Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-238/2021 (2-2702/2020;) ~ М-1415/2020 от 11.06.2020

Дело № 2-238/2021

24RS0013-01-2020-001971-42

Р Е Ш Е Н И Я

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Криусенко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании земельным участком,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к ряду граждан, в том числе, к ФИО1, в котором просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, расположенный по адресу: <адрес>1 «Ж», аннулировать записи в ЕГРН о правах на данный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, а также возложить на ответчика обязанность устранить препятствия в пользовании участком, путем его приведения в первоначальное состояние.

На основании ст. 151 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора к ФИО1 выделены в отдельное производство.

Уточнив требования иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил истребовать земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 из чужого незаконного владения ФИО1, обязав ответчика устранить препятствия в пользовании данным земельным участком путем сноса жилого дома и ограждения, возведенных на данном земельном участке; просил исключить из ЕГРН сведения о местоположении и площади спорного земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с планом землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 площадью 110460000 кв.м. является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для нужд Министерства обороны РФ, и на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемнику Красноярской КЭЧ. Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». В ходе проведенной Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки сохранности государственной собственности в части законности использования земель обороны и безопасности государства, установлено, что администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется предоставление земельных участков в собственность гражданам. На основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ , выданного администрацией Шуваевского сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 оформлено право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:573. На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок 24:11:0130901:573 разделен на шесть земельных участков, в том числе, участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916. ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи, ФИО4 продал земельный участок 24:11:0130901:916 ФИО1; государственная регистрация права собственности ответчика на указанный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ. Согласно актам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке имеется жилой дом, хозяйственная постройка, вдоль границ участка имеется ограждение. Границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 были установлены и закреплены в 1981 году, данный земельный участок находится в федеральной собственности и является имуществом Вооруженных Сил России; принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах участка 24:11:0000000:0029. Спорный земельный участок, как часть земельного участка военного назначения, находящегося в федеральной собственности, не мог быть предоставлен гражданину на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, следовательно, спорным участком распорядились неуполномоченные лица, и право собственности ответчика на участок приобретено незаконно. В силу ст. 222 ГК РФ, возведенные на спорном земельном участке жилой дом и хозяйственная постройка, а также ограждение, являются самовольно возведенными и подлежат сносу.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО5 требования иска с учетом их уточнения поддерживал, на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 является военным объектом - Красноярское военное лесничество, границы которого определены лесоустроительными материалами. Иных военных объектов на спорной территории, помимо военного лесничества, не имеется. Несмотря на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ участка 24:11:0000000:29, сведения о границах данного участка, как военного объекта, определяются материалами лесоустройства. Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 используется Министерством обороны РФ, как военный полигон, и <адрес> было образовано для целей обслуживания военного полигона. Участок ответчицы находится в границах участка Министерства обороны РФ, в границы <адрес> не входит.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании требования иска не признал, пояснил, что земельный участок 24:11:0000000:29 не используется Министерством обороны РФ. Спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 был приобретен им у ФИО4 Никаких обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности участка Министерству обороны РФ, не имелось. В период владения участком к ФИО1 никаких претензий со стороны третьих лиц, в том числе, Министерства обороны РФ, не предъявлялось. Считает, что является добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916, сведения о границах которого внесены в ЕГРН. Земельный участок 24:11:0000000:29 на кадастровом учете числится без установления границ, визуально границы участка не определяются, по прямому назначению участок Министерством обороны РФ не использовался. Истцом пропущен срок исковой давности, поскольку сведения о праве ФИО4 внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ; право собственности данного лица на земельный участок возникло на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. Судебные разбирательства в отношении земельного участка 24:11:0000000:0029 ведутся Арбитражным судом с 2012 года, следовательно, истец должен был узнать, что с 2011 года принадлежащий ему земельный участок был размежеван и поставлен на учет в качестве собственности иных лиц.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, согласно имеющегося в деле отзыва на иск, требования прокурора просил оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 в ЕГРН не внесены, на момент формирования спорного участка отсутствовали также данные об ограничениях на использование земельного участка; право ответчика на участок возникло ранее, чем сведения об охранной зоне внесены в ЕГРН. В целях обеспечения баланса интересов сторон, полагал необходимым исключение земельного участка ответчика из особо охраняемой зоны военного лесничества. Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности, составляющий три года.

Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из имеющегося в деле отзыва на иск, спорный земельной участок на учете у Учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий Учреждению не передавался, отдельными приказами Министерства обороны РФ и Директора Департамента имущественных отношений за Учреждением не закреплялся. Спорный земельный участок попадает в границу запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не входит в состав межведомственной комиссии, которой принималось решение о необходимости установления запретной зоны (л.д. 193 т. 1).

Представители ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, администрации Шуваевского сельсовета <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.

Таким образом, земли обороны в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «зона охраняемого военного объекта» - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта; «охранная зона военного объекта» - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.

Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.

Статьей 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) расположенные на землях обороны и безопасности леса относятся к лесному фонду.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.

Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза .

В силу требований ст. 91 ЛК РФ, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ , Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменений.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Как установлено п. 2 ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В пункте 36 названного постановления Пленумов разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

По смыслу приведенных норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре недвижимое имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с государственным актом на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ за КЭЧ <адрес> в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны СССР (л.д. 43-45 т. 1).

Согласно плана землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.) (л.д. 46-47).

Из имеющегося в деле свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ органами Росреестра по <адрес> осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР, расположенного по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 42 т. 1).

Из имеющегося в деле кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ, при постановке земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 на кадастровый учет определена его категория - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование – для нужд Министерства Обороны СССР; площадь – 110460000 кв.м.; правообладатель - КЭЧ <адрес>; вид права - постоянное (бессрочное) пользование. Выписка содержит план границ земельного участка по внешнему контуру (л.д. 54 т.2).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР, расположенного по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 53 т.2).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. с местоположением: <адрес>, предоставлен государственному учреждению Красноярская квартирно-эксплуатационная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д.56 т.2).

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Красноярская КЭЧ» передает, а ФГУ«Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принимает все права и обязанности реорганизуемого учреждения «Красноярская КЭЧ» (л.д. 60 т.2); в составе передаваемых земельных участков указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:29 площадью 110460000 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный для нужд обороны (л.д. 62 т. 2).

Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенным учетным номером участка являлся кадастровый ; участок имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; видом разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности России на данный объект; правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 199-200 т.1).

Передача земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ осуществлена на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 198 т. 1).

Постановлением администрации Шуваевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выдать всем гражданам, проживающим на территории администрации, временные свидетельства на земельные участки, предоставленные бесплатно в собственность для ведения личных подсобных хозяйств из фонда администрации (л.д. 41 т.1).

На основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ , выданного администрацией Шуваевского сельсовета <адрес>, ФИО4 принадлежал земельный участок площадью 1 га, расположенный по адресу: в/о «Сибиряк», <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ФИО4 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 24:11:0130901:573.

ДД.ММ.ГГГГ, на основании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 6 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:573, образованы 6 земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916.

В связи с разделением данного земельного участка 24:11:0130901:573, образовано шесть земельных участков, в том числе, участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, которому постановлением администрации Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес: <адрес>1 «Ж».

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 продал земельный участок 24:11:0130901:916 ФИО1 (т. 1 л.д. 107-108); государственная регистрация права собственности ответчика на указанный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение землеустроительной экспертизы (л.д. 38 т. 2).

Согласно заключения ООО «Кадастровый центр», фактическое местоположение границ и фактическая площадь земельного участка 24:11:0130901:916 не соответствуют сведениям о местоположении и площади по данным ЕГРН, а именно, фактические границы смещены в южном направлении от границ, сведения о которых содержатся в ЕГРН; фактическая площадь участка составляет 994 кв.м., в то время, как по данным реестрового учета - 1000 кв.м.

Отвечая на поставленные судом вопросы, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 24:00-6.18519 – «Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».

Запретная зона военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установлена на основании Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от ДД.ММ.ГГГГ , карты (план) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Оборонкадастр» и внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении исследования по вопросу установления наличия или отсутствия наложения реестровых границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916 на земли лесного фонда Министерства обороны Российской Федерации – земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29, экспертом через суд были запрошены материалы, в том числе, планшеты лесоустройства Красноярского военного лесничества.

