Дело № 2-1901/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Кашиной Е.В.,
с участием истца Саакян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
04 июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Саакян К.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,
установил:
Саакян К.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») и с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ КУМИ МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязать принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её и несовершеннолетней дочери К.К., .... года рождения, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что истцом не представлены документы, удостоверяющие личность и подтверждающие родственные отношения с иными зарегистрированными в жилом помещении истца лицами, а также справки с АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по месту жительства до <...> г. в отношении указанных лиц. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от <...> г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
Истец Саакян К.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, доводы искового заявления поддержала. Пояснила, что в настоящее время вместе с дочерью временно проживает в комнате общежития, принадлежащей сестре её матери. При этом она является собственником .... доли жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью .... кв.м. В указанном жилом помещении, кроме истца, также зарегистрированы и проживают еще .... человек: её дочь К.К., .... года рождения, её мать Торошелидзе Н.Г., сестра матери Торошелидзе С.Г. и её несовершеннолетний сын В.А., .... года рождения, а также Торошелидзе Г.Г. Семья истца состоит из неё и дочери К.К., иные родственники членами семьи истца не являются.
Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В ранее представленных отзывах, представитель администрации Варнакова А.В. и представитель КУМИ МОГО «Ухта» Канева М.С. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца не признали, поддержав отказ Комитета от <...> г., законность которого оспаривает истец.
Третьи лица Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе С.Г., Торошелидзе Г.Г., Торошелидзе П.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представили.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В ее состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи, семьи, имеющие трех и более детей.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Как следует из материалов дела, Саакян К.А. имеет несовершеннолетнюю дочь – К.К., <...> г. года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от <...> г. ...., выданного органом ЗАГС Москвы № 45.
Согласно справке ИРО КУМИ МОГО «Ухта» от <...> г. № ...., истец Саакян К.А. со своей дочерью зарегистрированы по адресу: ..... Кроме них в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными: Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе С.Г., В.А., Торошелидзе Г.Г.
Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Саакян К.А., Торошелидзе Н.Г. (мать истца), Торошелидзе С.Г. (тетя истца), В.А. (сын тети истца) по .... доли в праве каждого, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> г.. Общая площадь жилого помещения составляет .... кв.м.
<...> г. Саакян К.А.обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она и ее несовершеннолетняя дочь К.К.
Решением КУМИ МОГО «Ухта» от <...> г. № .... Саакян К.А. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет, ссылаясь на п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 2 Закона от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», указывает на то, что истцом не представлены документы, удостоверяющие личность и подтверждающие родственные отношения с Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе С.Г., Торошелидзе Г.Г., В.А., .... года рождения, а также справки с АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по месту жительства до <...> г. в отношении Торошелидзе С.Г., Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе Г.Г.
Однако с данным отказом суд согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Саакян К.А. в браке не состоит, проживает вместе со своей несовершеннолетней дочерью К.К. в комнате общежития, принадлежащего сестре её матери, в которой последняя не проживает, членом семьи истца не является. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, кроме .... доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., семья Саакян не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что Саакян К.А. не представила документы, подтверждающие родственные отношения с Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе С.Г., Торошелидзе Г.Г., В.А., .... года рождения, а также справки с АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по месту жительства до <...> г. в отношении Торошелидзе С.Г., Торошелидзе Н.Г., Торошелидзе Г.Г., не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.
В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности.
Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что иного принадлежащего семье Саакян жилья на праве собственности или праве социального найма в ходе рассмотрения дела судом не установлено, то при подсчете нуждаемости судом учитывается только .... доля жилого помещения, расположенного по адресу: ...., собственником которой является истец Саакян К.А.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет .... кв.м ((.... кв.м х .... (доля Саакян К.А.) / .... человек (семья истца)), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах исковые требования Саакян К.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Саакян К.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от <...> г. № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Саакян К.А. и членов её семьи.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Саакян К.А. с составом семьи: дочерью К.К., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с <...> г..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 09.07.2019.
Судья С. С. Логинов