром (начальником).
В целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия.
Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, к рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Анализируя вышеперечисленные доказательства и нормы жилищного законодательства, военный суд полагает, что, поскольку Бороздин уволен с военной службы по возрасту, имеет военную выслугу более 10 лет и не имеет, как и его сын, жилья, то он имеет право на получение жилья по избранному месту жительства - <адрес>, в том числе по средствам жилищной субсидии, из расчета состава семьи два человека (он и его сын).
Военный суд также считает, что не может влиять на право Бороздина И.В. на получение жилья на двоих и тот факт, что его сын временно проживает в доме матери супруги, так как доказательств того, что ФИО1 является или признан членом семьи ФИО17 не представлено.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, военный суд приходит к выводу, что жилищная комиссия войсковой части №, приняв решение об отказе Бороздину в признании нуждающимся в жилье из расчета состава семьи два человека, а также командир воинской части, утвердив данное решение, нарушили право заявителя на получение жилого помещения (жилищной субсидии) соответствующего размера, в связи с чем требования последнего подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, военный суд находит правомерным отказ жилищной комиссией в признании Бороздина нуждающимся в жилье с учетом его супруги, так как последняя является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена более учетной нормы.
Довод представителя заявителя, что Бороздина проживает в доме ФИО18 по договору и фактически членом семьи последней не является, военный суд находит неубедительным и отвергает его, поскольку ФИО19 сама в суде подтвердила, что ФИО12 проживает с ней с рождения, так как является ее родной дочерью и ограничений по пользованию жильем по адресу: <адрес>, не имеет.
Поскольку заявление подлежит удовлетворению частично, то в соответствии со статьей 98 ГПК РФ суд считает, необходимым взыскать с войсковой части № в пользу Бороздина понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть в сумме 150 рублей. При этом в оставшейся части возмещения судебных расходов - 150 рублей Бороздину следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Бороздина И.В. в части оспаривания решения жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, связанного с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека, и действий командира той же воинской части по утверждению названного решения жилкомиссии, - признать обоснованным и удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Бороздину в признании нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека (он и сын) и действия командира той же воинской части по утверждению названного решения жилищной комиссии - неправомерными.
Обязать жилищную комиссию войсковой части № рассмотреть вопрос по внесению изменений в свое решение от ДД.ММ.ГГГГ о признании Бороздина нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека (он и его сын - ФИО1).
В удовлетворении заявления Бороздина в части касающейся признания нуждающимся в жилом помещении с составом семьи с учетом супруги - отказать.
Взыскать с войсковой части № в пользу Бороздина И.В. 150 (сто пятьдесят) рублей - судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Во взыскании оставшейся части судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в размере 150 (сто пятьдесят) рублей, Бороздину - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Кузичкин