В процессе экспертного исследования предоставленный картографический материал в отношении исследуемой территории - фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» 1971 году в масштабе 1:10000 (Юргинское лесничество Красноярского управления лесного хозяйства) и фрагмент планшета 7, изготовленного ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие» в 2002 году в масштабе 1:10000 (Красноярское Военное лесничество <адрес>) переведены экспертом в растровое изображение путем сканирования материалов с дальнейшей векторизацией растровых данных в местной системе координат СК 167 (зона 4), применяемой для ведения ЕГРН на территории <адрес>, в программе MapInfo.

Согласно исследовательской части заключения, для привязки планшета 9 и планшета 7, в виде растрового изображения в ГИС MapInfo, произведено «электронное скалывание» координат с уже геопривязанной карты – космоснимки с GoogleПланетаЗемляProверсии7.3, являющиеся достоверным источником информации для извлечения координат на нужный фрагмент земной поверхности.

Разместив растр (планшет лесоустройства) с приведением в систему координат топографической основы, экспертом сформирована растровая подложка с целью использования ее для совмещения планшета лесоустройства с данными Единого государственного реестра недвижимости, что позволило совмещение границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:982 с границами земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 относительно друг друга.

В результате применения картометрического метода определения координат, экспертом вычислено положение точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916 путем перевода материалов лесоустройства (фрагмент планшета 7 и фрагмент планшета 9) в растровое изображение в МСК 167 (зона 4), представленных для проведения судебной землеустроительной экспертизы.

При сопоставлении границ земельного участка 24:11:0130901:916 и границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29, местоположение которого определено в соответствии материалами лесоустройства, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 полностью расположен в границах земельного участка 24:11:0000000:29 по состоянию на 1971 год – квартал 44, часть выдела 5 Юргинского лесничества Красноярского управления лесного хозяйства; полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 по состоянию на 2002 год – квартал 51 часть выдела 17 Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.

Указанные выводы сделаны экспертом, исходя из анализа представленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ материалов лесоустройства, в частности, фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» в 1971 году, также фрагмент планшета 7 Красноярского военного лесничества <адрес>, лесоустройства 2002 года, планшет составлен на основе топокарт издания 1978 года ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие».

Примененный экспертом картометрический метод исследования обусловлен отсутствием геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 и является единственно возможным способом сопоставления границ данного участка с границами участка 24:11:0130901:916, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН.

С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:573 являлся исходным для земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916, проанализировав Генеральный план Шуваевского сельсовета, утвержденный решением Шуваевского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ -р, схему Генерального плана населенного пункта <адрес> «Сибиряк», изготовленного ООО АПБ «КВАРТАЛ» в 2014 году, эксперт пришел к выводу о том, что на момент проведения кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:573 не входил в границы населенного пункта <адрес>, а располагался на землях муниципального образования Шуваевский сельсовет, что противоречит правоустанавливающим документам на участок и является реестровой ошибкой.

Поскольку при определении местоположения исходного земельного участка допущена реестровая ошибка, то и в земельном участке с кадастровым номером 24:11:0130901:916 также содержится реестровая ошибка в части его местоположения на местности.

Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется, поскольку заключение содержит подробное описание проведенного исследования, соответствует требованиям ст. 85 ГПК РФ, подготовлено специалистами, имеющими необходимое образование; до дачи заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Представленные материалы лесоустройства Красноярского военного лесничества, лесоустроительные планшеты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими нахождение спорного участка в границах военного объекта.

Использованные экспертом методы исследования не вызывают сомнений в правильности выводов о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 находится в границах земель военного объекта – Красноярское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:29, находящемся в федеральной собственности.

Примененный экспертом картометрический метод в полной мере отвечает характеру исследования с учетом отсутствия геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29.

Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется, заключение экспертизы стороной ответчика, по сути, не оспорено.

Разрешая требования иска, суд учитывает, что согласно п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С момента предоставления земельного участка по Государственному акту № А-1 КЭЧ <адрес> данный объект принадлежал названному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, с момента передачи земельного участка площадью 110460000 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, данный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.

