Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Ильинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сортавала в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» об обязании совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Сортавала обратился в суд с иском к ООО «Петербургтеплоэнерго» по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства теплоснабжающими предприятиями при подготовке к осенне-зимнему периоду 2012/2013 г. на территории Сортавальского района было установлено, что по состоянию на 14 сентября 2012 года на котельных Сортавальского (центральная котельная, <адрес>, котельные школы №4, школы №6, <адрес>, ул. Советских космонавтов 18, <адрес>, п.Хюмпеля, <адрес>, Лахденкюля, Гидрогородок), Хелюльского (котельные школы №7 пос.Хелюля, с.Хелюля), Кааламского (котельные пос. Рускеала, школы пос. Рускеала, пос. Партала, пос. Пуйккола) и Хаапалампинского (котельные пос.Хаапалампи, пос. Заозерный, пос. Ниэмелянхови) поселений отсутствует нормативный запас топлива (мазут, уголь, дрова), что является нарушением действующего законодательства. В обоснование иска прокурор ссылается на положения п.п. 1, 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 4 сентября 2008 года N 66 (далее - Инструкция), согласно которым норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ создается на электростанциях и котельных организаций электроэнергетики для поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчётной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчёт НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 1 октября планируемого года. Для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Указанная Инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии. Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27 сентября 2003 года готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Согласно положениям п.п. 1, 38, 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запаса топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 04 сентября 2008 года № 66 (далее - Инструкция), нормативный неснижаемый запас топлива по местному виду топлива не устанавливается, а нормативный эксплуатационный запас топлива на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ должен составлять 45-суточный запас по твердому, и 30-суточный запас по жидкому топливу. Пунктом 4 Инструкции определено, что на отопительных котельных создается нормативный неснижаемый запас топлива в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии. Расчёт нормативного эксплуатационного запаса ежегодно производится для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчёта нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается его плановый среднесуточный расход. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01 сентября 2011 года № 513 рП в государственную собственность Республики Карелия принято имущество, необходимое для теплоснабжения населения на территории Сортавальского, Хелюльского, Хаапалампинского и Кааламского поселений. Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ № указанное имущество, в том числе котельные, расположенные на территории названных поселений, переданы во временное пользование и владение ООО "Петербургтеплоэнерго". Согласно пункту 1 данного договора аренды имущество передано арендатору для осуществления эксплуатации, обслуживания, реконструкции арендуемых объектов, а также для осуществления деятельности по производству и передаче потребителям Сортавальского муниципального района тепловой энергии. ООО "Петербургтеплоэнерго" должно обеспечить предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, что невозможно без своевременного обеспечения котельных топливом - углем и дровами. Нормативы создания запасов топлива для ООО "Петербургтеплоэнерго" на территории Сортавальского муниципального района утверждены Государственным комитетом РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике. Утвержденный нормативный запас топлива (угля) для котельных, обслуживаемых ООО "Петербургтеплоэнерго" составляет <данные изъяты> тонн. Утвержденный нормативный запас топлива (мазута) для котельных, обслуживаемых ООО "Петербургтеплоэнерго" составляет <данные изъяты> тонны. Проверка показала, что в нарушение приведенных требований законодательства ООО "Петербургтеплоэнерго" не приняло должных мер к созданию нормативного запаса топлива на складах предприятия, т.е. запаса, позволяющего предприятию обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. Так, по состоянию на 14 сентября 2012 года общий запас угля на котельных, расположенных на территории Сортавальского, Хелюльского, Хаапалампинского и Кааламского поселений составляет <данные изъяты> тонн, запас мазута - <данные изъяты> тонн, что при понижении температуры наружного воздуха и увеличении среднесуточного расхода топлива не сможет надлежащим образом обеспечить работу котельных. Отсутствие нормативного запаса топлива не позволяет предприятию обеспечить бесперебойную работу котельных в режиме, позволяющем поддерживать в жилых помещениях температуру, соответствующую требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (п.п. 3.1., 4.1., 4.16.2), и может явиться причинной несвоевременной подачи тепла в квартиры и детские учреждения потребителей услуги теплоснабжения. Бездействие ООО "Петербургтеплоэнерго" нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, которые в период отопительного сезона 2012-2013г.г. должны быть обеспечены услугой теплоснабжения надлежащего качества, позволяющей поддерживать в квартирах соответствующую температуру. С учётом изложенного прокурор просит обязать ООО "Петербургтеплоэнерго" создать на котельных предприятия, расположенных на территории Сортавальского муниципального района, запасы жидкого топлива в объёме не менее 30-суточной потребности, а также запасы твёрдого топлива в объеме не менее 45-суточной потребности, позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке.
