№12-17/2018
РЕШЕНИЕ
п.Чамзинка, Республика Мордовия 30 июля 2018 года
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Балясина И.Г.,
при секретаре Сомовой С.Н.,
с участием заявителя Кочеватова Е.П.,
рассмотрев жалобу Кочеватова Е.П. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 27 апреля 2018г. по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 27 апреля 2018г. директор ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Кочеватов Е.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Кочеватов Е.П. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что контракт №249-131/2015 от 11.04.2015 на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», заключен в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, закупка была осуществлена у единственного поставщика (исполнителя) на сумму, не превышающую 100 000 рублей, что в соответствии с п.4 ч.1 и ч.3 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) позволяет осуществить закупку без обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (исполнителя), цены контракта и иных существенных условий контракта. Выводы антимонопольного органа о том, что данный контракт заключен Учреждением не самостоятельно, а по указанию Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия (далее – Минсоцзащиты), являются необоснованными. Электронное письмо, на которое ссылается антимонопольный орган в обоснование своих выводов, которое якобы содержало указание о заключении контракта с ООО «Драйвер», Учреждение не получало. Источник происхождения данного письма не ясен, электронную цифровую подпись оно не содержит, а потому оснований считать, что автором этого письма являлось Минсоцзащиты (сотрудник Минсоцзащиты) не имеется. Кроме того, документ, источник происхождения которого не может быть определен, не может являться допустимым доказательством. Тот факт, что ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» и ГКУ «Соцзащита населения по го Саранск» сообщили о получении данного письма, не может свидетельствовать о даче указания Минсоцзащиты о заключении контракта с ООО «Драйвер» ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия». Также не может свидетельствовать о наличии такого указания совпадение цены контракта и сведений о стоимости услуг, содержащихся в электронном письме. Контракт заключался исходя из потребности в услугах и объема доведенных лимитов. При этом Учреждение располагало сведениями о том, что оказание данных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии ФСБ России. ООО «Драйвер» обладало такой лицензией и само вышло с инициативой, предложило услуги, другие организации коммерческих предложений в адрес Учреждения не направили. Не могут являться доказательствами участия Учреждения в антиконкурентном соглашении и опубликование 16.02.2015 извещения о проведении открытого конкурса, его аннулирование, отказ от проведения повторной конкурентной процедуры и перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуг, поскольку Учреждение не принимало участия в проведении закупок Минсоцзащиты и не располагало информацией о них. Таким образом, ввиду отсутствия нарушений антимонопольного законодательства при заключении контракта, объективная сторона указанного административного правонарушения не установлена. Каких-либо негативных последствий для конкурентной среды заключение данного контракта не повлекло. Кроме того, ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» не относится к субъектам, поименованным в ст.16 Закона о конкуренции, а он, как директор учреждения не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ. Также в обжалуемом постановлении не указано, какие служебные обязанности им не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом. Его вина в совершении указанного правонарушения отсутствует, как и состав самого правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ. Кроме того, считает, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении Учреждения, и она проведена незаконно. Его действия не могли быть квалифицированы по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, поскольку часть 7 указанной статьи введена в действие в 2017 году. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Кочеватов Е.П. жалобу поддержал по тем же основаниям.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, поступившего по запросу суда из административного органа, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении №234, что по результатам рассмотрения дела № 662 Комиссией Мордовского УФАС России 23 августа 2017 года было принято решение (резолютивная часть оглашена 18 августа 2017 года), которым Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, ООО «Драйвер» и государственные казенные учреждения «Соцзащита населения», в том числе ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении в 2015 году контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», в том числе контракта №249-131/2015 от 11.04.2015, и участии в них, что привело к ограничению конкуренции.
Учитывая, что за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность должностные лица, указанные в части 1 статьи 37 Закона «О защите конкуренции», 12 апреля 2018 года в отношении директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Кочеватова Е.П. Мордовским УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, и 28 апреля 2018 года он был привлечен к административной ответственности по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Часть 7 статьи 14.32 КоАП РФ (ранее ч.3 ст.14.32 КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо (или) осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как следует из материалов дела, согласно плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, утвержденному 16.01.2015 и размещенному на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Министерство планировало провести открытый конкурс на приобретение услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3154,534 тысячи рублей.
16.02.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ для нужд Минсоцзащиты РМ (извещение №0109200002415000059).
Решением Мордовского УФАС России от 16.03.2015 №107 в действиях Минсоцзащиты РМ при проведении открытого конкурса №0109200002415000059 на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ было установлено нарушение статьи 8, части 5 статьи 24, частей 8,9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в составлении конкурсной документации, предоставляющей необоснованные преимущества одному из участников размещения заказа – ООО «Драйвер».
Согласно предписанию от 16.03.2015 №28 открытый конкурс №0109200002415000059 был аннулирован, а Министерство было обязано устранить выявленные нарушения и провести повторную закупку (при сохранении необходимости в закупаемых услугах) в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Мордовского УФАС России от 16.03.2015 №107.
Необходимость в закупаемых услугах сохранилась, однако повторная закупка Минсоцзащиты РМ не проводилась, бюджетные средства, ранее выделенные на закупку услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, были перераспределены между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и подведомственными ему учреждениями – ГКУ «Социальная защита населения», следствием чего стало внесение изменений казенными учреждениями в планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственных казенных учреждений «Социальная защита населения», подведомственных Министерству, на 2015 год, которое было осуществлено казенными учреждениями после 27.03.2015.
После чего все ГКУ «Социальная защита населения» заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер».
ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» в лице Директора Кочеватова Е.П. и ООО «Драйвер» в лице Генерального директора Колесникова В.А. заключили 11 апреля 2015 года контракт №249-131/2015, предметом которого явилось оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Цена контракта составила 99 999 рублей.
При обращении в антимонопольный орган Заявитель - ООО «Центр новых технологий и инноваций» - представил копию распечатки электронного письма заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А. от 27.03.2015, адресатами которого выступают Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения». Данным письмом отправитель просит получателей оперативно внести изменения в планы-графики закупок для заключения контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также уведомляет их о том, что договоры будут подписываться с ООО «Драйвер». К данному письму был приложен файл в формате xls, содержащий данные о стоимости оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ на II-IV кварталы 2015 года.
Данное письмо не содержит электронную цифровую подпись отправителя, поэтому с целью выяснения факта его направления в государственные казенные учреждения «Социальная защита населения» антимонопольный орган направил запрос о предоставлении сведений о выполнении поручения заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., а также информации о заключении договоров с ООО «Драйвер» с приложением копий договоров (контрактов).
В ответ на запрос все ГКУ «Социальная защита населения» представили в антимонопольный орган копии запрошенных договоров (контрактов). При этом в письме директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району» содержалась информация о том, что изменения в план-график закупок для заключения контрактов на оказание услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ были внесены учреждением, контракт на оказание данных услуг был заключен с ООО «Драйвер» в соответствии с поручением заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., изложенным в электронном письме от 27.03.2015.
В письме директора ГКУ «Соцзащита населения по го Саранск» также приведена ссылка на указанное электронное письмо, при этом указано, что данное письмо не было напечатано на официальном бланке и не содержало подписи должностного лица, поэтому носило лишь рекомендательный характер и не являлось обязательным для исполнения. Вместе с тем, контракт на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ ГКУ «Социальная защита населения по го Саранск» также заключило с ООО «Драйвер».
В письмах остальных ГКУ «Социальная защита населения», также заключивших контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер», отсутствовала какая-либо информация об электронном письме заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., при этом давалось указание на то, что учреждения самостоятельно осуществляют свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и Устава учреждения, и в целях реализации своих функций имеют право на заключение и оплату государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производимых от имени Республики Мордовия, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Вместе с тем, ГКУ «Социальная защита населения» не смогли предоставить в антимонопольный орган информацию о том, каким образом осуществлялся выбор единственного поставщика (исполнителя) для заключения указанных контрактов, а также сведения об осуществлении до заключения контрактов с ООО «Драйвер» исследования рынка хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела №662 представители ГКУ «Социальная защита населения» указали, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика проводить изучение рынка закупаемых услуг до заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
Анализ представленных ГКУ «Социальная защита населения» планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2015 год свидетельствует о том, что многие казенные учреждения воспользовались возможностью указывать в планах-графиках информацию о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ одной строкой.
Вместе с тем, в планах-графиках некоторых ГКУ «Социальная защита населения» закупка услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ выделена отдельной строкой. Так, например, согласно плану-графику ГКУ «Соцзащита населения по Инсарскому району Республики Мордовия», утвержденному 30.03.2015, ориентировочная (максимальная) цена контракта на оказание данной услуги составляет 97 659 рублей, и именно на эту сумму 13.04.2017 заключен контракт №249-118/2015 с ООО «Драйвер».
В свою очередь, в результате анализа представленных ГКУ «Социальная защита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, заключенных с ООО «Драйвер» на II-IV кварталы 2015 года, установлено, что цена всех контрактов соответствует стоимости оказания услуг, приведенной в файле «Суммы для план-графика xls», приложенном к электронному письму заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что размер денежных средств, выделенных каждому ГКУ «Социальная защита населения» на заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, в точности соответствует цене контрактов, в последующем заключенных казенными учреждениями с ООО «Драйвер».
Кроме того, о том, что заключение контрактов на оказание вышеуказанных услуг с ООО «Драйвер» осуществлялось ГКУ «Социальная защита населения» не самостоятельно, а под контролем Минсоцзащиты РМ, свидетельствует следующее.
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в письме от 03.03.2017 №13-490, объясняя заключение ГКУ «Социальная защита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию именно с ООО «Драйвер», представило в антимонопольный орган сведения об обязательном наличии у организаций, обслуживающих инфраструктуру программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, лицензии ФСБ России по Республике Мордовия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и коммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Письмом от 31.01.2017 №67/6/10-702 УФСБ по Республике Мордовия подтвердило необходимость наличия указанной лицензии при оказании услуг по администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ. При этом на территории Республики Мордовия, по данным УФСБ, зарегистрированы 22 организации, имеющие данную лицензию.
Таким образом, даже на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ.
В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Под конкуренцией в соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п.7). При этом самостоятельность означает приобретение и осуществление своих гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также за свой счет на свой риск (п.2 ст.1, п.1 ст.2, п.1 ст.48 ГК РФ). Также допускается совершать действия не только в своем, но и в чужом либо в общем с чужим интересах как на основании соответствующего договора (ст.ст.1005, 1012, 1041 ГК РФ), так и без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица (п.1 ст.980 ГК РФ). Сделки в чужом интересе совершаются за счет заинтересованного лица (п.1 ст.971, п.1 ст.990, ст.986, ст.1001 ГК РФ), а в общем с чужим интересе – за счет всех заинтересованных лиц (ст.1046 ГК РФ).
Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин (п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30).
Согласно абз.3 п.3 постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 №11-П расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий при нарушении антимонопольного законодательства, не подлежат исчислению. В свою очередь, совершение действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является согласно ч.2 ст.8 Закона о защите конкуренции соглашением.
Под соглашением в п.18 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в п.1 ст.420 ГК РФ признается договором. Вместе с тем, факт наличия антиконкурентного соглашения не становится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Положения статей 154, 160, 432, 434 ГК РФ в этом случае не применяются (постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 №9966/10 по делу А27-12323/2009). Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (ст.982 ГК РФ). В свою очередь, возможность определить содержание устного соглашения путем оценки буквального значения содержащихся в его условиях слов и выражений или сопоставления его условий заведомо отсутствует, а потому действительная общая воля сторон и цель соглашения выясняется согласно ст.431 ГК РФ с учетом всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие соглашению переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
О наличии соглашения между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, ГКУ «Социальная защита населения» и ООО «Драйвер» свидетельствует следующая последовательность взаимообусловленных действий:
1) опубликование 16.02.2015 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса №0109200002415000059 на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия»;
2) аннулирование 17.03.2015 открытого конкурса №0109200002415000059, заявки на участие в котором были поданы тремя хозяйствующими субъектами: ООО «Деловые сети», ООО «Драйвер», ООО «Центр новых технологий и инноваций» и отказ от проведения повторной конкурентной процедуры;
3) перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуги по информационно-техническому сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (3 154 534, 02 руб.) между Государственными казенными учреждениями «Соцзащита населения», подведомственными Минсоцзащиты РМ, и заключение ими контрактов с единственным исполнителем – ООО «Драйвер», подпунктом 4.4 пункта 4. «Порядок приемки услуг» которых установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета осуществляется проверка и согласование технических отчетов.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия (утв. постановлением Правительства РМ от 29.05.2008 №228) Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания населения.
ГКУ «Социальная защита населения» являются самостоятельными юридическими лицами, подведомственными Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, действующими на основании Уставов, учредителями которых является Республика Мордовия.
ООО «Драйвер» согласно Уставу, утвержденному решением учредителя №1 от 23.06.2011, является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли.
По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции и п.10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 №220), установлено, что рынок оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» является конкурентным. Доминирующее положение ООО «Драйвер» не установлено.
Между тем, все ГКУ «Социальная защита населения» заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер».
При этом подпунктом 4.4 пункта 4. «Порядок приемки услуг» контрактов установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета осуществляется проверка и согласование технических отчетов.
Таким образом, контроль услуг, оказываемых ООО «Драйвер» Заказчикам, фактически осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.
Учитывая изложенное, действия Минсоцзащиты РМ, ООО «Драйвер» и ГКУ «Социальная защита населения», в том числе ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» квалифицированы как антиконкурентное соглашение, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, в том числе, учитывая их относительную синхронность, единство цели и последствия для государственных интересов (контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ с единственным поставщиком (исполнителем) заключены без изучения рынка закупаемых услуг).
Соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе для субъектов (ООО «Деловые сети», ООО «Центр новых технологий и инноваций»), ранее подававших заявки на участие в отмененном конкурсе №0109200002415000059.
ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», равно как и другие ГКУ «Соцзащита населения», Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия и ООО «Драйвер», было участником соглашения, и его действия противоречат пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Кочеватов Е.П. является директором ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» и имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Кочеватов Е.П. назначен на должность директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 31.03.2009 №47 с 01.04.2009.
В соответствии с Уставом ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» (действовавшим на момент совершения правонарушения) единоличным исполнительным органом управления Учреждения является директор, который действует на основе законодательства Российской Федерации, Республики Мордовия, настоящего Устава и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного с ним трудового договора, а также несет персональную ответственность за качество оказания государственных услуг (выполнения работ) и осуществления государственных функций.
Согласно п.1.4 должностной инструкции директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Директор при исполнении своих служебных обязанностей руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, указами и распоряжениями Главы Республики Мордовия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Мордовия, нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Мордовия и настоящей Должностной инструкцией.
Учитывая изложенное, на директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» возложена обязанность по соблюдению, в том числе, требований антимонопольного законодательства.
Таким образом, Кочеватов Е.П., в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ являясь должностным лицом, заключив запрещенное в соответствии с действующим законодательством соглашение, которое привело к ограничению конкуренции, и участвуя в нем, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ. Его виновность в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом Мордовского УФАС России по правилам ст.26.11 КоАП РФ, выводы, изложенные в постановлении, соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Суд полагает, что Кочеватов Е.П. при выполнении своих должностных обязанностей имел возможность не нарушать нормы действующего законодательства о защите конкуренции, однако не принял должных мер к их соблюдению.
Доказательств того, что Кочеватовым Е.П. были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения вменяемого административного правонарушения, суду не представлено.
Таким образом, доводы Кочеватова Е.П. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются необоснованными и опровергаются материалами дела.
Из приведенных доказательств следует, что Учреждение согласно п. 1.5 устава является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций на территории муниципального образования Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в целях обеспечения реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения, а также оказание социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Кочеватов Е.П. как директор, осуществляющий руководство Учреждением под свою персональную ответственность, от имени данного юридического лица заключил запрещенное в соответствии с действующим законодательством соглашение, которое привело к ограничению конкуренции, и участвовал в нем. Постановлением Мордовского УФАС России от 27.04.2018, законность которого является предметом проверки при рассмотрении настоящей жалобы, в действиях Учреждения установлено нарушение ст.16 Закона о защите конкуренции. Выводы должностного лица Мордовского УФАС России нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Учреждение при заключении контракта являлось государственным заказчиком - иной, осуществляющей полномочия государственного органа организацией, поименованной в ст.16 Закона № 135-ФЗ.
Учитывая изложенное, доводы Кочеватова Е.П. о том, что Учреждение не относится к субъектам, поименованным в ст.16 Закона о защите конкуренции, вследствие чего он не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.
В судебном заседании установлено, что датой совершения административного правонарушения является дата заключения контракта – 11.04.2015.
В соответствии с ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу требований ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Действия Кочеватова Е.П. квалифицированы административным органом по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона 17.04.2017 №74-ФЗ, вступившего в законную силу 28.04.2017).
Вместе с тем на момент совершения административного правонарушения действовала ч.3 ст.14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) в соответствии с которой заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Таким образом принятое по данному делу об административном правонарушении постановление подлежит изменению путем переквалификации действий Кочеватова Е.П. с ч.7 ст.14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона 17.04.2017 №74-ФЗ) на ч.3 ст.14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ).
Переквалификация действий Кочеватова Е.П. согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает, не были они установлены и при вынесении постановления, о чем в постановлении приведены соответствующие мотивы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание, назначенное должностному лицу Кочеватову Е.П., соответствует минимальному размеру штрафа, указанному в санкции ч.3 ст.14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 27 апреля 2018г., вынесенное в отношении директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Кочеватова Е.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, изменить, переквалифицировав действия Кочеватова Е.П. на ч.3 ст.14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), в остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу Кочеватова Е.П. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Судья И.Г. Балясина