Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-383/2021 от 22.01.2021

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-383/2021

№ 2-1603/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриминовой Людмилы Анатольевны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о понуждении к выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в размере фактически понесенных затрат, перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Гриминовой Людмилы Анатольевны на решение Советского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих по делу, судебная коллегия

установила:

Гриминова Л.А. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения»), Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о понуждении к выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в размере фактически понесенных затрат, перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указала, что 28 сентября 2019 г. ею получено письмо – уведомление из филиала по Шаблыкинскому району КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» об изменении с сентября 2019 года расчета начисления ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43, в связи с внесением в него изменений постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, вступивших в силу с 5 сентября 2019 г., согласно

которому компенсация в размере 100% предоставляется педагогу – пенсионеру в случае, если члены его семьи являются нетрудоспособными иждивенцами.

Указала, что члены ее семьи (муж, сын) не имеют льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а внесенная указанная поправка лишает пенсионеров из числа педагогов и проживающих с ними членов семей права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и тем самым ухудшает их положение.

Кроме того указывает, что филиал по Шаблыкинскому району КУ Орловской области «Областной центр защиты населения» применил указанные изменения к части произведенной истцом оплаты жилищно - коммунальных услуг за август 2019 г., то есть до вступления изменений в законную силу.

Также обращает внимание суда на превышение сроков выплаты ответчиком ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг – на два месяца, что, по ее мнению, нарушает требования пункта 3.12 постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484), предусматривающего начисление ежемесячной денежной компенсации за текущий (отчетный) месяц исходя из размеров фактически понесенных гражданами расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предыдущем календарном месяце, а также осуществление начисления ежемесячной денежной компенсации и подготовка документов на ее выплату в течение пяти рабочих дней после получения сведений о размерах уплаченных гражданами сумм платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в предыдущем календарном месяце.

Обращает внимание на удержание различных сумм за газовую плиту и водонагревание с использованием газовой колонки: в июне за май 2018 г. за газовую плиту и водонагревание удержано 513,63 руб. из суммы 1 979,27 руб., а в мае за апрель 2019 г. из суммы 2 511,77 руб. удержано 275,31 руб., то есть с меньшей суммы удержано больше, чем с большей.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просит суд признать незаконными действия ответчиков по расчету и выплате компенсации за фактически понесенные истцом затраты за природный газ (в который входит отопление и иные цели) по норме потребления при одновременном учете объема потребленного газа в соответствии с данными прибора учета из расчета доли на каждого члена семьи педагогического работника (пенсионера) до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484; обязать КУ ОО «Областной центр защиты населения» производить расчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате отопления и освещения в соответствии с данными приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов; обязать КУ ОО «Областной центр защиты населения» произвести перерасчет размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных затрат по оплате природного газа (в который входит отопление и иные цели) за расчетный период август 2019 года по квитанции от 14 августа 2019 г.; обязать Департамент социальной защиты Орловской области выплатить разницу между оплаченной суммой коммунальных услуг (отопление, освещение) в размере 2 279,74 руб. и выплаченной денежной компенсацией по оплате коммунальных услуг в размере 469,46 руб., что составляет 1810,28 руб., а также аналогично по квитанции от 16 сентября 2019 г., что составляет 720 руб.; обязать ответчиков произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных расходов за расчетный период с августа 2016 по июль 2019 годов, согласно приведенному расчету от 4 ноября 2020 г., в сумме 12 529,82 руб.

Представители КУ ОО «Областной центр защиты населения» Абашина Н.Ю., Бай А.С., а также представитель Департамента социальной защиты Орловской области - Зернова А.Ю. иск не признали, указав, что истцу, имеющей статус педагогического работника, вышедшего на пенсию и являющемуся с декабря 2013 года получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, проживающей в частном доме, оборудованном газовой плитой, газовым котлом, водонагревателем, оснащенном приборами учета электроэнергии и природного газа, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг, поступает в соответствии с действующими правовыми нормами.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Гриминова Л.А. просит отменить решение суда, в связи с тем, что суд неверно определи обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда сделаны с нарушением норм процессуального права.

