Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 20 января 2020 года
Красноглинский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре Мамышевой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-317/2020 (2а-3017/2019) по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Захарчевой О.А. о восстановлении срока и взыскании недоимки,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области (далее по тексту МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Захарчевой О.А. о восстановлении срока и взыскании недоимки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в МИФНС состоит в качестве налогоплательщика Захарчева О.А. и в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщиком 08.05.2015 года была предоставлена в МИФНС декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1092 рубля, срок уплаты 15.07.2015 года. В установленные сроки сумма налога не была оплачена. В адрес налогоплательщика было направлено требование от 27.07.2015 № 270813. За несвоевременную оплату налога были начислены пени за каждый календарный день просрочки, взыскание которых предусмотрено ст. 75 НК РФ, в сумме 35, 42 рублей.
В настоящее время срок для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ истек, с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС не обращалась. Указанный срок пропущен по причине произошедшей 09.06.2018 года реорганизации МИФНС и в связи с большой загруженностью в работе. Требование заявлены в целях реализации ст. 59 НК РФ.
Административный истец просит суд восстановить пропущенный срок в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ на подачу административного искового заявления; взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, в сумме 974 рублей, пени в размере 35 рублей 42 коп.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в иске содержится просьба и предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Исследовав материалы настоящего дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительствафизического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок (нарушение установленного срока) налогоплательщик уплачивает пени (денежную сумму) в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 75 Налогового кодекса РФ (п.2). Срок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4).
Пунктом 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, направляется требование об уплате налога.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
Из материалов дела следует, что 08.05.2015 года ответчиком в МИФНС представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 1092 рубля. В связи с неуплатой суммы налога в полном объеме в установленный срок в адрес административного ответчика было направлено требование № 270813 об уплате налога в сумме 1092 рублей и пени – 35 рублей 42 коп. в срок до 14.08.2015 года.
Однако, налогоплательщик свою обязанность в полном объеме не выполнил, требование в установленный срок не исполнил.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно изложенных материальных требований административный истец в течение 6 месяцев со дня окончания срока исполнения требования № 270813 трехлетнего периода, то есть в срок до 08.11.2018 был обязан обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Судом установлено, что административный истец к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался, решения о взыскании заявленной недоимки не принимались. Настоящий иск направлен в районный суд 05.12.2019 года, то есть спустя более года со дня истечения срока предъявления требований.
Оснований для восстановления права на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пропущенный в связи с реорганизацией МИФНС и большой загруженностью в работе налогового органа, оснований не усматривается, поскольку не основано на нормах материального права. Законодатель предусмотрел выдачу судебного приказа по бесспорным требованиям, к каковым относится взыскание недоимки. При этом добросовестность действий взыскателя при обращении с заявлением в суд подразумевается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 Ульяновской области к Захарчевой О.А. о восстановлении срока и взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц по требованию № 270813 от 27.07.2015 года в размере 1 092 рублей и пени в размере 35 рублей 42 коп.- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 24 января 2020 года.
Судья: И.А. Щетинкина