Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
сел. Акуша 30 мая 2019 года
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Исмаилова М.А., с участием:
- прокурора <адрес> РД ФИО4,
- ответчик директор МКОУ «Алиханмахинская СОШ» ФИО1,
- представителя ответчика МО «<адрес>» по доверенности ФИО2,
при секретаре судебных заседаний ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление (в порядке ст.45 ГПК РФ прокурора <адрес> РД ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам: МКОУ «Алиханмахинская СОШ» и Администрации МО «<адрес>» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам: МКОУ «Алиханмахинская СОШ» и Администрации МО «<адрес>» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований указывая, что прокуратурой района, во исполнение поручения прокуратуры РД, с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при организации питания учащихся в муниципальном казенном образовательном учреждении «Алиханмахинская СОШ» в ходе, которой выявлены нарушения.Согласно ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 15 ч.3 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
На основании требований ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что в МКОУ не в полной мере выполняются требования вышеуказанного законодательства.
Так, в столовой на рукомойниках отсутствуют дозаторы для жидкого мыла (помещение, предназначенное для приема пищи, предусматривает наличие двух зон: зоны для размещения технологического, моечного и холодильного оборудования и зоны для приема пищи обучающимися. Минимальный набор оборудования включает: электроплиту с духовкой и вытяжным шкафом над ней, холодильник, электроводонагреватель, 2-секционную мойку для мытья посуды. В помещении для приема пищи обучающимися должны быть созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: раковина для мытья рук с подводкой к ней холодной и горячей воды через смеситель и подсоединенная к канализации; мыло, электрополотенце или одноразовые полотенца), что не соответствует раздела 11, п. 11.2. СанПиН 2.4.5 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5 2409-08). Не представлены технологические карты (описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность) п.6.11. СанПин 2.4.5. 2409-08. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил). Не обеспечивается на объекте проведение лабораторно-производственного контроля, не представлен договор на лабораторно-производственный контроль, что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 19, 32 Закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.4.5. 2409-08. Используется посуда с отбитыми краями и сколами (не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями), что не соответствует р.4 п.4.12 СанПиН 2.4.5. 2409-08. В пищеблоке в недостаточном количестве разделочного инвентаря, требуется обновление маркировки, что является нарушением требований ст. ст. 17, 29 Закона №- ФЗ. Не предусмотрена отдельная система вытяжной вентиляции для складского помещения (производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил). Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность), п.6.11 санитарные правила СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". При обеденном зале столовой умывальники установлены в недостаточном количестве (при обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца. Для вновь строящихся или реконструируемых зданий образовательных учреждений (или отдельных столовых) рекомендуется предусматривать в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой установку умывальников из расчета 1 кран на 10 посадочных мест, с установкой их с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов), что не соответствует раздела 3, п.3.4. СанПиН 2.4.5. 2409-08. Раковины с подводкой горячей и холодной воды в пищеблоке в недостаточном количестве (В помещении для приема пищи обучающимися должны быть созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: раковина для мытья рук с подводкой к ней холодной и горячей воды через смеситель и подсоединенная к канализации; мыло, электрополотенце или одноразовые полотенца), что не соответствует требованиям р. 11, п.11.2. СанПиН 2.4.5. 2409-08.Образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (пп. 1, 3 ч. 3 ст. 32 №-Ф3).
Согласно Уставу МКОУ учредитель является администрация МО «<адрес>».
В силу п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, входит в полномочии муниципального района.
Указанные нарушения требований №-Ф3 создает реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2 ГК РФ).
Принимая во внимание, что состав воспитанников МКОУ непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст.45 ГПК РФ направить иск в интересах неопределенного круга лиц.
Просит суд: Признать бездействия Администрации МО «<адрес>» и МКОУ «Алиханмахинская СОШ» - незаконными.
Обязать их в течение 180 дней с момента вынесения решения суда устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- в столовой на рукомойниках установить дозаторы для жидкого мыла; -разработать технологические карты, обеспечить на объекте проведение лабораторно-производственного контроля, составить договор на лабораторно производственный контроль; -заменить посуду с отбитыми краями и сколами, обеспечить в пищеблоке в достаточном количестве разделочного инвентаря, обновить маркировки; -предусмотреть отдельную систему вытяжной вентиляции для складского помещения; -установить при обеденном зале столовой умывальники в достаточном количестве, обеспечить раковины с подводкой горячей и холодной воды в пищеблоке в достаточном количестве;-предусмотреть последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.
Судебные расходы отнести на ответчика.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО4 поддержал иск, дав аналогичные пояснения, просит суд удовлетворить его в полном объеме.
Ответчик директор МКОУ «Алиханмахинская СОШ» ФИО1 признал иск и указал, что некоторые пункты нарушений устранены и также с <адрес> проводятся мероприятия по устранению остальных нарушений.
Представитель ответчика МО «<адрес>» по доверенности ФИО2 признал иск, частично указав, что указанные нарушения не все имеют место, также указав, что администрацией района ведется работа по устранению указанных нарушений и по недопущению их в дальнейшем.
В соответствие с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ.
Учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска, что в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ является основанием для вынесения по делу решения об удовлетворении заявленных требований.
Также из письма Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № привлеченного прокуратурой для проведения совместной проверки усматриваются те же нарушения ответчиков, которые указываются в иске и которые признаны ответчиками в свою очередь подтверждающие доводы истца.
С учетом указанного и отсутствия противоречий и расхождений в материалах дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО4 к ответчикам: МКОУ «Алиханмахинская СОШ» и Администрации МО «<адрес>» – удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействия Администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципального казенного образовательного учреждения «Алиханмахинская СОШ» - незаконными.
Обязать их в течение 180 дней с момента вынесения решения суда устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- в столовой на рукомойниках установить дозаторы для жидкого мыла; -разработать технологические карты, обеспечить на объекте проведение лабораторно-производственного контроля, составить договор на лабораторнопроизводственный контроль; -заменить посуду с отбитыми краями и сколами, обеспечить в пищеблоке в достаточном количестве разделочного инвентаря, обновить маркировки; -предусмотреть отдельную систему вытяжной вентиляции для складского помещения; -установить при обеденном зале столовой умывальники в достаточном количестве, обеспечить раковины с подводкой горячей и холодной воды в пищеблоке в достаточном количестве;-предусмотреть последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.
Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст.320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке Верховный суд РД в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, через суд, принявший решение.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
Судья Исмаилов М.А.