Дело № 2- 4937/207
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Кадыровой Э.Р.
при секретаре: Байковой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагитова Х,С., Сагитова О.В., Сагитов В.В., Стручкова М.В., Баур(Сагитовой) К.В. к Администрации городского округа <адрес> РБ, Администрации <адрес> городского округа <адрес> РБ, Администрации Октябрьского <адрес> городского округа <адрес> РБ, МУП УЖХ городского округа <адрес> РБ, АО УЖХ Октябрьского <адрес> РБ о признании приобретшими права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском ( в последующем с уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации городского округа <адрес> РБ, Администрации <адрес> городского округа <адрес> РБ, Администрации Октябрьского <адрес> городского округа <адрес> РБ, МУП УЖХ городского округа <адрес> РБ, АО УЖХ Октябрьского <адрес> РБ о признании приобретшими права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма, мотивируя тем, что на основании постановления главы администрации <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ истцам был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из 7 человек на жилое помещение трехкомнатную квартиру общей площадью 100,37 кв.м. находящегося по адресу: <адрес>. Указанный в ордере адрес, <адрес> впоследствии переименован в <адрес>, позже на <адрес> доме )
В ордере указаны ответственный квартирасъемщик - Сагитова Х,С. и 6 человек члены ее семьи дети: сын- САгитов И.С.,1970 года рождения; сын- Сагитов А.В., 1975 г.р.; дочь- Сагитова О.В. 1982 г.р.; сын Сагитов В.В., 1985 г.р.; дочь -Сагитова М.В. 1989 г.р.; дочь - Сагитова К.В., 1991 г.р.
Между тем, в 2001 году по непонятным причинам истцы заселились в трехкомнатную квартиру общей площадью 97,8 кв.м. по адресу : <адрес> впоследствии переименован в <адрес>, позже на <адрес>
Жильцы, которые должны были въехать в <адрес> заселились трехкомнатную квартиру общей площадью 100,37 кв.м. по адресу: <адрес> впоследствии переименован в <адрес>, позже на <адрес>.
За период времени проживания с 2001 года по настоящее время истцы несут бремя содержания данной квартиры по адресу : РБ, <адрес>, а именно: вносят оплату за содержание жилого помещения и коммунальных услуг, оплачивают электроэнергию, участвуют на собраниях от имени жильцов данной квартиры и несут иные платежи и расходы на содержание данной квартиры.
Претензии со стороны иных сторонних лиц в лице граждан и организации по факту проживания и содержания нами данной квартиры не имеется. Жилое помещение, т.е. <адрес> никем и ничем не обременена.
Кроме того, ответственный квартиросъемщик ФИО9 со своими членами семьи благополучно проживает по адресу: РБ <адрес> претензии в наш адрес по факту проживания нас в <адрес> также не имеет.
САгитов И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время в данной квартире проживают: истец - Сагитова Х,С.; дочь- Сагитова О.В. ; сын-Сагитов В.В. ; дочь Стручкова М.В. (вышла замуж изменила фамилию Сагитова на Стручкова) ; дочь - Сагитова К.В. ; несовершеннолетняя внучка ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; несовершеннолетняя внучка ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ г.р. ; несовершеннолетний внук - ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Неоднократные обращения в государственные, муниципальные и жилищные органы не решили сложившиеся ошибку в данной ситуации. Со стороны администрации Октябрьского <адрес> истцам предложено обратиться в суд для устранения данного пробела. В своем последнем ответе за №Ж от ДД.ММ.ГГГГ от лица МУП ЕРКЦ ГО <адрес> РБ указано, что из норм действующего жилищного законодательства, лицевой счет жилого помещения открывается при наличии правоустанавливающих документов, а именно: решения собственника, решения суда, договора социального найма и т.д.
Истцы просят установить, что <адрес> указанная в ордере 3327 от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> является фактически квартирой № по адресу <адрес>. признать истцов приобретшими право пользования и проживания в <адрес> по адресу <адрес>, обязать Администрацию ГО <адрес> РБ заключить с истцами договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу <адрес>
В судебном заседании истцы Стручкова М.В., Сагитова О.В., Сагитова Х,С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Суду пояснили, что с момента вселения и по настоящее время они проживают в <адрес>. Вначале это была <адрес>, потом произошла ошибка в нумерации квартир и получилась путаница.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ по доверенности Руднева Ю.Ю. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истцов.
Истцы Сагитов В.В., Баур(Сагитовой) К.В., ФИО11, представители ответчика Администрации ГО <адрес> РБ, Администрации <адрес> РБ, АО УЖХ Октябрьского <адрес> РБ, МУП УЖХ <адрес> РБ в судебное заседание не явились, будучи извещенными судом надлежащим образом.
Суд в силу сит. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Федерального закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Поскольку правоотношения между сторонами возникли с 2000 года, необходимо руководствоваться также нормами ЖК РСФСР.
В силу статьи 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры в 2001году, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии со статьей 42 указанного Кодекса жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства. Положения ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
В силу положений ст. 27 Конституции РФ, ст. 20 Гражданского кодекса РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 67 ЖК РФ).
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что Администрацией Октябрьского <адрес> 13.09.2000г. выдан ордер № на имя Сагитова Х,С. на семью из 7 человек (Сагитова Х,С., САгитов И.С., Сагитов А.В., Сагитова О.В., Сагитов В.В., Сагитова М.В., Сагитова К.В.) по адресу <адрес>
Данная квартира предоставлена истцам на основании постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
САгитов И.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-АР №
Администрацией Октябрьского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 выдан одер № на семью из 5 человек для проживания в квартире по адресу <адрес>
Данная квартира предоставлена ФИО19 на основании постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
По обращению жилому дому 27 и 27А, расположенным в Октябрьском <адрес> микрорайон «ЦЭС-1» присвоен почтовый адрес: РБ, <адрес>, что подтверждается справкой о присвоении почтового адреса № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Президиума Уфимского городского совета РБ № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Согласно ответу МУП ЕРКЦ <адрес> РБ № ж от ДД.ММ.ГГГГ для открытия лицевого счета, необходимо предоставить правоустанавливающие документы на квартиру.
Согласно акту АО УЖХ Октябрьского <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу <адрес> проживают 8 человек.
Из справки МУП ЕРКЦ <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что зарегистрированных лиц по адресу <адрес> нет.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на <адрес> по спорному адресу выданы два ордера. При этом произошла ошибка в нумерации квартир застройщиком. Истцы изначально были вселены в <адрес> по настоящее время постоянно в ней проживают, несут расходы по ее содержанию.
Исходя из изложенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, суд полагает необходимым установить, что <адрес>, указанная в ордере № от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, фактически является квартирой № и истцы приобрели право проживания в спорной квартире.
Истец обратился к ответчику с заявлением, о заключении с ним договора социального найма на спорную квартиру, где письмом ему было в этом отказано.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, в том числе, в подтверждение обоснованности отказа в заключении договора социального найма с истцом, ответчики суду не представили.
Следовательно, исковые требования Сагитова Х,С., Сагитова О.В., Сагитов В.В., Стручкова М.В., Баур(Сагитовой) К.В. к Администрации ГО <адрес> РБ об обязании заключить договор социального найма на спорную квартиру подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сагитова Х,С., Сагитова О.В., Сагитов В.В., Стручкова М.В., Бауэр К.В. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Акционерному обществу УЖХ Октябрьского <адрес> ГО <адрес>, Администрации городского округа <адрес>, Администрации Октябрьского <адрес> городского округа <адрес>, МУП УЖХ городского округа <адрес> о признании приобретшими права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Установить, что <адрес>, указанная в ордере № от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, фактически является квартирой №.
Признать Сагитова Х,С., Сагитова О.В., Сагитов В.В., Стручкова М.В., Бауэр К.В. приобретшими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, кВ.23.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить с Сагитова Х,С. договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, кВ.23 с составом семьи: дочь -Сагитова О.В., сын- Сагитов В.В., дочь- Стручкова М.В., дочь -Бауэр К.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2017года.
Председательствующий судья: Э.Р.Кадырова