Дело № 2-5357/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Исаковой В.В.,
с участием представителя истца Молчиной Н.В., представителя ответчика Бушмакина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коренной Р. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» и Коренной Р. А. был заключен инвестиционный договор № (далее - Договор), предметом которого является участие инвестора в реализации инвестиционного проекта путем вложения инвестиций в целях создания объекта инвестирования, подлежащего передаче в собственность инвестору по завершению строительства. Согласно пункту 2.4 Договора объектом инвестирования является однокомнатная квартира, общей проектной площадью <данные изъяты>., жилой проектной площадью <данные изъяты>., проектный номер квартиры - №, строительный номер дома - № (проект <данные изъяты>), строительный адрес объекта: <адрес>, квартал жилой застройки в районе <адрес>, строительный номер объекта №.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) объект инвестирования и после завершения строительства передать объект инвестирования в собственность инвестора, а инвестор обязуется оплатить обусловленную Договором стоимость объекта инвестирования и принять его в собственность.
В силу пункта 7.1 Договора передача объекта инвестирования застройщиком и принятие его инвестором осуществляется по подписанному сторонами передаточному акту в течение 30 календарных дней со дня завершения застройщиком строительства объекта инвестирования.
Пунктом 2.7 Договора определено, что сроком окончания строительства является ДД.ММ.ГГГГ.
Стоимость строительства объекта инвестирования с отделкой «под ключ» определена сторонами в сумме <данные изъяты> (пункт 4.1 Договора). В связи с тем, что в последующем инвестор отказался от отделки квартиры, стоимость объекта инвестирования составила <данные изъяты>. Коренная Р.А. свои обязательства по инвестиционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ исполнила в полном объеме, перечислив ответчику денежные средства в размере <данные изъяты>.
Сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения к Договору, предусматривающие перенос срока окончания строительства и уменьшение стоимости строительства объекта инвестирования. Так, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>.
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ застройщик принял на себя обязательство произвести возврат инвестору излишне уплаченную сумму по инвестиционному договору в размере <данные изъяты>, согласно графику платежей. При этом, принятые обязательства не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был подписан акт приема-передачи квартиры по договору, согласно которому ответчик передал, а истец приняла квартиру по адресу: <адрес>, однако на момент подписания акта приема-передачи жилой дом не был введен в эксплуатацию.
Ссылаясь на то, что застройщиком нарушена процедура передачи объекта долевого строительства, предусмотренная статьей 8 Закона об участии в долевом строительстве, поскольку передача объекта долевого строительства была осуществлена до получения в установленном порядке разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, истец полагает, что ее права как потребителя нарушены и просит признать недействительным акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ по инвестиционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом»; взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» в свою пользу излишне уплаченную сумму по инвестиционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, неустойку за нарушение сроков передачи квартиры в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ее представитель Молчина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Бушмакин Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в силу следующих обстоятельств.
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Положения статьи 310 Гражданского кодекса РФ не допускают возможности одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 393, 394 Гражданского кодекса РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору лицо, нарушившее обязательство, обязано возместить убытки, а в случае, предусмотренном законом или договором, неустойку.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» по договору долевого участия одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок построить (создать) многоквартирный дом или иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
На основании ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона, в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, указанная неустойка (пени) уплачиваются застройщиком в двойном размере.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» и Коренной Р. А. был заключен инвестиционный договор №, предметом которого является участие инвестора в реализации инвестиционного проекта путем вложения инвестиций в целях создания объекта инвестирования, подлежащего передаче в собственность инвестору по завершению строительства (п. 2.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.2 Договора застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) объект инвестирования и после завершения строительства передать объект инвестирования в собственность инвестора, а инвестор обязуется оплатить обусловленную Договором стоимость объекта инвестирования и принять его в собственность.
Согласно пункту 2.4 Договора объектом инвестирования является однокомнатная квартира, общей проектной площадью <данные изъяты>., жилой проектной площадью <данные изъяты>., проектный номер квартиры - №, строительный номер дома - № (проект <данные изъяты>), строительный адрес объекта: <адрес>, квартал жилой застройки в районе <адрес> строительный номер объекта №.
Из материалов дела следует, что стоимость строительства объекта инвестирования с отделкой «под ключ» определена сторонами в сумме <данные изъяты> (пункт 4.1 Договора).
На правоотношения сторон, вытекающие из исполнения договора участия в долевом строительстве, распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст.27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги).
Пунктом 2.7 Договора определено, что сроком окончания строительства является ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительными соглашениями к Договору от ДД.ММ.ГГГГ, его условия изменялись в части отделочных работ, сроков окончания строительства, стоимости объекта инвестирования.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между сторонами, срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания строительства изменен на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость строительства объекта инвестирования уменьшена до <данные изъяты>.
Таким образом, согласно заключенному сторонами инвестиционному договору с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ закончить строительство.
Коренная Р.А. свои обязательства по инвестиционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ исполнила в полном объеме, перечислив ответчику денежные средства в размере <данные изъяты>, что подтверждается письменными материалами дела, ответчиком в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.
В силу пункта 7.1 Договора передача объекта инвестирования застройщиком и принятие его инвестором осуществляется по подписанному сторонами передаточному акту в течение 30 календарных дней со дня завершения застройщиком строительства объекта инвестирования, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически квартира передана истцу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи, то есть в пределах установленного договором и дополнительным соглашением срока.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик не нарушил предусмотренный договором и дополнительным соглашением к нему срок передачи объекта строительства истцу, следовательно, свои обязательства в рамках заключенного договора выполнил в полном объеме, в связи с чем суд не находит правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение срока передачи объекта строительства в размере <данные изъяты>
Ввиду того, что судом не установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, в удовлетворении требования о взыскании неустойки за нарушение срока передачи объекта строительства отказано, суд не находит оснований для удовлетворения производных от него требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда и штрафа.
Судом также установлено, что в связи с изменением стоимости объекта инвестирования, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ застройщик принял на себя обязательство произвести возврат Коренной Р.А. излишне уплаченной суммы по инвестиционному договору в размере <данные изъяты>, в следующем порядке: по <данные изъяты>. – в срок до ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>. – в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего спора указанное обязательство не выполнил.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, изложенные в исковом заявлении, в связи с чем суд считает достоверными и установленными.
Принимая во внимание изложенное выше, исковые требования истца в части взыскания с ответчика излишне уплаченной денежной суммы подлежат частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении требования в остальной части надлежит отказать, поскольку срок уплаты очередного платежа размере <данные изъяты>., определенного дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, не наступил.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Учитывая, что в силу статьи 153 Гражданского кодекса РФ акт приема-передачи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ не является сделкой ввиду того, что не создает, не изменяет и не прекращает гражданские права и обязанности, а является только подтверждением исполнения инвестиционного договора № от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи объекта инвестирования (квартиры), суд отказывает в удовлетворении требования Коренной Р.А. в признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании акта приема-передачи объекта от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, суд также исходит из того, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Петрозаводского городского округа выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №; дому присвоен порядковый номер № по <адрес>, что свидетельствует о том, что передача объекта долевого строительства была осуществлена после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, что согласуется с положениями ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Коренной Р. А. удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» в пользу Коренной Р. А. излишне уплаченную денежную сумму по инвестиционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Комфортный дом» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд РК.
Судья Ю.Л.Саврук
Мотивированное решение составлено 23.06.2015.