№ 2а-989/2021
УИД 63RS0045-01-2021-000236-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Волкове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-989/2021 по административному иску ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Сорокину Андрею Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику, в обоснование своих требований указала, что Сорокин А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Промышленному району г. Самары в качестве налогоплательщика.
В соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ в адрес административного ответчика, налоговым органом было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога.
В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
В соответствии со ст. ст. 400,85,363,409,45 НК РФ, административному ответчику было направлено требование об уплате налога, которое исполнено не было.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Сорокина А.В. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 4025,04 руб., в том числе, по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2080 руб., пени в размере 33,63 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 506 руб., пени в размере 8,18 руб., по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1375 руб., пени в размере 22,23 руб.
В судебное заседание представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары не явился, извещались судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Сорокин А.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании абзаца 1 статьи 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог и налог на имущество относится к местным налогам.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом вторым настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст.403 РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
На основании ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной ст. 75 НК РФ пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 1. ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта второго настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Из материалов дела следует, что Сорокин А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Промышленному району г. Самары, и, в соответствии со ст. 23 НК РФ, обязан уплачивать законно установленные налоги.
В ДД.ММ.ГГГГ. Сорокину А.В. на праве собственности принадлежал земельный участок и гараж, расположенные по адресу: г<адрес>, напротив <адрес>», а также ? доля на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., материалами дела.
Согласно сведениям РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ., Сорокину А.В. в ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежал автомобиль марки УАЗ 31512, г/н № и автомобиль марки ЗАЗ 965, г/н №
Налоговым органом в адрес Сорокина А.В. было направлено налоговое уведомление № об уплате налогов в размере 3961 руб. до ДД.ММ.ГГГГ
В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем административному ответчику было выставлено требование № № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в размере 3961 руб., пени в размере 64,04 руб., сроком исполнения - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка № 39 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Сорокина А.В. в пользу налогового органа недоимки по обязательным платежам, который отменен в связи с поступившими от Сорокина А.В. возражениями.
Таким образом, на дату обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье административный истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика недоимки по налогу, поскольку истек шестимесячный срок для предъявления требований в судебном порядке.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, налоговым органом пропущен без уважительных причин, без обоснования объективных причин пропуска указанного процессуального срока.
При этом, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Пропуск налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд с заявленными требованиями в равной мере означает невозможность взыскания в судебном порядке как сумм недоимки по налогу, так и пени, штрафов.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 24.02.2021г.
Председательствующий Кривошеева Е.В.
№ 2а-989/2021
УИД 63RS0045-01-2021-000236-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
17 февраля 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Волкове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-989/2021 по административному иску ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Сорокину Андрею Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда будет изготовлено не позднее 01.03.2021г.
Председательствующий Кривошеева Е.В.