№9а-345/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-002855-29
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2019 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия А.К. Чибрикин,
рассмотрев административное исковое заявление Гордеевой Т. В., Гордеева Е. В. о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск от 26.04.2019 № 834 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на указанный учет
установил:
Гордеева Т. В., Гордеев Е. В. обратились с указанным выше административным исковым заявлением к администрации городского округа Саранск. В обоснование иска привели доводы о том, что 25.03.2019 Гордеева Т.В. обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оспариваемым постановлением в удовлетворении заявления было отказано на основании пунктов 2 – 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьёй 53 указанного Кодекса срок). Полагая, что доказательств того, что заявителями были совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий материалы дела не содержат, а напротив, их действия были направлены на создание семьи, совместное проживание и ведение общего хозяйства – просили признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 26.04.2019 № 834 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязать принять семью из двух членов на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения судом споров строго регламентирован процессуальными нормами, являющимися для него обязательными: суд безальтернативно определяет вид судопроизводства в соответствии с требованиями закона, не взирая на собственное усмотрение либо выбор административного истца.
В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства (далее также КАС РФ) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Исходя из этого, закон адресует суду требования каждый раз при решении вопроса о принятии административного иска выяснять наличие оснований для оставления административного иска без движения, возвращении административного иска или отказа в его принятии (ст. 127, ст. 128, ст. 130 КАС РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 г. "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Гордеева Т.В., Гордеев Е.В. обратились с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на указанный учет.
Заявленные Гордеевой Т.В., Гордеевым Е.В. требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место спор о праве административных истцов на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости административных истцов в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя проверку наличия оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, заявленные требования рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, исковое заявление должно быть оформлено в соответствии со статьями 131, 132 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
С учетом приведенных выше положений законодательства, судья приходит к выводу об отказе в принятии административного искового заявления, поскольку указанные требования Гордеевой Т.В., Гордеева Е.В. не относятся к требованиям, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
С вышеизложенными исковыми требованиями заявители вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
в принятии административного искового заявления Гордеевой Т. В., Гордеева Е. В. о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск от 26.04.2019 № 834 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на указанный учет отказать.
Разъяснить административным истцам, что на основании части третьей статьи 128 КАС РФ отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Разъяснить Гордеевой Т.В., Гордееву Е.В., что поданное ими заявление подлежит разрешению по правилам гражданского судопроизводства применительно к порядку, установленному Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вернуть Гордееву Е.В. уплаченную на основании чека-ордера от 18.06.2019 государственную пошлину в размере 300 рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска.
Судья А.К. Чибрикин