В силу пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ, к заявлениям об отказе от права пользования земельным участком юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного бессрочного пользования.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство обороны осуществляет в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.

Из содержания указанных норм права и их системного толкования следует, что для распоряжения земельным участком, закрепленным за Вооруженными силами РФ, необходимо наличие решения уполномоченного лица Министерства обороны РФ.

Доказательства, свидетельствующие об отказе Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:11:0000000:29, в границах которого расположен участок, принадлежащий ответчику, в деле не имеется.

Из акта выбора и обследования земельных участков по установлению черты населенного пункта д. Совхоз Сибиряк от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного комиссией, в том числе, с участием представителей Красноярской КЭЧ, на основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования, в том числе, аренды, до их изъятия в случаях, предусмотренных законодательством.

Доказательств изменения целевого назначения и категории земельного участка 24:11:0000000:29, а также изъятия данного земельного участка у Красноярской КЭЧ в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РСФСР 1970 года, Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 1990 года, статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Земельным кодексом Российской Федерации, суду не представлено.

Зарегистрированное на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не прекращено.

При установленных судом обстоятельствах, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916 находится в границах земель военного объекта – Красноярское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:29, находящемся в федеральной собственности, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916 осуществлено с согласия собственника земельного участка 24:11:0000000:29, суд находит, что образование спорного земельного участка, как объекта права, повлекло нарушение прав и законных интересов собственника участка 24:11:0000000:29.

Возражая против требований прокурора, представитель ответчика и представитель администрации <адрес> ссылались на добросовестность приобретения ответчиком спорного участка на основании возмездной сделки, однако при установленных судом обстоятельствах, связанных с выбытием данного объекта из собственности Российской Федерации в отсутствие воли собственника на отчуждение, возмездность приобретения участка сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя такого объекта.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:573, его передача в собственность ФИО4, последующее выделение из указанного участка земельного участка 24:11:0130901:916, нарушают права Российской Федерации - собственника земельного участка 24:11:0000000:29.

Представленными суду доказательствами подтверждается, что данный объект выбыл из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли; отчуждение участка земель обороны произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель обороны Российской Федерации, являясь федеральной собственностью.

Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29 не является основанием для распоряжения данным участком органами местного самоуправления и иными лицами.

При таких данных, установив факт незаконности возникновения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, суд не может согласиться с доводами о том, что ответчик является добросовестным приобретателем данного земельного участка, и участок не может быть истребован в собственность РФ.

Зарегистрированное на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 право собственности Российской Федерации не прекращено, не оспорено в установленном порядке.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ФИО1 находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, сформированный в границах земельного участка федеральной собственности, переданного Министерству обороны РФ, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 24:11:0130901:916.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Установив, что на земельном участке ответчика имеется возведенное строение; данный участок фактически является участком федеральной собственности, чем нарушены права и законные интересы Министерства обороны РФ, суд находит подлежащими удовлетворению требования иска об обязании ответчика освободить земельный участок от имеющихся на нем строений и сооружений путем их сноса в заявленный истцом срок, находя его разумным.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, сформированный в границах земельного участка федеральной собственности, переданного Министерству обороны РФ в 2007 году, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:916, находя правомерными требования о возложении на ответчика обязанности сноса строений и ограждения, возведенного на землях участка 24:11:0000000:29.

Приходя к выводу о незаконности формирования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:916, суд находит, что указанный объект подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку его существование нарушает права и законные интересы материального истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:11:0130901:916, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>1 «░».

░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:11:0130901:916, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>1 «░» ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:11:0130901:916, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>1 «░», ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-238/2021 (2-2702/2020;) ~ М-1415/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
военная прокуратура Красноярского края в лице Министерства обороны РФ
Ответчики
Барбашев Александр Михайлович
Другие
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Админимстрация Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ
Администрация Емельяновского района Красноярского края
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношениц" Министерства обороны РФ
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
11.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.11.2020Предварительное судебное заседание
17.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.01.2021Предварительное судебное заседание
01.06.2021Производство по делу возобновлено
01.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.06.2021Предварительное судебное заседание
09.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.07.2021Предварительное судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее