Дело № 2-104/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 17 мая 2016 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Русакова К.А.,
при секретаре Афанасьевой К.Г.,
с участием истца Слинкиной Г.Н. и ее представителя Шулаевой И.В., действующей на основании письменной доверенности от 15.03.2016,
представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Сумина К.Н., действующего на основании письменной доверенности от 04.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слинкиной Г.Н. к территориальному управлению Росимущества в Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании права пользования квартирой, возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованием к ответчикам о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: (Адрес обезличен), возложении обязанности заключить договор социального найма, мотивируя свои требования тем, что является нанимателем спорной квартиры, которая была выделена ей как сотруднику гидрометеорологической станции Уват, где она работала с 15.10.1985 в должности техника-метеоролога, а с 01.04.2003 техника-агрометеоролога. В августе 1996 года она вселилась в (Адрес обезличен) нового здания гидрометеостанции, построенного на месте снесенного старого, 1962 года постройки, которое ранее числилось по адресу: (Адрес обезличен). С 1997 года она с семьей зарегистрирована в спорной квартире. В квартире проживает постоянно, оплачивает коммунальные услуги, производит текущий ремонт, другого жилья её семья не имеет. В декабре 2013 года она обращалась в ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» о получении разрешении на приватизацию указанной квартиры, однако получила отказ.
В последующем истец уточнила исковые требования, просила признать за ней право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, и обязать ответчиков заключить с ней договор социального найма спорной квартиры.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Омской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что спорный объект недвижимости находится в оперативном управлении ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое должно осуществлять все необходимые действия по передаче жилого помещения в собственность граждан.
Участвующие лица не настаивали на участии не явившегося лица, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие последнего.
Истец в судебном заседании настаивала на требованиях иска, просила признать за ней право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, и обязать ответчиков заключить с ней договор социального найма спорной квартиры, пояснив, что работала на метеостанции с 1985 года. В спорной квартире проживает с 1997 года, вселилась в нее как работник метеостанции. До этого проживала в старом доме, в который ее также заселял работодатель, но потом он был снесен и построен новый дом, в котором она сейчас проживает. Договор при вселении с ней не заключался. Других жилых помещений в собственности и по договору социального найма не имеет.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по основаниям, в нем изложенным, дополнительно пояснила, что истец не имеет в собственности жилых помещений, постоянно с 1997 года проживает в спорной квартире. Считает, что в этой квартире истец проживает на условиях социального найма, так как она заселялась работодателем в 1988 году, а затем была им же переселена в спорную квартиру, в связи со сносом старого жилого помещения. При заселении в спорную квартиру истец своими силами делала там ремонт и в последующем содержала данную квартиру.
Представитель ответчика ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагая, что спорная квартира является служебным жилым помещением, а потому с истцом не может быть заключен договор социального найма. Документов, которыми данная квартира была отнесена к специализированному жилому фонду, то есть определена в качестве служебного жилого помещения, в распоряжении ответчика не имеется, возможно ранее они и были, но в связи с реорганизациями утеряны. По тем же причинам не имеется и документов, связанных с вселением истца в спорную квартиру. Эта квартира находится в собственности Российской Федерации, оперативное управление квартирой осуществляет ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Квартира располагается в служебно-жилом доме, в котором находится служебное помещение, а также две квартиры для работников метеостанции. Дом специально строился с квартирами для работников, которые предполагалось предоставлять лицам, находящимся в трудовых отношениях с ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что требования истца являются законными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы Уватской сельской администрации № 8 от 27 мая 1996 года отведен земельный участок под строительство двухквартирного служебно-жилого дома для Омского территориального управления по гидрометеорологии в с.Уват ул.Буденного со сносом старого двухквартирного жилого дома.
Приказом № 209 от 02.09.1988 Омского территориального управления по гидрометеорологии создан Тюменский областной центр по гидрометеорологии (ЦГМ) 1 группы, с подчинением ему опорной, наблюдательной сети, расположенной на территории юга Тюменской области, в том числе с.Уват согласно приложению № 1.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Тюменской области № 217/06 от 08.07.1996, имущество, являющееся федеральной собственностью, находящееся на балансе государственного учреждения Тюменский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды согласно перечня по состоянию на 01.01.1996, закреплен за данным учреждением на праве оперативного управления.
По акту приема-передачи от 01.08.2012 ФГБУ «Тюменский ЦГМС» передало ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» здание служебно-жилое, по адресу: (Адрес обезличен).
Согласно п.1.1 Устава ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» является унитарной коммерческой организацией, учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № (Номер обезличен) от 06 декабря 2011 года и записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06 декабря 2011 года (Номер обезличен), Российской Федерации на праве собственности принадлежит служебно-жилой дом по адресу: (Адрес обезличен).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № (Адрес обезличен) от 08 ноября 2013 года и записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 ноября 2013 года (Номер обезличен), ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» владеет служебно-жилым домом по адресу: (Адрес обезличен), на праве оперативного управления.
Согласно справке администрации Уватского сельского поселения, (Адрес обезличен) и (Адрес обезличен) является одним и тем же домом, которому присвоен адрес: (Адрес обезличен).
Согласно трудовой книжке, с 17.10.1985 до 01.08.2014 состояла в трудовых отношениях с ответчиком ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Согласно справке администрации Уватского сельского поселения, Слинкина Г.Н. проживает по адресу: (Адрес обезличен), с 1997 года по настоящее время.
Слинкина Г.Н. обращалась к руководителю ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» с просьбой разрешить приватизацию квартиры, расположенной по адресу: (Адрес обезличен)
Письмом начальника ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» (Номер обезличен) от 18.12.2013 в приватизации квартиры, расположенной в здании метеорологической станции II разряда Уват по адресу: (Адрес обезличен), отказано, в связи с необходимостью постоянно иметь в пользовании жилое помещение для размещения работников станции.
Письмом начальника ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» (Номер обезличен) от 03.04.2014 в выдаче ордера и приватизации спорной квартиры было отказано в связи с тем, что она используется ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» на праве оперативного управления, на выдачу таких документов оно не уполномочено, согласия не дает в связи с потребностью в служебной площади для обеспечения работы метеорологической станции.
Истцом представлены квитанции, свидетельствующие об оплате ею коммунальных услуг.
В реестре муниципального имущества Уватского муниципального района Тюменской области спорная квартира не значится.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, права на недвижимое имущество у Слинкиной Г.Н. отсутствуют.
Истцом предоставлен кадастровый паспорт с планом помещения и технический паспорт жилого помещения, по адресу: (Адрес обезличен)
Истцом заключены договора на предоставление коммунальных услуг.
Согласно сообщению исполнительного комитета Уватского районного совета народных депутатов Тюменской области от 19.07.1980, Слинкина Г.Н., проживающая по адресу: (Адрес обезличен), поставлена на очередь в список № 1 как мать одиночка.
Свидетель ФИО4 суду пояснила, что с 1966 года работал на метеостанции в с.Уват. Истец Слинкина Г.Н. работал вместе с ней с 1985 года, а в 1988 году была заселена работодателем в квартиру, которая находилась в одном доме со служебным помещением. Этот дом в 1996 году снесли, и построили новый дом с двумя квартирами и служебным помещением. В одну из этих квартир заселилась она, а в другую истец Слинкина Г.Н. С этого времени истец проживает в указанной квартире.
Свидетели ФИО5 и ФИО6 суду пояснили, что истец Слинкина Г.Н. проживала с 1988 года в старом доме метеостанции, а затем этот дом был снесен и построен новый, в который она заселилась, и где проживает по настоящее время.
Из исследованных судом документов следует, что спорное жилое помещение – (Адрес обезличен) доме по адресу: (Адрес обезличен), находится в собственности Российской Федерации, в 2013 году передана в оперативное управление ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
В эту квартиру истец вселена в 1997 году работодателем, правоприемником которого является ответчик ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Доказательств составления на момент вселения договора, определяющего порядок и условия вселения, сторонами не представлено.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления истцу спорного жилого помещения, жилые помещения предоставлялись на условиях найма (социального найма), то есть в бессрочное пользование гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В соответствии со ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета организации, которое подлежало утверждению местной администрацией. На основании такого решения гражданину выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 ЖК РСФСР). Договор найма жилого помещения заключался в письменной форме на основании ордера (статья 51 ЖК РСФСР).
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
Из содержания указанных норм права следует, что жилые помещения в ведомственном жилищном фонде предоставлялись работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на условиях бессрочного (социального) найма.
Из письма Уватского районного совета народных депутатов от 19.07.1980 следует, что Слинкина Г.Н. поставлена на очередь как мать-одиночка по заявлению о квартире (Данные изъяты) Данное письмо суд оценивает как подтверждение факта того, что Слинкина Г.Н. нуждалась в улучшении жилищных условий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В связи с этим при рассмотрении настоящего спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Частью первой статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года и на момент предоставления истцу в 1997 году жилого помещения) предусматривалось, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР", утратившим силу 26.04.2007, было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20 Постановления).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от ведомственной принадлежности жилья.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика о том, что спорное жилое помещение является служебным жилым помещением, суд находит необоснованными, поскольку доказательств этому не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент предоставления жилья Слинкиной Г.Н. ордер не выдавался, договор найма служебного жилого помещения с ней не заключался, доказательств того, что спорная квартира была включена в число служебных не представлено, суд приходит к выводу, что указанная квартира с учетом положений ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР была предоставлена Слинкиной Г.Н. на условиях договора социального найма.
Таким образом, требования Слинкиной Г.Н. о признании права пользования квартирой на условиях социального найма подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Поскольку лицом, управомоченным передавать другой стороне - гражданину (нанимателю) спорное жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях социального найма, исходя из вышеприведенных правовых положений является ответчик ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», то именно на него следует возложить обязанность заключить с истцом договор социального найма спорной квартиры.
Таким образом, требование истца о возложении обязанности заключить с ней договор социального найма является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Слинкиной Г.Н. к территориальному управлению Росимущества в Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» удовлетворить полностью.
Признать за Слинкиной Г.Н. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (Адрес обезличен), на условиях социального найма.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» заключить со Слинкиной Г.Н. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: (Адрес обезличен).
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2016 года в Уватском районном суде Тюменской области.
Судья К.А. Русаков
Решение не вступило в законную силу.