В судебном заседании помощник прокурора г. Петрозаводска Силкина Н.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Петербургтеплоэнерго» Черемовский А.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.
В п. 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать установленным требованиям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, выступающим от имени собственника государственного имущества Республики Карелия, и ООО «Петербургтеплоэнерго» был заключен договор № аренды имущества, находящегося в собственности РК, согласно условиям которого ответчик принял во владение и пользование объекты теплоэнергетики РК для осуществления эксплуатации, обслуживания, реконструкции арендуемых объектов, а также для осуществления деятельности по производству и передаче потребителям, в том числе, Сортавальского муниципального района тепловой энергии. Аналогичный договор на период 2012-2013 гг. в настоящее время находится в стадии подписания сторонами.
В целях осуществления деятельности по производству и передаче потребителям тепловой энергии ООО «Петербургтеплоэнерго» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор № с ООО «Нафта-Групп» на поставку мазута топочного. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Петербургтеплоэнерго» заключило договор № с ООО «Северо-Западная Торговая Корпорация»» на поставку угля каменного, согласно условиям которого поставщик обязуется поддерживать неснижаемый запас угля на своих складах для нужд покупателя в объёме от 600 тонн.
При разрешении спора с учётом заявленных исковых требований о создании запасов жидкого топлива в объёме не менее 30-суточной потребности, запасов твёрдого топлива в объёме не менее 45-суточной потребности, суд полагает, что истец просит обязать ответчика создать нормативный эксплуатационный запас топлива, при расчёте размеров которого принимается плановый среднесуточный расход топлива - по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Государственный комитет РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике в 2011 году согласовал значения нормативов создания запасов топлива для Сортавальского муниципального района на 1 октября планируемого года, согласно которым нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) для котельных, обслуживаемых ООО «Петербургтеплоэнерго», составляет: жидкого топлива (мазута) – <данные изъяты> тонны, твёрдого топлива (угля)– <данные изъяты> тонн.
Согласно представленной прокурором оперативной информации по запасам ТЭР по Сортавальскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактический запас топлива - мазута в котельных Сортавальского района составляет: <данные изъяты> тонны.
Вместе с тем, ответчиком представлены сведения о поставке в г.Сортавала 21 ноября 2012 года в 11.56 часов мазута топочного в объёме <данные изъяты> тонны, вагон №, был отгружен 16 ноября 2012 года, и сведения о движении вагона №, отгруженного 19 ноября 2012 года, со станцией назначения Сортавала, мазут топочный в объёме <данные изъяты> тонн.
Согласно п. 35 вышеуказанной Инструкции в норматив создания запасов топлива включается топливо, переходящее в собственность теплоснабжающей организации в момент его поставки.
Таким образом, ответчик представил суду доказательства о создании нормативного эксплуатационного запаса топлива в объёме <данные изъяты> тонн.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что предприятие не имеет технической возможности хранить указанные прокурором объёмы мазута на котельных, поскольку в распоряжении ответчика имеются две ёмкости по 1000 куб.м., одну из которых можно заполнить только наполовину, и 300 тонн мазута можно хранить в одной из котельных.
Согласно представленной прокурором оперативной информации по запасам ТЭР по Сортавальскому муниципальному району по состоянию на 20 ноября 2012 года фактический запас топлива - угля в котельных Сортавальского района составляет <данные изъяты> тонны.
Ответчик представил гарантийное письмо ООО «Северо-Западная Торговая Корпорация» от 25 октября 2012 года о том, что в соответствии с договором поставки № от ДД.ММ.ГГГГ на складах данного предприятия, расположенных в г. Сортавала, сформирован и будет поддерживаться неснижаемый запас угля в объёме <данные изъяты> тонн, в случае необходимости требуемый объём будет поставлен на котельные Сортавальского района в течение 4 часов.
Таким образом, ответчик представил суду доказательства о создании нормативного эксплуатационного запас топлива – угля в объёме <данные изъяты> тонн.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что предприятие не имеет технической возможности хранить указанный прокурором объём угля на котельных, поэтому топливо хранится на складе поставщика, на территории г. Сортавала.
Оценив представленные сторонами доказательства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска прокурора города Сортавала отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения
Судья: И.Ю.Гадючко