Решение по делу № 2-3046/2014 ~ М-3025/2014 от 18.08.2014

Дело №2-3046/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2014 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Юденковой Э.А.,

при секретаре Есеновой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У С А об обжаловании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

У С А обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, указав, что является собственником гаража, общей площадью ... кв.м.. расположенного по адресу: <адрес>. Желая воспользоваться своим исключительным правом на приобретение земельного участка под принадлежащим на праве собственности гаражом У С А обратился в ... для подготовки и согласования в УМИ администрации <адрес> схемы расположения земельного участка под указанным гаражом.

<дата> схема расположения земельного участка была подготовлена и направлена на согласование в Управление по ... администрации <адрес>. Письмом от <дата> <номер> генеральный директор ... был уведомлен о том, что Управление по ... администрации <адрес> согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для эксплуатации кирпичного гаража (заказчик У С А).

<дата> схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была направлена на утверждение в УМИ администрации <адрес>.

<дата> постановлением администрации <адрес> за <номер> схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью ... кв.м. по <адрес> для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер> была утверждена. Кроме того, было постановлено: «Образовать земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес>, из состава земель населенных пунктов для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер>), путем раздела земельного участка площадью ... кв.м. (кадастровый номер <номер>), с сохранением в измененных границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. У С А выполнить в отношении данного земельного участка кадастровые работы и постановку на государственный кадастровый учет в филиале ...

<дата> на основании заявления У С А, постановления администрации <адрес> от <дата> <номер> и межевого плана, подготовленного ..., земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес> был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер> и У С А был выдан кадастровый паспорт <номер>

<дата> в соответствии с нормами ЗК РФ У С А обратился в Агентство ... с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Данное обращение было перенаправлено в администрацию МО «<адрес>», в связи с тем, что земельный участок в Реестре государственного имущества не значится.

<дата> УМИ администрации <адрес> в своем письме <номер> отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации гаража, поскольку отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

У С А считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и не обоснованным, нарушающим его права и создающим необоснованные препятствия для надлежащего оформления права собственности, поскольку требование УМИ администрации <адрес> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка противоречит нормам действующего законодательства, спорный земельный участок был сформирован (образован) в установленном порядке органом местного самоуправления для эксплуатации гаража. Просил суд признать незаконным отказ УМИ администрации <адрес> от <дата> <номер> в предоставлении ему в собственность земельного участка (кадастровый номер <номер>), площадью ... кв.м., по адресу: <адрес>, для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер>); обязать администрацию <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка, площадью ... кв.м., с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, выдать ему соответствующее постановление и направить ему предложение о заключении договора купли-продажи с приложением проекта соответствующего договора.

В судебное заседание заявитель У С А не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя <ФИО>3., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил суд заявление удовлетворить, признать незаконным отказ УМИ администрации <адрес> от <дата> <номер> в предоставлении У С А в собственность земельного участка (кадастровый номер <номер>), площадью ... кв.м., по адресу: <адрес>, для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер>); обязать администрацию <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении У С А в собственность земельного участка, площадью ... кв.м., с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, выдать ему соответствующее постановление и направить ему предложение о заключении договора купли-продажи с приложением проекта соответствующего договора.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – УМИ администрации <адрес> <ФИО>4, действующая на основании доверенности, заявление не признала, пояснив, что Управление возражает в удовлетворении заявленных требований, поскольку по заключению управления по ... администрации <адрес> от <дата> <номер> и в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки <адрес> в новой редакции, утвержденными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 30 сентября 2011 года №144, с изменениями, внесенными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от <дата> <номер>, спорный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), в которой кирпичные гаражи относятся к условно разрешенному виду использования. В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков объектов капитального строительства подразделяется на виды, в том числе и на условно разрешенные виды использования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Считает, что У С А, заявляя требования о понуждении к совершению действий, возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Администрации <адрес> не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица – УМИ администрации <адрес>, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Положениями пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут представляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу статьи 552 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 2 данной статьи установлено, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из представленных в судебное заседание материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <дата> У С А является собственником гаража, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <номер> от <дата>.

На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса

В случае, если в соответствии с федеральным законом, образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Желая воспользоваться своим исключительным правом на приобретение земельного участка под принадлежащим на праве собственности гаражом У С А обратился в ... для подготовки и согласования в УМИ администрации <адрес> схемы расположения земельного участка под вышеуказанным гаражом.

В рамках действий, направленных на подготовку и согласование в УМИ администрации <адрес> схемы расположения спорного земельного участка, директор ... был уведомлен Управлением по ... администрации <адрес> о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для эксплуатации кирпичного гаража (заказчик У С А), что подтверждается письмом <номер> от <дата>.

Постановлением Администрации <адрес> <номер> от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью ... кв.м. по <адрес> для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер>).

Таким образом, согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории.