Считает, что размер общей площади жилья, предоставляемого в сельской местности педагогическим работникам, законодательством Российской Федерации не ограничен, в связи с чем компенсация за отопление, освещение предоставляется независимо от размера занимаемого ими жилого помещения, а также без учета совместно проживающих с ним членов семьи.

Указывает, что исковые требования направлены на период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, однако суд рассмотрел иной период, при этом компенсация в размере 100% фактически понесенных затрат распространяется на всех членов семьи педагогического работника.

Приводит анализ законодательства в обоснование довода о том, что единая денежная компенсация в размере 100% расходов по оплате жилого помещения, отопления, газоснабжения распространяется на всех членов семьи педагогического работника вышедшего на пенсию.

Полагает, что суд не дал оценки выплатам за расчетный период, которые поступают получателю мер социальной поддержки за услуги ЖКХ спустя два месяца после оплаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом первой инстанции, Гриминовой Л.А. с 16 декабря 2013 г. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с имеющимся статусом педагогического работника, проживающего и работающего в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), вышедшего на пенсию, предусмотренной пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Орловской области от 6 сентября 2013 г. № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области».

Как собственник домовладения, истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 91,5 кв.м., из которой отапливаемая площадь составляет 84,5 кв.м, в доме имеется газовая плита, водонагреватель, газовый котел, жилое помещение оборудовано приборами учета электро- и газоснабжения.

Согласно домовой (поквартирной) книге, в указанном домовладении, помимо истца по настоящее время зарегистрирован ФИО7 (муж истца). В рассматриваемый период в различное время в жилом доме также были зарегистрированы сын, дочь и внук истца.

Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 (далее - Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации), предусмотрен расчет денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами. При совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами, объем коммунальных услуг, потребленных льготником, определяется путем выделения его доли в общем объеме потребленных в жилом помещении коммунальных услуг. Занимаемая льготником общая площадь жилого помещения определяется путем выделения его доли в общей площади жилого помещения (пункт 3.13).

Начисление ежемесячной денежной компенсации за текущий (отчетный) месяц производится исходя из размеров фактически понесенных гражданами расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предыдущем календарном месяце. Начисление ежемесячной денежной компенсации и подготовка документов на ее выплату осуществляется учреждением социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней после получения сведений о размерах уплаченных гражданами сумм платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в предыдущем календарном месяце (пункт 3.12).

На основании соглашений от 1 ноября 2009 г., 18 февраля 2014 г., заключенных между ООО «Газпром межрегионгаз Орел», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Департаментом социальной защиты населения Орловской области, осуществляется обмен информацией о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате природного газа и электроэнергии, объемах поставленных коммунальных ресурсов, сумах начисленных платежей и суммах фактически внесенной ими оплаты, ежемесячно до 15 числа месяца (17 числа месяца), следующего за периодом внесения платежа (истекшим расчетным периодом).

В редакции постановления, действовавшей до 1 сентября 2019 года, истцу наряду с другими педагогическими работниками, возмещались расходы на оплату жилья и коммунальные услуги в полном объеме согласно фактически понесенным затратам с учетом членов семьи.

28 сентября 2019 г. Гриминовой Л.А. направлено письмо – уведомление из филиала по Шаблыкинскому району КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» об изменении с сентября 2019 года расчета начисления ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации, в связи с внесением в него изменений постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, вступивших в силу с 5 сентября 2019 г., согласно которому компенсация в размере 100% предоставляется педагогу – пенсионеру в случае, если члены его семьи являются нетрудоспособными иждивенцами.

Не согласившись с данным уведомлением, Гриминова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском, а также с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области о признании недействующими отдельных положений названного Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации: абзаца 1 пункта 1.3.13. в части слов «газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов», абзаца 4 пункта 1.3.13. в части слов «на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам, лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке»; абзаца 7 пункта 3.13 в части слов «пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели», как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащих применению в части ограничения размера ежемесячной компенсации долей расходов педагогических работников (без учета совместно проживающих с ними членов семьи), а также нормативами потребления коммунальных ресурсов.

Разрешая заявленные требования административного истца, которая ссылалась на наличие у нее права на получение ежемесячной денежной компенсации с учетом совместно проживающих членов семьи (мужа ФИО7 и совершеннолетнего сына ФИО7), Орловский областной суд в решении от 2 марта 2020 г. пришел к выводу, что объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Орловской области, соответствует приведенным федеральным законоположениям, поскольку предусматривает компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения, не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. Кроме того, суд указал, что фактическое уменьшение размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с 1 сентября 2019 года, по сравнению с ранее получаемой ежемесячной денежной выплатой для этих же целей, не свидетельствует о несоответствии оспариваемых норм имеющему большую юридическую силу законодательству.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 г. решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гриминовой Л.А. – без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования по настоящему иску, суд первой инстанции принял во внимание расчет, произведенный ответчиком исходя из установленного норматива потребления природного газа, расходуемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, утвержденной розничной цены на природный газ, с учетом количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, отапливаемой площади жилого помещения, а также норматива потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды, а также расчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате электроэнергии, и пришел к выводу о соответствии выплаченных истцу ежемесячных денежных компенсаций действующим нормам. Кроме того, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гриминовой Л.А. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и выплате компенсации за фактически понесенные истцом затраты за природный газ (в который входит отопление и иные цели) по норме потребления при одновременном учете объема потребленного газа в соответствии с данными прибора учета из расчета доли на каждого члена семьи педагогического работника (пенсионера) до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, обязании производить расчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате отопления и освещения в соответствии с данными приборов учета коммунальных ресурсов; обязании КУ Орловской области «Областной центр защиты населения» произвести перерасчет размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных затрат по оплате природного газа (в который входит отопление и иные цели) за период с августа 2016 по июль 2019 на сумму в размере 12 529,82 руб.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобе истца.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальной защиты граждан, жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», предусматривал право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В данной редакции статья действовала до 11 января 2011 года.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения.

Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 8 статьи 47 указанного Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной защиты, 6 сентября 2013 г. принят Закон Орловской области от № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», часть 2 статьи 15 которого предусматривает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, лиц, являвшихся педагогическими работниками и достигших возраста (приобретших иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г., при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются Правительством Орловской области.

В целях реализации указанной нормы закона принято постановление Правительства Орловской области № 43 от 29 мая 2009 г. «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», в который в последующем вносились изменения. Оспариваемые положения постановления не противоречат нормам действующего федерального законодательства.

29 мая 2009 г. Правительством Орловской области принято постановление № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (Приложение 2).

Постановлением Правительства Орловской области от 28 октября 2013 г. № 363 преамбула названного постановления дополнена ссылкой на Закон Орловской области от 6 сентября 2013 г. № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», а раздел I «Общие положения» дополнен пунктом 1.3.13. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения, отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 марта 2014 г. № 60 пункт 1.3.13. Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее - Порядок) изложен в новой редакции, которой к категории получателей ежемесячной денежной компенсации отнесены также педагогические работники, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.

Постановлениями Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, от 12 декабря 2019 г. № 683 и от 18 февраля 2020 г. № 83 в указанный Порядок внесены изменения в отношении указанных категорий педагогических работников.

Пунктом 1.3.13. Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым по основному месту работы независимо от выполнения ими объема учебной нагрузки (абзац 2); лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, являвшимся педагогическими работниками и достигшим возраста (приобретшим иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию (абзац 3).

Абзац 4 пункта 1.3.13 Порядка предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов распространяется также на членов семьи лиц, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта: детей в возрасте до 18 лет; детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам; лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке.

Абзацем 7 пункта 3.13 Порядка, который введен в действие с 1 января 2014 г. постановлением Правительства Орловской области от 6 декабря 2013 г. № 413, установлено, что в случаях, когда природный газ либо тепловая энергия, расходуемые на отопление жилого помещения и иные цели, учитываются по одному прибору учета, объемы потребления указанных коммунальных ресурсов на отопление и иные цели, а также суммы платежей за отопление и иные цели рассчитываются пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели.

Доводы жалобы истца в отношении того, что размер общей площади жилья, предоставляемого в сельской местности педагогическим работникам, законодательством Российской Федерации не ограничен, в связи с чем компенсация за отопление, освещение предоставляется независимо от размера занимаемого жилого помещения, а также без учета совместно проживающих с ним членов семьи, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего федерального законодательства, которое гарантирует право на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения исключительно для педагогических работников, тогда как закон субъекта Российской Федерации предоставил дополнительные льготы бывшим педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования направлены на период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, однако суд рассмотрел иной период, при этом компенсация в размере 100% фактически понесенных затрат распространяется на всех членов семьи педагогического работника, несостоятельны.

Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Ввиду того, что денежная компенсация предусмотрена только за отопление, а в доме истца имеются: газовая плита, водонагреватель, газовый котел, то ответчиком применяется алгоритм для выделения доли потребленного на отопления природного газа и производится расчет газа, израсходованного только на отопление.

Приведенный ответчиком расчет судом признан правильным, в связи с чем доводы Гриминовой Л.А. о том, что суд не проверил расчет компенсации предоставляемой ей льготы за период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484 опровергается материалами дела.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, которые не были предметом рассмотрения и могут служить основанием для отмены решения суда. Изложенные в апелляционной жалобе мотивы повторяют доводы иска, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гриминовой Людмилы Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-383/2021

№ 2-1603/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриминовой Людмилы Анатольевны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о понуждении к выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в размере фактически понесенных затрат, перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Гриминовой Людмилы Анатольевны на решение Советского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих по делу, судебная коллегия

установила:

Гриминова Л.А. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения»), Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о понуждении к выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в размере фактически понесенных затрат, перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указала, что 28 сентября 2019 г. ею получено письмо – уведомление из филиала по Шаблыкинскому району КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» об изменении с сентября 2019 года расчета начисления ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43, в связи с внесением в него изменений постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, вступивших в силу с 5 сентября 2019 г., согласно

которому компенсация в размере 100% предоставляется педагогу – пенсионеру в случае, если члены его семьи являются нетрудоспособными иждивенцами.

Указала, что члены ее семьи (муж, сын) не имеют льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а внесенная указанная поправка лишает пенсионеров из числа педагогов и проживающих с ними членов семей права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и тем самым ухудшает их положение.

Кроме того указывает, что филиал по Шаблыкинскому району КУ Орловской области «Областной центр защиты населения» применил указанные изменения к части произведенной истцом оплаты жилищно - коммунальных услуг за август 2019 г., то есть до вступления изменений в законную силу.

Также обращает внимание суда на превышение сроков выплаты ответчиком ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг – на два месяца, что, по ее мнению, нарушает требования пункта 3.12 постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484), предусматривающего начисление ежемесячной денежной компенсации за текущий (отчетный) месяц исходя из размеров фактически понесенных гражданами расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предыдущем календарном месяце, а также осуществление начисления ежемесячной денежной компенсации и подготовка документов на ее выплату в течение пяти рабочих дней после получения сведений о размерах уплаченных гражданами сумм платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в предыдущем календарном месяце.

Обращает внимание на удержание различных сумм за газовую плиту и водонагревание с использованием газовой колонки: в июне за май 2018 г. за газовую плиту и водонагревание удержано 513,63 руб. из суммы 1 979,27 руб., а в мае за апрель 2019 г. из суммы 2 511,77 руб. удержано 275,31 руб., то есть с меньшей суммы удержано больше, чем с большей.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просит суд признать незаконными действия ответчиков по расчету и выплате компенсации за фактически понесенные истцом затраты за природный газ (в который входит отопление и иные цели) по норме потребления при одновременном учете объема потребленного газа в соответствии с данными прибора учета из расчета доли на каждого члена семьи педагогического работника (пенсионера) до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484; обязать КУ ОО «Областной центр защиты населения» производить расчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате отопления и освещения в соответствии с данными приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов; обязать КУ ОО «Областной центр защиты населения» произвести перерасчет размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных затрат по оплате природного газа (в который входит отопление и иные цели) за расчетный период август 2019 года по квитанции от 14 августа 2019 г.; обязать Департамент социальной защиты Орловской области выплатить разницу между оплаченной суммой коммунальных услуг (отопление, освещение) в размере 2 279,74 руб. и выплаченной денежной компенсацией по оплате коммунальных услуг в размере 469,46 руб., что составляет 1810,28 руб., а также аналогично по квитанции от 16 сентября 2019 г., что составляет 720 руб.; обязать ответчиков произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных расходов за расчетный период с августа 2016 по июль 2019 годов, согласно приведенному расчету от 4 ноября 2020 г., в сумме 12 529,82 руб.

Представители КУ ОО «Областной центр защиты населения» Абашина Н.Ю., Бай А.С., а также представитель Департамента социальной защиты Орловской области - Зернова А.Ю. иск не признали, указав, что истцу, имеющей статус педагогического работника, вышедшего на пенсию и являющемуся с декабря 2013 года получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, проживающей в частном доме, оборудованном газовой плитой, газовым котлом, водонагревателем, оснащенном приборами учета электроэнергии и природного газа, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг, поступает в соответствии с действующими правовыми нормами.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Гриминова Л.А. просит отменить решение суда, в связи с тем, что суд неверно определи обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда сделаны с нарушением норм процессуального права.

Считает, что размер общей площади жилья, предоставляемого в сельской местности педагогическим работникам, законодательством Российской Федерации не ограничен, в связи с чем компенсация за отопление, освещение предоставляется независимо от размера занимаемого ими жилого помещения, а также без учета совместно проживающих с ним членов семьи.

Указывает, что исковые требования направлены на период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, однако суд рассмотрел иной период, при этом компенсация в размере 100% фактически понесенных затрат распространяется на всех членов семьи педагогического работника.

Приводит анализ законодательства в обоснование довода о том, что единая денежная компенсация в размере 100% расходов по оплате жилого помещения, отопления, газоснабжения распространяется на всех членов семьи педагогического работника вышедшего на пенсию.

Полагает, что суд не дал оценки выплатам за расчетный период, которые поступают получателю мер социальной поддержки за услуги ЖКХ спустя два месяца после оплаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом первой инстанции, Гриминовой Л.А. с 16 декабря 2013 г. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с имеющимся статусом педагогического работника, проживающего и работающего в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), вышедшего на пенсию, предусмотренной пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Орловской области от 6 сентября 2013 г. № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области».

Как собственник домовладения, истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 91,5 кв.м., из которой отапливаемая площадь составляет 84,5 кв.м, в доме имеется газовая плита, водонагреватель, газовый котел, жилое помещение оборудовано приборами учета электро- и газоснабжения.

Согласно домовой (поквартирной) книге, в указанном домовладении, помимо истца по настоящее время зарегистрирован ФИО7 (муж истца). В рассматриваемый период в различное время в жилом доме также были зарегистрированы сын, дочь и внук истца.

Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 (далее - Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации), предусмотрен расчет денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами. При совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами, объем коммунальных услуг, потребленных льготником, определяется путем выделения его доли в общем объеме потребленных в жилом помещении коммунальных услуг. Занимаемая льготником общая площадь жилого помещения определяется путем выделения его доли в общей площади жилого помещения (пункт 3.13).

Начисление ежемесячной денежной компенсации за текущий (отчетный) месяц производится исходя из размеров фактически понесенных гражданами расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предыдущем календарном месяце. Начисление ежемесячной денежной компенсации и подготовка документов на ее выплату осуществляется учреждением социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней после получения сведений о размерах уплаченных гражданами сумм платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в предыдущем календарном месяце (пункт 3.12).

На основании соглашений от 1 ноября 2009 г., 18 февраля 2014 г., заключенных между ООО «Газпром межрегионгаз Орел», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Департаментом социальной защиты населения Орловской области, осуществляется обмен информацией о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате природного газа и электроэнергии, объемах поставленных коммунальных ресурсов, сумах начисленных платежей и суммах фактически внесенной ими оплаты, ежемесячно до 15 числа месяца (17 числа месяца), следующего за периодом внесения платежа (истекшим расчетным периодом).

В редакции постановления, действовавшей до 1 сентября 2019 года, истцу наряду с другими педагогическими работниками, возмещались расходы на оплату жилья и коммунальные услуги в полном объеме согласно фактически понесенным затратам с учетом членов семьи.

28 сентября 2019 г. Гриминовой Л.А. направлено письмо – уведомление из филиала по Шаблыкинскому району КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» об изменении с сентября 2019 года расчета начисления ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации, в связи с внесением в него изменений постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, вступивших в силу с 5 сентября 2019 г., согласно которому компенсация в размере 100% предоставляется педагогу – пенсионеру в случае, если члены его семьи являются нетрудоспособными иждивенцами.

Не согласившись с данным уведомлением, Гриминова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском, а также с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области о признании недействующими отдельных положений названного Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации: абзаца 1 пункта 1.3.13. в части слов «газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов», абзаца 4 пункта 1.3.13. в части слов «на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам, лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке»; абзаца 7 пункта 3.13 в части слов «пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели», как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащих применению в части ограничения размера ежемесячной компенсации долей расходов педагогических работников (без учета совместно проживающих с ними членов семьи), а также нормативами потребления коммунальных ресурсов.

Разрешая заявленные требования административного истца, которая ссылалась на наличие у нее права на получение ежемесячной денежной компенсации с учетом совместно проживающих членов семьи (мужа ФИО7 и совершеннолетнего сына ФИО7), Орловский областной суд в решении от 2 марта 2020 г. пришел к выводу, что объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Орловской области, соответствует приведенным федеральным законоположениям, поскольку предусматривает компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения, не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. Кроме того, суд указал, что фактическое уменьшение размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с 1 сентября 2019 года, по сравнению с ранее получаемой ежемесячной денежной выплатой для этих же целей, не свидетельствует о несоответствии оспариваемых норм имеющему большую юридическую силу законодательству.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 г. решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гриминовой Л.А. – без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования по настоящему иску, суд первой инстанции принял во внимание расчет, произведенный ответчиком исходя из установленного норматива потребления природного газа, расходуемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, утвержденной розничной цены на природный газ, с учетом количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, отапливаемой площади жилого помещения, а также норматива потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды, а также расчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате электроэнергии, и пришел к выводу о соответствии выплаченных истцу ежемесячных денежных компенсаций действующим нормам. Кроме того, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гриминовой Л.А. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и выплате компенсации за фактически понесенные истцом затраты за природный газ (в который входит отопление и иные цели) по норме потребления при одновременном учете объема потребленного газа в соответствии с данными прибора учета из расчета доли на каждого члена семьи педагогического работника (пенсионера) до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, обязании производить расчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате отопления и освещения в соответствии с данными приборов учета коммунальных ресурсов; обязании КУ Орловской области «Областной центр защиты населения» произвести перерасчет размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг из расчета 100% фактически понесенных затрат по оплате природного газа (в который входит отопление и иные цели) за период с августа 2016 по июль 2019 на сумму в размере 12 529,82 руб.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобе истца.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальной защиты граждан, жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», предусматривал право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В данной редакции статья действовала до 11 января 2011 года.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения.

Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 8 статьи 47 указанного Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной защиты, 6 сентября 2013 г. принят Закон Орловской области от № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», часть 2 статьи 15 которого предусматривает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, лиц, являвшихся педагогическими работниками и достигших возраста (приобретших иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г., при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются Правительством Орловской области.

В целях реализации указанной нормы закона принято постановление Правительства Орловской области № 43 от 29 мая 2009 г. «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», в который в последующем вносились изменения. Оспариваемые положения постановления не противоречат нормам действующего федерального законодательства.

29 мая 2009 г. Правительством Орловской области принято постановление № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (Приложение 2).

Постановлением Правительства Орловской области от 28 октября 2013 г. № 363 преамбула названного постановления дополнена ссылкой на Закон Орловской области от 6 сентября 2013 г. № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», а раздел I «Общие положения» дополнен пунктом 1.3.13. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения, отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 марта 2014 г. № 60 пункт 1.3.13. Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее - Порядок) изложен в новой редакции, которой к категории получателей ежемесячной денежной компенсации отнесены также педагогические работники, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.

Постановлениями Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, от 12 декабря 2019 г. № 683 и от 18 февраля 2020 г. № 83 в указанный Порядок внесены изменения в отношении указанных категорий педагогических работников.

Пунктом 1.3.13. Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым по основному месту работы независимо от выполнения ими объема учебной нагрузки (абзац 2); лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, являвшимся педагогическими работниками и достигшим возраста (приобретшим иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию (абзац 3).

Абзац 4 пункта 1.3.13 Порядка предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов распространяется также на членов семьи лиц, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта: детей в возрасте до 18 лет; детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам; лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке.

Абзацем 7 пункта 3.13 Порядка, который введен в действие с 1 января 2014 г. постановлением Правительства Орловской области от 6 декабря 2013 г. № 413, установлено, что в случаях, когда природный газ либо тепловая энергия, расходуемые на отопление жилого помещения и иные цели, учитываются по одному прибору учета, объемы потребления указанных коммунальных ресурсов на отопление и иные цели, а также суммы платежей за отопление и иные цели рассчитываются пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели.

Доводы жалобы истца в отношении того, что размер общей площади жилья, предоставляемого в сельской местности педагогическим работникам, законодательством Российской Федерации не ограничен, в связи с чем компенсация за отопление, освещение предоставляется независимо от размера занимаемого жилого помещения, а также без учета совместно проживающих с ним членов семьи, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего федерального законодательства, которое гарантирует право на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения исключительно для педагогических работников, тогда как закон субъекта Российской Федерации предоставил дополнительные льготы бывшим педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования направлены на период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484, однако суд рассмотрел иной период, при этом компенсация в размере 100% фактически понесенных затрат распространяется на всех членов семьи педагогического работника, несостоятельны.

Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Ввиду того, что денежная компенсация предусмотрена только за отопление, а в доме истца имеются: газовая плита, водонагреватель, газовый котел, то ответчиком применяется алгоритм для выделения доли потребленного на отопления природного газа и производится расчет газа, израсходованного только на отопление.

Приведенный ответчиком расчет судом признан правильным, в связи с чем доводы Гриминовой Л.А. о том, что суд не проверил расчет компенсации предоставляемой ей льготы за период до вступления в законную силу постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 484 опровергается материалами дела.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, которые не были предметом рассмотрения и могут служить основанием для отмены решения суда. Изложенные в апелляционной жалобе мотивы повторяют доводы иска, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 6 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гриминовой Людмилы Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-383/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гриминова Людмила Анатольевна
Ответчики
ФКУ по Шаблыкинскому району Орловской области Областной центр социальной защиты населения
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
КУ ОО Областной центр социальной защиты населения
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
25.01.2021Передача дела судье
10.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее