Дело № 2-3540/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«06» октября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> РД
в составе председательствующего - судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре с/з - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>» о восстановлении в списке на предоставление субсидии по Постановлению Правительства РД от 22.12.2014 № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022»; обязании Администрации ГОсВД «<адрес>» выдать постановление о признании нуждающейся его семьи в жилом помещении для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2018-2022», по постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022», той же датой, что выдана справка решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Администрации <адрес> «Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов» под № МУ-11575-М/18 от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО2 Ш.М. обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что он вместе с семьей в составе 5 человек от ДД.ММ.ГГГГ был включен список молодых семей для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022» в рамках приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье-гражданам России в <адрес>, Постановления РД от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Администрации <адрес> «Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов» под № МУ- 11575-М/18 от ДД.ММ.ГГГГ. После данный документ был сдан вместе с перечнем документов в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ».
Каждый год с 2019 по 2020 год истец узнавал дошла ли до его семьи очередь, ему говорили, что позвонят или говорили, что финансирование то приостановилось, то возобновилось.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ РД «Дирекция молодежной жилищностроительной программы» истцу сообщили, что его семья исключена из списков участников, поскольку ему Администрация <адрес>, Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, выдали неправильный документ, а должны были выдать Постановление Администрации <адрес> нуждающейся в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022» в рамках приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье-гражданам России в <адрес>, Постановления РД от ДД.ММ.ГГГГ №.
Собирался обратиться в Администрацию <адрес> в Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, но истцу сообщили, что оно расформировано и ее полномочия переданы МКУ "Управлению по реализации программы "Ветхое аварийное жилье и улучшению жилищных условий <адрес>".
С заявлением обратился в МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье и улучшение жилищных условий <адрес>" о выдаче ему постановления, и о признании участия его семьи в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022», ответили, что отсутствует постановление в Управлении.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Просит суд:
- восстановить в списке на предоставление субсидии по Постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>" (с изменениями на «30» декабря 2020 года) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022»;
- обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» выдать Постановление о признании нуждающейся семьи истца в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022» Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>" (с изменениями на «30» декабря 2020 года) той же датой, что выдана справка решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Администрации <адрес> «Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов» под № МУ-11575-М/18 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в суд не явился. Представитель истца ФИО9 в суд явился, исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям.
Ответчик Администрация ГОсВД «<адрес>» в суд направил своего представителя. Представитель ответчика Денгаев просил в иске отказать, ссылаясь на отсутствие подтверждающих документов в МКУ «Управление по реализации программы Ветхое жилье» и улучшению жилищных условий администрации <адрес>», которое является правопреемником Управления муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов Администрации <адрес> о принятии на учет истца. Почему на основании протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не было принято соответствующее постановление Главой города, объяснить не смог. Наличие протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ответ начальника Управления ФИО10, не оспаривает.
Представитель третьего лица ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» ФИО11 пояснил, что не согласен с первым пунктом просительной части иска, поскольку списки формируют они на основании учетных дел, представляемых органами местного самоуправления и решении Администрации о принятии их на учет как нуждающихся в жилье по программе Обеспечения жильем молодых семей. Они не включили истца в список, поскольку не было представлено Постановление Администрации <адрес> о принятии его на учет. Им был представлен протокол с подписью секретаря жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 119 человек, где значится и фамилия истца за №, копию которого он предоставил в суд. Протокол жилищной комиссии не является для них основанием для включения в списки очередников. Со вторым пунктом просительной части иска он согласен, Администрация согласно закону, проверив нуждаемость истца, обязана была принять соответствующее решение, что не было сделано, чем нарушила право истца ФИО2
Представитель третьего лица МКУ «Управление по реализации программы Ветхое жилье» и улучшению жилищных условий администрации <адрес>» в суд не явился, отзыва на иск не представил.
Выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
На основании ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Как следует из пп. «г» п. 4 Правил постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядка учета Приложения № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>», для признания участником Подпрограммы молодая семья – претендент подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: справка из органа местного самоуправления по месту жительства молодой семьи, подтверждающая признание ее нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с пп. 4.4 п. 4 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>", для участия в Подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления Республики Дагестан по месту жительства следующие документы: документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (выписку из решения органа местного самоуправления о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий);
На основании п. 6 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>" Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 661 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>", орган местного самоуправления:
принимает вышеперечисленные документы и ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и республиканского бюджетов;
организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в подпункте 4.1 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Подпрограммы;
письменно уведомляет молодую семью о принятом решении в 5-дневный срок; формирует список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список молодых семей - участников Подпрограммы), в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в Подпрограмме. При формировании списка молодых семей - участников Подпрограммы учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальной выплаты:
в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ;
во вторую очередь - многодетные молодые семьи, имеющие трех и более детей;
в третью очередь - молодые семьи, подавшие заявления на участие в Подпрограмме и признанные участниками Подпрограммы;
ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Минстрой РД сведения о реализации Подпрограммы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Как следует из п. 10 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>" Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 661 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>", в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр орган местного самоуправления утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в местном бюджете и республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год на предоставление социальных выплат.
Суд установил, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> Республики Дагестан, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> Республики Дагестан, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака №, что подтверждается копией Свидетельства о заключении брака I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС Администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» Республики Дагестан.
В браке у истца и его супруги родились трое детей:
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> Республики Дагестан, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в графе отец указан – ФИО2 Ш.М., в графе мать – ФИО7 М.А., что подтверждается копией Свидетельства о рождении III-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС Администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» Республики Дагестан.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> Республики Дагестан, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в графе отец указан – ФИО2 Ш.М., в графе мать – ФИО7 М.А, что подтверждается копией Свидетельства о рождении IV-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС Администрации муниципального образования городского округа «<адрес>».
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> Республики Дагестан, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в графе отец указан – ФИО2 Ш.М., в графе мать – ФИО7 М.А., что подтверждается копией Свидетельства о рождении IV-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС Администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» Республики Дагестан.
Таким образом, семья истца является полноправным претендентом-участником списка молодых семей как семья, имеющая трех или более детей (вторая очередь).
Согласно копии Протокола Заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, было постановлено признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на учет молодые семьи для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале», среди семей за № указан глава своей семьи ФИО2 Ш.М., то есть истец, состав семьи которого - 5 человек.
Истцом было подано Заявление от ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» о предоставлении социальной выплаты, выделяемой в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2018 годы» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» в 2018 году для приобретения нового жилья на территории <адрес>.
Согласно копии письма Управления муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, датированного 2018 г., направленному истцу ФИО2Э семья ФИО2 включена в список молодых семей для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в <адрес>», наряду с этим было отмечено, что по достижению одним из супругов полных 35 лет молодая семья из списков для участия в данной программе.
Согласно письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» от ДД.ММ.ГГГГ, направленному ФИО2, сообщается, что согласно постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение государственной поддержки на приобретение жилья имеют молодые семьи, признанные решением органов местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сообщается, что в Управлении отсутствуют сведения (постановление либо распоряжение Главы администрации <адрес>) о признании семьи истца нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», а для исполнения запроса в архив <адрес> необходимо предоставить документ (постановление либо распоряжение Главы администрации <адрес>), подтверждающий право состоять на учете как молодая семья, нуждающаяся в жилом помещении.
Согласно письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, направленному Руководителю аппарата Администрации <адрес> ФИО12, по обращению ФИО2 запрошено предоставить информацию о постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках чего утвержден протокол №.
Из материалов дела следует, что истцу сообщили, что его семья исключена из списков участников, поскольку ему Администрация <адрес>, Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, выдали неправильный документ, а должны были выдать Постановление Администрации <адрес> нуждающегося в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022» в рамках приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье-гражданам России в <адрес>, Постановления РД от ДД.ММ.ГГГГ №
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>», которая, несмотря на проверку всех предоставленных истцом документов, определив нуждаемость истца в жилье, подтвержденную протоколом жилищной комиссии, а Глава администрации как высшее должностное лицо муниципального образования, представляющий муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действующий без доверенности от имени муниципального образования не принял на учет семью истца и не представил его документы в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», в связи с чем, следует обязать ответчика Администрацию ГОсВД «<адрес>» принять решение о включении ФИО2 с семьей с ДД.ММ.ГГГГ в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» постановления администрации ГОсВД «<адрес>» от «29» мая 2018 г. «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018 год».
В то же время в части восстановления в списке на предоставление субсидии по Постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022», поскольку ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» формирует списки, оно ответчиком не является, ответчик Администрация ГОсВД «<адрес>» документы и решение о принятии на учет истца не представила, соответственно оно не могло и не может включить истца и его семью в списки очередников.
А в таком случае, иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Администрацию ГОсВД "<адрес>" принять решение о включении ФИО2 с семьей с ДД.ММ.ГГГГ в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес>", постановлении администрации ГОсВД "<адрес>" от «29» мая 2018 г. об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018 год".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Мотивированное решение изготовлено «13» октября 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев