Решение по делу № 2-3248/2014 от 22.05.2014

Дело № 2-3248/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2014 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Наговицыной К.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора города Перми - Салахиевой Э.Г., действующей на основании служебного удостоверения,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Перми, действующего в интересах несовершеннолетнего Койлубаева Д.Н., к департаменту образования администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, возложении обязанности предоставить путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение,

установил:

прокурор города Перми в интересах несовершеннолетнего Койлубаева Д.Н. обратился в суд с иском к департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента от 24.03.2014 г. № х в предоставлении места в дошкольной образовательной организации Койлубаеву Н.Т. и о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему Койлубаеву Д.Н. путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Департамент является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Койлубаев Н.Т. – законный представитель Койлубаева Д.Н., х года рождения, обратился в Департамент образования администрации г. Перми с заявлением о предоставлении его сыну места в дошкольном образовательном учреждении, вышеуказанным письмом Департамента в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказано, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст Койлубаева Д.Н. позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Принятие мер для появления мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом конкретного ребенка.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указав на то, что несовершеннолетнему Койлубаеву Д.Н. путевка в дошкольное образовательное учреждение до настоящего времени не предоставлена.

Департамент о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.12,15), в письменном отзыве на иск просит провести судебное заседание в отсутствие его представителя, исковые требования не признает в полном объеме, поскольку считает направленный в адрес Койлубаева Н.Т. ответ носящим разъяснительный характер по поводу невозможности определения ребенка в детский сад. При этом Департамент указал на то, что на территории г. Перми функционирует муниципальная сеть 147 МДОУ, проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в период с 2014 по 2016 год будет дополнительно введено 3 660 мест; с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МОУ по дате рождения детей; Койлубаев Д.Н. состоит в регистре для определения в МДОУ по Индустриальному району г. Перми; на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в детском саду; в настоящее время на территории г.Перми группы возрастной категории 2-3 года полностью укомплектованы; прием Койлубаева Д.Н. в МДОУ превысит количество воспитанников МДОУ более установленных норм; удовлетворение требований истца нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, порядок определения детей в МДОУ, требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения (л.д.16-20).

Третьи лица Койлубаевы Н.Т.,Э.М. о месте и времени судебного заседания также извещены надлежащим образом (л.д.12,14), в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Выслушав прокурора, оценив возражения Департамента на иск, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что третье лицо Койлубаев Н.Т. обратился к прокурору с просьбой в интересах несовершеннолетнего сына предъявить настоящий иск (л.д. 8), в связи с чем прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Койлубаева Д.Н.

    Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов(п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, что Койлубаевы Н.Т. и Э.М. являются родителями Койлубаева Д.Н. х года рождения, данные лица зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Пермь, ул. х что подтверждается свидетельством о рождении Койлубаева Д.Н. и о его регистрации по месту жительства, паспортом Койлубаева Т.Н. с отметкой о регистрации (л.д. 6, 9, 10).

Судом также установлено, что Койлубаев Н.Т. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении его сыну Койлубаеву Д.Н. места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, на обращение получил ответ Департамента от 24.03.2014 г. № х, в котором сообщалось о том, что места в детских садах комплектуются по дате рождения ребенка, свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, в связи с чем место будет предоставлено в порядке очередности (л.д.7).

    Учитывая содержание данного ответа, суд считает, что он по существу является отказом Департамента в предоставлении несовершеннолетнему Койлубаеву Д.Н. места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе по месту жительства, что не основано на приведенных выше положениях Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем данный отказ является незаконным, а требование прокурора в этой части подлежащим удовлетворению.

    Также суд признает правомерным требование прокурора и об обеспечении несовершеннолетнему Койлубаеву Д.Н. места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании пояснений представителя прокурора и содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего спора место несовершеннолетнему Койлубаеву Д.Н. в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, несмотря на то, что его право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается.

    Доказательств того, что Департаментом приняты все меры по обеспечению несовершеннолетнего Койлубаева Д.Н. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено, направленным им отзывом на иск не подтверждается. При этом представленный Департаментом отзыв основанием к отказу прокурору в удовлетворении исковых требований не является.

Требование прокурора в части предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении именно на территории г. Перми суд также считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несовершеннолетний Койлубаев Д.Н. проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. Причем ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.

В силу изложенного обязанность по предоставлению Койлубаеву Д.Н., х года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Перми должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.

При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд, удовлетворяя требования прокурора и признав незаконным отказ Департамента в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, возлагает обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить данному несовершеннолетнему путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    отказ департамента образования администрации города Перми от 24.03.2014 г. № х Койлубаеву Н.Т. в предоставлении места в дошкольной образовательной организации его несовершеннолетнему сыну Койлубаеву Д.Н., х года рождения, признать незаконным.

Возложить на департамент образования администрации города Перми обязанность предоставить Койлубаеву Д.Н., х года рождения, путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:         (О.В. Бузмакова)

2-3248/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.О. прокурора г. Перми в инт н/л Койлубаева Д.Н.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
22.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2014Передача материалов судье
27.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2014Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее