Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2 – 24/2015
с. Армизонское 23 января 2015 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Л.А. Рахимовой,
при секретаре Григорьевой М.В.,
с участием истца Николаева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Александра Александровича к сектору по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района Тюменской области о признании права быть включенным в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Армизонского муниципального района Тюменской области,
у с т а н о в и л:
Истец Николаев А.А. обратился в суд с иском к сектору по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района Тюменской области о признании права быть включенным в очередь на получение льготного жилья, мотивируя тем, что он является сиротой, т.к. его родители лишены родительских прав, потому он приобрел все предусмотренные законодательством гарантии и льготы для данной категории несовершеннолетних, в том числе, предусмотренное ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение жилья. До ДД.ММ.ГГГГ он состоял в списке на получение льготного жилья как сирота по <адрес>, а потом был снят в связи с выездом на другое место жительства. В ДД.ММ.ГГГГ вернулся посте службы в вооруженных силах Российской Федерации, жилья не имеет. В постановке в очередь ответчик ему отказал, т.к. он достиг возраста <данные изъяты> лет. Считает, что его права как сироты на получение льготного жиля нарушены данным отказом.
В судебном заседании истец Николаев А.А. на заявленных требованиях настаивает, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района Тюменской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признает в полном объеме.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
В свою очередь, регулирование вопросов обеспечения указанной категории граждан жильем на территории Российской Федерации производится с помощью норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, а в вопросах передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления либо дополнительных гарантий - нормами актов органов местного самоуправления. Реализация функций по обеспечению и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в области жилья, распределяется между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а в части передачи государственных полномочий муниципальным органам или реализации муниципальными органами дополнительных гарантий - муниципальными органами.
Таким образом, для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем.
С 01.01.2013 г. действует новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа: жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2013 г.), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств. После окончания срока договора специализированного найма с нанимателем указанной категории граждан заключается договор социального найма в отношении этого же жилого помещения.
Для реализации функции по ведению единого регионального списка детей-сирот и лиц из их числа возможна передача осуществления первичного учета лиц указанной категории на муниципальный уровень либо сохранение этого полномочия за органами местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, в которых это было установлено до 01.01.2013 г. В итоге функция по ведению списка детей-сирот и лиц из их числа может быть распределена между органами власти двух уровней: регионального и муниципального.
Первичный учет детей указанной категории может вести муниципальный орган власти, в частности орган опеки и попечительства (если в субъекте осуществление полномочий органов опеки и попечительства передано муниципальным образованиям или региональный орган опеки и попечительства имеет свои территориальные органы в муниципальных образованиях). Именно органы опеки и попечительства осуществляют выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому первичный учет лиц указанной категории, как нуждающихся в жилье, целесообразно закрепить за ними.
По договору найма из специализированного жилищного фонда жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан:
- детям-сиротам,
- детям, оставшимся без попечения родителей,
- лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями из указанного специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.
Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 01.01.2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом № 15-ФЗ с 01.01.2013 г., независимо от возраста указных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, до 01.01.2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.
Дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
В судебном заседании установлено следующее.
Николаев А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются: отец - ФИО3, мать – ФИО4 (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> ФИО3 лишен родительских прав в отношении Николаева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> районного суда <адрес> ФИО4 лишена родительских прав в отношении Николаева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 39).
Следовательно, Николаев А.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), а потому приобрел все предусмотренные законодательством гарантии и льготы для данной категории несовершеннолетних.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> № рп Николаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ., помещен в детское учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 16).
Как пояснил в судебном заседании истец, ни какого жилья у него на территории <адрес> и <адрес>, нет.
Данный факт не оспаривается представителем ответчика.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Николаев А.А. распоряжением администрации <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (список детей-сирот) в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование (л.д. 17, 18).
Николаев А.А. обратился в сектор по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> о включении в список детей сирот, однако, ДД.ММ.ГГГГ во включении в список отказано в связи с достижением <данные изъяты>летнего возраста (л.д. 10).
Достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Из сведений Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учете нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес> не состоит (л.д. 19).
Недвижимого имущества на праве собственности, по договору найма либо как член семьи нанимателя Николаев А.А. на территории <адрес> не имеет (л.д. 20, 21).
На территории <адрес> Николаев А.А. временно проживал и был зарегистрирован в <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), закрепленного жилья не имеет (л.д. 22), в собственности жилой площади не имеет, право приватизации не использовано (л.д. 24).
Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество на каком - либо праве у Николаева А.А. отсутствует (л.д. 28).
Из справки <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ собственником недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> Николаев А.А. не значится, право бесплатной приватизации не использовал (л.д. 25).
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательств того, что Николаев А.А. значится в реестре нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, заключенных администрацией Армизонского муниципального района, или того, что он жильем обеспечивался, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд установил, что Николаеву А.А. в установленном законом порядке жилое помещение не предоставлено. Доказательств обратного в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в результате незаконных действий Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района по не включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Армизонского муниципального района, Николаев А.А. необоснованно лишен права на обеспечение жилым помещением.
На основании изложенного, и руководствуясь положениями Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 23.11.2013), ст. ст. 12, 56, 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Николаева Александра Александровича удовлетворить.
Обязать Сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района включить Николаева Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Рахимова Л.А.