Дело № 2К-317/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
с участием прокурора Изосина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калевальского района Республики Карелия, действующего в интересах ФИО1, к ФИО2 о взыскании заработной платы,
Установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ФИО2 в должности младшего воспитателя (приказ о приеме на работу №). ФИО1 установлен оклад - 3679,00 руб., 40% районный коэффициент, 80 % северная надбавка и 4 % доплаты за вредность. Согласно расчетным листкам, заработная плата ФИО1 без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за июнь 2015 года - оклад 3679,00 руб., доплата за вредность - 147,16 руб., доплата за расширение зоны обслуживания - 367,90 руб.; за август 2015 года - оклад 1927,10 руб., доплата за вредность - 77,08 руб.; за сентябрь 2015 года - оклад 2842,86 руб., доплата за вредность - 113,71 руб., доплата за сложность - 284,28 руб., то есть менее установленного минимального размера оплаты труда (размер МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ - 5965 руб.), что является нарушением трудовых прав работника.
Прокурор Калевальского района Республики Карелия просил взыскать в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за июнь, август, сентябрь 2015 года в размере 8157,39 руб.
Прокурор Изосин А.А., в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве и.о. заведующей ФИО3 возражала по поводу заявленных требований, указала, что ФИО2 является бюджетной организацией, где оклады рекомендованы учредителем и начисление заработной платы, выплачивается в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате, который по трехстороннему Соглашению утвержденный в Республике Карелия по северным районам с 01.01.2015 года составляет 7213 рублей. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В случае удовлетворения требований просили освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением районного бюджета.
Представитель ответчика - ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве и.о. заведующей ФИО3 возражала по поводу заявленных требований, указала, что ФИО2 является бюджетной организацией, где оклады рекомендованы учредителем и начисление заработной платы, выплачивается в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате, который по трехстороннему Соглашению утвержденный в Республике Карелия по северным районам с 01.01.2015 года составляет 7213 рублей. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В случае удовлетворения требований просили освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением районного бюджета.
Представитель третьего лица - ФИО4, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, возражений против заявленных требований не представил.
Третье лицо - ФИО5 в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражали по поводу удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ответчиком не нарушено требование по установлению размера минимальной заработной платы, поскольку величина среднемесячной заработной платы работников выше минимального размере оплаты труда, установленного Трехсторонним Соглашением по Республике Карелия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства,суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст.133 Трудового Кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 1 статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Республике Карелия действует Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия (далее - Соглашение), заключенное между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, утвержденное Распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 г. N 811р-П, вступившее в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) - 7213 рублей.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республике Карелия при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Судом установлено, что истица состоит в трудовых отношениях с ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым истица принята на работу в должности кладовщика на 0,5 ставки постоянно и 0,5 ставки временно (трудовой договор №).На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена с должности кладовщика на должность младшего воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключено соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. ФИО1 установлен оклад - 3679,00 руб., 40% районный коэффициент, 80 % северная надбавка и 4 % доплаты за вредность. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 60.2, 151 ТК РФ ФИО1 была установлена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 10% к должностному окладу, в связи с выполнением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительной работы в должности младшего воспитателя (с выплатой северного и районного коэффициентов).
Согласно расчетным листкам, заработная плата ФИО1 без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за июнь 2015 года - оклад 3679,00 руб., доплата за вредность - 147,16 руб., доплата за расширение зоны обслуживания - 367,90 руб.; за август 2015 года - оклад 1927,10 руб., доплата за вредность - 77,08 руб.; за сентябрь 2015 года - оклад 2842,86 руб., доплата за вредность - 113,71 руб., доплата за сложность - 284,28 руб.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2015 составляет 5965 руб. Калевальский район относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (ст. 148 Трудового кодекса РФ)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Довод ответчика и третьего лица о том, что заработная плата истца выше установленного размера минимального размера заработной платы, установленного в Калевальском районе распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 г. N 811р-П в размере 7213 руб., не состоятелен по изложенным выше основаниям.
На основании вышеперечисленных правовых норм, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%), был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению.
Таким образом, подлежащая взысканию в пользу истца задолженность по оплате труда должна определяться как разница между заработной платой, которая должна была начисляться и выплачиваться истцу в соответствии с законом, то есть в размере МРОТ с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера, и фактически полученной истцом оплатой труда, исходя из оклада, стимулирующих выплат, доплат за интенсивность и вредность, с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.4.1 Договора истцу установлена 36 часовая рабочая неделя, при пятидневной рабочей неделе. Норма рабочего времени в 2015 года для 36 часовой рабочей недели составляла: в июне - 150,2 часа, в августе - 151,2 часов, в сентябре 158,4 часов. Согласно табеля учета рабочего времени, истец отработал: в июне - 150,2 часа, в августе - 79,2 часов, в сентябре - 122,4 часа.
С учетом содержащихся в материалах дела сведений о фактически начисленной истцу заработной плате и количестве отработанных часов в указанном периоде, расчет минимальных сумм заработной платы, которые должны были начисляться истцу, выглядят следующим образом:
июнь - 5965,00 (1 ставка) + 367,90 (доплата за расширение зоны обслуживание в размере 10% оклада) = 6332,90/150,2 час.(норма труда) х 150,2 час.(фактически отработано) = 6561,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 13932,38.
Истцу было начислено (без учета отпускных) 11250,38 руб., сумма недоначисленной заработной платы за июнь составляет 2682,00 руб.
август - 5965,00/151,2 час.(норма труда) х 79,2 час.(фактически отработано) = 3124,52 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 6873,94. Истцу было начислено 4409,19 руб., сумма недоначисленной заработной платы за август составляет 2464,75 руб.
сентябрь - 5965,00/158,4 час.(норма труда) х 122,4час.(фактически отработано) = 4609,32 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 10140,50 руб. Истцу было начислено (без учета выплат по больничному листу и выплат по исполнительному листу) - 7129,87 руб., сумма недоначисленной заработной платы за сентябрь составляет 3010,63 руб.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы истцу за период июнь, август, сентябрь 2015 года составляет 8157,39 руб.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, тяжелое финансовое положение районного бюджета, бюджет является дотационным, что подтверждено справкой финансового управления Калевальского муниципального района, суд считает возможным освободить ответчика от взыскания государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Калевальского района Республики Карелия удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за июнь, август, сентябрь 2015 года в размере 8157 руб. 39 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.П.Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено 04 декабря 2015 года