Из указанного следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является правом администрации, обусловленным возможностью дальнейшего предоставления земельного участка заявителю.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрация <адрес>, утверждая схему расположения спорного земельного участка, одобрила возможность предоставления такого участка в собственность У С А для эксплуатации кирпичного гаража.

Вышеуказанным постановлением Администрации <адрес> <номер> было также постановлено образовать земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес>, из состава земель населенных пунктов для эксплуатации гаража (блок <номер>, бокс <номер>), путем раздела земельного участка площадью 7828 кв.м. (кадастровый номер 30:12:030079:21), с сохранением в измененных границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, а У С А выполнить в отношении данного земельного участка кадастровые работы и постановку на государственный кадастровый учет в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>».

Во исполнение указанного постановления Администрации <адрес> <номер>, У С А обратился с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета, приложив необходимые документы, по результатам рассмотрения которого <дата> земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес> был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер> и У С А был выдан кадастровый паспорт <номер>.

Согласно данным кадастрового паспорта <номер> вид разрешенного использования спорного земельного участка обозначен как для эксплуатации гаража.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что У С А выполнил свои обязательства, возложенные на него постановлением Администрации <адрес> <номер> что дало ему право на обращение с заявлением в исполнительные органы власти о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Письмом <номер> УМИ администрации <адрес> отказало У С А в предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ ссылаясь на то обстоятельство, что в представленных документах отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – УМИ администрации <адрес> <ФИО>4 пояснила, что спорный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), в которой кирпичные гаражи относятся к условно разрешенному виду использования.

Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> в новой редакции, утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от <дата> <номер>, с изменениями, внесенными решением Городской Думы МО «<адрес>» от <дата> <номер>зона многоэтажной жилой застройки (выше 5 этажей) выделяется в следующих целях: обеспечение правовых условий развития на существующих и вновь осваиваемых территориях зон комфортной многоквартирной жилой застройки высокой этажности; - обеспечение правовых условий развития объектов социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей населения. Также, в соответствии с данными Правилами определено, в данной зоне гаражи относятся к условно разрешенному виду использования.

Согласно ст. 37 ГрК РФ одним из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенный вид использования (п. 2 ч. 1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса (ч. 6).

Частью 1 ст. 39 ГрК РФ установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 ГрК РФ).

Статьей 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8).

На основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 9).

Вместе с тем, заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости, исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 статьи. 36 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

В силу абз. 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.

То есть данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит вопреки указаниям УМИ администрации <адрес>, данным в письме от <дата> за <номер>

Кроме того, Администрация <адрес> разрешив формирование спорного земельного участка разрешила вопрос о праве заявителя на приобретение данного участка в собственность для эксплуатации гаража. При этом, издавая соответствующее постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, поручила соответствующим подразделениям внести необходимые изменения в техническую и учетную документацию по объекту недвижимости, принадлежащему У С А – гаражу.

Таким образом, Администрация <адрес>, предвидев необходимость предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, могла решить данный вопрос на стадии формирования границ земельного участка.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы заинтересованного лица УМИ администрации <адрес>, о том, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку У С А не представлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также в части правомерности отказа У С А в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суд считает несостоятельными, противоречащими нормам земельного законодательства, нарушающими права гражданина на приобретение земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у администрации <адрес> в лице УМИ, отсутствовали основания для отказа в предоставлении заявителю У С А земельного участка в собственность по основаниям ч. 1 ст. 36 ЗК РФ.

Указанными действиями администрации <адрес> в лице УМИ администрации <адрес> нарушены права и свободы У С А, а также созданы препятствия к осуществлению предусмотренных законом прав.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, в связи с чем, суд находит требования заявителя о направлении ему предложения о заключении договора купли-продажи с приложением соответствующего проекта договора законными и обоснованными.

Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем заявителем заявлены требования об обязании предоставления спорного земельного участка в конкретный временной промежуток, а именно в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, указанные требования являются излишне заявленными, поскольку оформление документов в месячный срок предусмотрено законом.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд считает, что заявление У С А об обжаловании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать отказ УМИ администрации <адрес> от <дата> <номер> в предоставлении У С А в собственность земельного участка (кадастровый номер <номер>) площадью ... кв.м., по адресу: <адрес>, для эксплуатации гаража (блок <номер> бокс <номер>), незаконным.

Обязать администрацию <адрес> предоставить в собственность У С А земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, выдать У С А соответствующее постановление и направить ему предложение о заключении договора купли-продажи с приложением проекта соответствующего договора.

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения через районный суд в апелляционном порядке.

Полный текст решения изготовлен 2 сентября 2014 года.

Судья Э.А. Юденкова

2-3046/2014 ~ М-3025/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ушаков Сергей Александрович
Другие
Администарция г. Астрахани
Управление муниципальным имуществом администрации г. Астрахани
Федеральное государственноебюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регисрарции, кадастра и картографиии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по АО
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Юденкова Эльвира Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
18.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2014Передача материалов судье
19.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2014Судебное заседание
02.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2016Дело оформлено
07.11.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее