дело № 2-289/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2012 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Кузнецовой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-289/2012 по исковому заявлению Кириллова А.Р.
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступило заявление Кириллова А.Р. к Лихославльскому территориальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возложении обязанности внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка об изменении вида землепользования.
В обоснование своих требований Кириллов А.Р. указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области им подано заявление о кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 90000 кв. м., находящийся в районе <адрес>, примерно в 3 м. от ориентира по направлению на северо-востоке, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства». 8/9 доли данного земельного участка находилось в его собственности, а остальная 1/9 доля – в собственности ФИО4, которая уполномочила его решать вопрос об изменении вида разрешенного использования принадлежащей ей доли земельного участка. В настоящее время земельный участок разделен между ним и ФИО4, и он является собственником земельного участка 80000 кв. м. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.04.2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» считает, что разрешенное использование участка определяется правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений, а также собственник вправе изменить вид земельного использования с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства». Просит обязать Лихославльский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> вида земельного использования с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства»
Истец Кириллов А.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, и подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ обращался в Управление Росреестра с заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. От имени ФИО4 в настоящее время действовать не уполномочен (л.д. 104).
Представитель ответчика – Управления Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, против удовлетворения требований Кириллова А.Р. возражают по основаниям, изложенным в их отзывах (л.д. 118-119).
Из представленных в суд возражений Управления Росреестра по Тверской области следует, что Лихославльский отдел Управления Росреестра не может выступать в качестве ответчика по данному делу, поскольку отделы Управления являются структурными подразделениями Управления, правами юридического лица не обладают и не наделены полномочиями по представлению в суде интересов Управления, не являются филиалами и представительствами Управления. Кириллов А.Р. обратился с заявлением в Лихославльский районный суд за пределами установленного ГПК РФ срока для подачи соответствующего заявления. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Кирилловым А.Р. оспариваются действия Управления по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление представлено Кирилловым А.Р. в Лихославльский районный суд Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Кириллов А.Р. ДД.ММ.ГГГГ в Управление не обращался, данное заявление Кириллова А.Р. в Управлении отсутствует. Таким образом, заявленное требование не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием предмета спора. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> до раздела «для ведения сельского хозяйства». В соответствии с п. 3 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В связи, с чем при государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Управлением законно и обоснованно указано разрешенное использование «для ведения сельского хозяйства». Управление не наделено полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков, а осуществляет внесение соответствующих изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимого имущества на основании представленных в Управление документов в предусмотренном ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке. Документов, свидетельствующих об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в Управление представлено не было. Ни ст. 12 ГК РФ, ни Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ не предусмотрен такой способ защиты как внесение изменений вида разрешенного использования земельного участка в кадастровый паспорт. В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости. В связи с чем удовлетворение заявленного требования о внесении изменений в кадастровый паспорт не приведет к разрешению спора по существу и наступлению юридически значимых последствий для заявителя, исходи из сути заявленных требований. Просит суд в удовлетворении требований Кириллова А.Р. отказать (л.д. 36-39).
Представители ответчиков Правительства Тверской области, администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили возражения относительно исковых требований Кириллова А.Р. (л.д. 108-109, 110-111)
Согласно отзыву Правительства Тверской области, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> будет противоречить действующему законодательству. Поскольку нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. В данном случае вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности истцу. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать (л.д. 110-111).
Администрация Лихославльского района Тверской области в отзыве-возражении считает, что не является надлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям поселения (л.д. 108-109).
Представитель ответчика администрации Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что идет подготовка проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Сосновицкое сельское поселение Лихославльского района, которые в настоящее время еще не утверждены. Кириллов А.Р. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на вид «для дачного строительства» в администрацию не обращался, решение по изменению вида разрешенного использования принадлежащего Кириллову А.Р. земельного участка, не принималось (л.д. 113).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил возражения, согласно которым с предъявленными требованиями не согласен. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, является учтенным объектом недвижимости. По сведениям государственного кадастра недвижимости о правах (которые носят справочный характер), данный земельный участок площадью 80000 кв. м., разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, принадлежит Кириллову А.Р. на праве собственности. Сведения о разрешенном использовании земельного участка были внесены согласно свидетельства на право собственности, выданного Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 36 ГрК РФ, предусматривает, что градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного значения. Однако согласно действующему законодательству (ст. 79, п. 2 ст. 8 ЗК РФ, ст. 8, ст. 35 ГрК РФ) правила землепользования и застройки (с входящими в них Градостроительными регламентами), могут быть установлены и для земель сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета было направлено заявление на осуществление государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в части изменений адреса правообладателя, вида разрешенного использования. К заявлению прилагались свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Кириллова А.Р. и ФИО4, доверенность на представление интересов, а также письмо Минэкономразвития РФ от 08.04.2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования». ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Однако документы, изменяющие вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (градостроительный регламент либо акт органа местного самоуправления) представлены не были. Поэтому кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка не был осуществлен. Поскольку не были изменены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, образованные из него путем раздела земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> также имеют вид разрешенного использования исходного земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства. Кириллов А.Р. обратился в суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В своем заявлении указывает на тот факт, что уже ДД.ММ.ГГГГ он предполагал о нарушении своих прав органом кадастрового учета. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель пропустил срок исковой давности, в связи с чем просят отказать по основанию пропуска исковой давности. В случае удовлетворения заявленных требований, данное решение суда не влечет юридически значимых последствий. Согласно 14 Закона о кадастре, кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим федеральным законом сведения об объекте недвижимости, то есть кадастровый паспорт является описательным документом, который только отражает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Просит суд в их удовлетворении отказать (л.д. 42-46, 120-121).
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из представленных регистрационных дел следует, что земельный участок площадью 8,5 га по адресу ТОО «<данные изъяты> был предоставлен в общую долевую собственность ФИО5 на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю (л.д. 58-59).
На основании протокола общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ произведены выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> в том числе ФИО5 – поле № площадью 19,4 га. на основании свидетельства на право собственности на землю. Выдел земельного участка в контуре № соответствует принятому решению участников общей долевой собственности земельных долей СПК <данные изъяты> и является равноценным по среднему качеству земель площадью, указанной в Свидетельстве на право собственности на землю серии <данные изъяты> №. В дальнейшем присвоен кадастровый номер земельного участка <данные изъяты> (л.д. 61, 72, 73-75, 76-77).
По договору купли-продажи и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продал принадлежащую ему долю указанного земельного участка с разрешенным использованием «для ведения сельского хозяйства» в общую долевую собственность (8/9 доли) Кириллову А.Р. и ФИО4 (1/9 доли) (л.д. 63, 69-70, 71).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права Кириллова А.Р. правообладателями земельного участка <данные изъяты>, площадью 90000 +/- 2625 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения сельского хозяйства» являются Кириллов А.Р. (8/9 доли в общей долевой собственности) и ФИО6 (1/9 доли в общей долевой собственности). Из данного земельного участка сформированы земельные участки <данные изъяты> и <данные изъяты> Предыдущий кадастровый номер <данные изъяты> равнозначен кадастровому номеру <данные изъяты>, разрешенное использование – «для ведения сельского хозяйства». Земельный участок снят с учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-6, 10, 20-24).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р., действуя как от своего имени, так и по доверенности от ФИО6, обратился в Лихославльский территориальный отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с изменением адреса правообладателя, вида разрешенного использования, иных сведений. К заявлению приложил свидетельства о государственной регистрации права, доверенность, письмо об изменении вида разрешенного использования. Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ принято решение внести изменения в ГКН в части данных правообладателя (л.д. 105-106, 122-123, 124).
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства не зарегистрированы. Предыдущий кадастровый номер <данные изъяты> равнозначен кадастровому номеру <данные изъяты> (л.д. 7-8, 53-54).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р. и ФИО6 в целях прекращения общей долевой собственности на земельный участок договорились произвести реальный раздел земельного участка пропорционально принадлежащим им долям в праве общей собственности: Кириллов А.Р. приобретает в собственность земельный участок площадью 80000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства; ФИО6 – земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства (л.д. 9, 52).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р. обратился в <адрес> отдел Управления Росреестра для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Ему выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок (л.д. 55, 11).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 80000 +/- 2475 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства, является Кириллов А.Р. Смежные земельные участки – <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.25-29).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относятся проверка действительности поданных документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, выдача информации о зарегистрированных правах.
В соответствии со ст. 18 ФЗ № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из приведенной выше нормы следует, что при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае, если такие сведения не были внесены в ходе информационного воздействия, такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании заявления правообладателя спорного земельного участка в порядке ст. 21 Федерального закона № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ и Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастр недвижимости (далее – орган кадастрового учёта).В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведении о виде разрешенного использования с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения, которые, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно с ч.3 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний устанавливается градостроительный регламент. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ № 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от19.07.2011г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31.12.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 – 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Судом установлено, что Кириллову А.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>. Указанный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - «для ведения сельского хозяйства».
Данный земельный участок был выделен из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категории «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования «для ведения сельского хозяйства».
На территории Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области генеральный план поселения отсутствует, в связи с чем не разработаны Правила застройки и землепользования и не установлены градостроительные регламенты.
Таким образом, использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными органами местного самоуправления – администрацией Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ).
Как следует из представленных доказательств, каких-либо распоряжений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с - «для ведения сельского хозяйства», на - «для дачного строительства», главой администрации Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области не издавалось.
Государственным органом кадастрового учета – ФГБУ «ФКП Росреестра по Тверской области» какие-либо изменения в кадастровый паспорт спорного земельного участка не вносились.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обращения в администрацию Сосновицкого сельского поселения с заявлением об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка истцом не представлено.
Предоставленное истцом заявление от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение требований не содержит сведений о наличии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд считает, что какие-либо правовые основания для возложения на Управление Росреестра по Тверской области и его территориальный органа указанных в исковых требованиях обязанностей отсутствуют.
Указание Правительства Тверской области на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на - «для дачного строительства», противоречит действующему законодательству, так как его собственником является гражданин, а не некоммерческое объединение граждан, не имеет значения для разрешения настоящего спора, поскольку отсутствует сам факт обращения истца с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Довод о том, что Кириллов А.Р. пропустил срок для обращения в суд с заявлением, подлежащим рассмотрению в публичном порядке, а также о невозможности в рамках искового производства возложить на Управление Росреестра обязанность, не основан на законе. Поскольку требований о признании действий (бездействий) Управления Росреестра по Тверской области Кирилловым А.Р. не предъявлено, из существа предъявленных требований наличествует спор о праве.
Общий срок исковой давности истцом не пропущен.
Истец Кириллов А.Р., полагая, что имеет право на изменение условно разрешенного вида, ссылается на п.2 ч.2 ст.7 ЗК РФ и письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», в соответствии с которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Между тем, данную правовую норму следует применять в системной связи с иными нормами земельного и градостроительного законодательства, в частности, с п.1 ч.2 ст.7, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.37 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Ссылка истца на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» не может быть принята во внимание по указанным выше основаниям. Кроме того, это письмо носит рекомендательный характер для руководства в практической деятельности органов Управления Росреестра.
Из приведенных положений закона следует, что право выбора разрешенного использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешенного использования поставлена законом в зависимость от видов разрешенного использования, предусмотренных зонированием территорий.
Доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположены спорные земельные участки, с установлением соответствующего разрешенного использования земельных участков, отсутствуют.
Более того, по смыслу приведенных норм, право выбора вида разрешенного использования земельного участка ограничено теми видами использования, которые предусмотрены зонированием территорий. Данная земля ранее составляла паевой фонд сельскохозяйственного предприятия – ТОО «<данные изъяты>». Исходя из этого и был установлен вид разрешенного использования данного участка.
Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Тверской области действует на основании "Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области», утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 года № П/159, и, следовательно, является государственным регистрирующим органом и юридическим лицом, в связи с чем его территориальные органы не являются ответчиками (127-141).
При указанных обстоятельствах исковые требования Кириллова А.Р. удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кириллова <данные изъяты> о возложении обязанности внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> об изменении вида землепользования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: О. А. Волошкин
дело № 2-289/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2012 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Кузнецовой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-289/2012 по исковому заявлению Кириллова А.Р.
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступило заявление Кириллова А.Р. к Лихославльскому территориальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возложении обязанности внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка об изменении вида землепользования.
В обоснование своих требований Кириллов А.Р. указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области им подано заявление о кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 90000 кв. м., находящийся в районе <адрес>, примерно в 3 м. от ориентира по направлению на северо-востоке, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства». 8/9 доли данного земельного участка находилось в его собственности, а остальная 1/9 доля – в собственности ФИО4, которая уполномочила его решать вопрос об изменении вида разрешенного использования принадлежащей ей доли земельного участка. В настоящее время земельный участок разделен между ним и ФИО4, и он является собственником земельного участка 80000 кв. м. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.04.2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» считает, что разрешенное использование участка определяется правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений, а также собственник вправе изменить вид земельного использования с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства». Просит обязать Лихославльский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> вида земельного использования с «для ведения сельского хозяйства» на «для дачного строительства»
Истец Кириллов А.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, и подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ обращался в Управление Росреестра с заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. От имени ФИО4 в настоящее время действовать не уполномочен (л.д. 104).
Представитель ответчика – Управления Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, против удовлетворения требований Кириллова А.Р. возражают по основаниям, изложенным в их отзывах (л.д. 118-119).
Из представленных в суд возражений Управления Росреестра по Тверской области следует, что Лихославльский отдел Управления Росреестра не может выступать в качестве ответчика по данному делу, поскольку отделы Управления являются структурными подразделениями Управления, правами юридического лица не обладают и не наделены полномочиями по представлению в суде интересов Управления, не являются филиалами и представительствами Управления. Кириллов А.Р. обратился с заявлением в Лихославльский районный суд за пределами установленного ГПК РФ срока для подачи соответствующего заявления. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Кирилловым А.Р. оспариваются действия Управления по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление представлено Кирилловым А.Р. в Лихославльский районный суд Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Кириллов А.Р. ДД.ММ.ГГГГ в Управление не обращался, данное заявление Кириллова А.Р. в Управлении отсутствует. Таким образом, заявленное требование не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием предмета спора. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> до раздела «для ведения сельского хозяйства». В соответствии с п. 3 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В связи, с чем при государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Управлением законно и обоснованно указано разрешенное использование «для ведения сельского хозяйства». Управление не наделено полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков, а осуществляет внесение соответствующих изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимого имущества на основании представленных в Управление документов в предусмотренном ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке. Документов, свидетельствующих об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в Управление представлено не было. Ни ст. 12 ГК РФ, ни Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ не предусмотрен такой способ защиты как внесение изменений вида разрешенного использования земельного участка в кадастровый паспорт. В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости. В связи с чем удовлетворение заявленного требования о внесении изменений в кадастровый паспорт не приведет к разрешению спора по существу и наступлению юридически значимых последствий для заявителя, исходи из сути заявленных требований. Просит суд в удовлетворении требований Кириллова А.Р. отказать (л.д. 36-39).
Представители ответчиков Правительства Тверской области, администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили возражения относительно исковых требований Кириллова А.Р. (л.д. 108-109, 110-111)
Согласно отзыву Правительства Тверской области, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> будет противоречить действующему законодательству. Поскольку нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. В данном случае вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности истцу. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать (л.д. 110-111).
Администрация Лихославльского района Тверской области в отзыве-возражении считает, что не является надлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям поселения (л.д. 108-109).
Представитель ответчика администрации Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что идет подготовка проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Сосновицкое сельское поселение Лихославльского района, которые в настоящее время еще не утверждены. Кириллов А.Р. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на вид «для дачного строительства» в администрацию не обращался, решение по изменению вида разрешенного использования принадлежащего Кириллову А.Р. земельного участка, не принималось (л.д. 113).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил возражения, согласно которым с предъявленными требованиями не согласен. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, является учтенным объектом недвижимости. По сведениям государственного кадастра недвижимости о правах (которые носят справочный характер), данный земельный участок площадью 80000 кв. м., разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, принадлежит Кириллову А.Р. на праве собственности. Сведения о разрешенном использовании земельного участка были внесены согласно свидетельства на право собственности, выданного Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 36 ГрК РФ, предусматривает, что градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного значения. Однако согласно действующему законодательству (ст. 79, п. 2 ст. 8 ЗК РФ, ст. 8, ст. 35 ГрК РФ) правила землепользования и застройки (с входящими в них Градостроительными регламентами), могут быть установлены и для земель сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета было направлено заявление на осуществление государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в части изменений адреса правообладателя, вида разрешенного использования. К заявлению прилагались свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Кириллова А.Р. и ФИО4, доверенность на представление интересов, а также письмо Минэкономразвития РФ от 08.04.2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования». ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Однако документы, изменяющие вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (градостроительный регламент либо акт органа местного самоуправления) представлены не были. Поэтому кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка не был осуществлен. Поскольку не были изменены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, образованные из него путем раздела земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> также имеют вид разрешенного использования исходного земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства. Кириллов А.Р. обратился в суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В своем заявлении указывает на тот факт, что уже ДД.ММ.ГГГГ он предполагал о нарушении своих прав органом кадастрового учета. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель пропустил срок исковой давности, в связи с чем просят отказать по основанию пропуска исковой давности. В случае удовлетворения заявленных требований, данное решение суда не влечет юридически значимых последствий. Согласно 14 Закона о кадастре, кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим федеральным законом сведения об объекте недвижимости, то есть кадастровый паспорт является описательным документом, который только отражает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Просит суд в их удовлетворении отказать (л.д. 42-46, 120-121).
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из представленных регистрационных дел следует, что земельный участок площадью 8,5 га по адресу ТОО «<данные изъяты> был предоставлен в общую долевую собственность ФИО5 на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю (л.д. 58-59).
На основании протокола общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ произведены выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> в том числе ФИО5 – поле № площадью 19,4 га. на основании свидетельства на право собственности на землю. Выдел земельного участка в контуре № соответствует принятому решению участников общей долевой собственности земельных долей СПК <данные изъяты> и является равноценным по среднему качеству земель площадью, указанной в Свидетельстве на право собственности на землю серии <данные изъяты> №. В дальнейшем присвоен кадастровый номер земельного участка <данные изъяты> (л.д. 61, 72, 73-75, 76-77).
По договору купли-продажи и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продал принадлежащую ему долю указанного земельного участка с разрешенным использованием «для ведения сельского хозяйства» в общую долевую собственность (8/9 доли) Кириллову А.Р. и ФИО4 (1/9 доли) (л.д. 63, 69-70, 71).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права Кириллова А.Р. правообладателями земельного участка <данные изъяты>, площадью 90000 +/- 2625 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения сельского хозяйства» являются Кириллов А.Р. (8/9 доли в общей долевой собственности) и ФИО6 (1/9 доли в общей долевой собственности). Из данного земельного участка сформированы земельные участки <данные изъяты> и <данные изъяты> Предыдущий кадастровый номер <данные изъяты> равнозначен кадастровому номеру <данные изъяты>, разрешенное использование – «для ведения сельского хозяйства». Земельный участок снят с учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-6, 10, 20-24).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р., действуя как от своего имени, так и по доверенности от ФИО6, обратился в Лихославльский территориальный отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с изменением адреса правообладателя, вида разрешенного использования, иных сведений. К заявлению приложил свидетельства о государственной регистрации права, доверенность, письмо об изменении вида разрешенного использования. Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ принято решение внести изменения в ГКН в части данных правообладателя (л.д. 105-106, 122-123, 124).
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства не зарегистрированы. Предыдущий кадастровый номер <данные изъяты> равнозначен кадастровому номеру <данные изъяты> (л.д. 7-8, 53-54).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р. и ФИО6 в целях прекращения общей долевой собственности на земельный участок договорились произвести реальный раздел земельного участка пропорционально принадлежащим им долям в праве общей собственности: Кириллов А.Р. приобретает в собственность земельный участок площадью 80000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства; ФИО6 – земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства (л.д. 9, 52).
ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.Р. обратился в <адрес> отдел Управления Росреестра для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Ему выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок (л.д. 55, 11).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 80000 +/- 2475 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства, является Кириллов А.Р. Смежные земельные участки – <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.25-29).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относятся проверка действительности поданных документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, выдача информации о зарегистрированных правах.
В соответствии со ст. 18 ФЗ № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из приведенной выше нормы следует, что при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае, если такие сведения не были внесены в ходе информационного воздействия, такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании заявления правообладателя спорного земельного участка в порядке ст. 21 Федерального закона № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ и Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастр недвижимости (далее – орган кадастрового учёта).В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведении о виде разрешенного использования с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения, которые, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно с ч.3 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний устанавливается градостроительный регламент. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ № 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от19.07.2011г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31.12.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 – 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Судом установлено, что Кириллову А.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>. Указанный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - «для ведения сельского хозяйства».
Данный земельный участок был выделен из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категории «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования «для ведения сельского хозяйства».
На территории Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области генеральный план поселения отсутствует, в связи с чем не разработаны Правила застройки и землепользования и не установлены градостроительные регламенты.
Таким образом, использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными органами местного самоуправления – администрацией Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ).
Как следует из представленных доказательств, каких-либо распоряжений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с - «для ведения сельского хозяйства», на - «для дачного строительства», главой администрации Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района Тверской области не издавалось.
Государственным органом кадастрового учета – ФГБУ «ФКП Росреестра по Тверской области» какие-либо изменения в кадастровый паспорт спорного земельного участка не вносились.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обращения в администрацию Сосновицкого сельского поселения с заявлением об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка истцом не представлено.
Предоставленное истцом заявление от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение требований не содержит сведений о наличии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд считает, что какие-либо правовые основания для возложения на Управление Росреестра по Тверской области и его территориальный органа указанных в исковых требованиях обязанностей отсутствуют.
Указание Правительства Тверской области на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на - «для дачного строительства», противоречит действующему законодательству, так как его собственником является гражданин, а не некоммерческое объединение граждан, не имеет значения для разрешения настоящего спора, поскольку отсутствует сам факт обращения истца с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Довод о том, что Кириллов А.Р. пропустил срок для обращения в суд с заявлением, подлежащим рассмотрению в публичном порядке, а также о невозможности в рамках искового производства возложить на Управление Росреестра обязанность, не основан на законе. Поскольку требований о признании действий (бездействий) Управления Росреестра по Тверской области Кирилловым А.Р. не предъявлено, из существа предъявленных требований наличествует спор о праве.
Общий срок исковой давности истцом не пропущен.
Истец Кириллов А.Р., полагая, что имеет право на изменение условно разрешенного вида, ссылается на п.2 ч.2 ст.7 ЗК РФ и письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», в соответствии с которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Между тем, данную правовую норму следует применять в системной связи с иными нормами земельного и градостроительного законодательства, в частности, с п.1 ч.2 ст.7, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.37 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Ссылка истца на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» не может быть принята во внимание по указанным выше основаниям. Кроме того, это письмо носит рекомендательный характер для руководства в практической деятельности органов Управления Росреестра.
Из приведенных положений закона следует, что право выбора разрешенного использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешенного использования поставлена законом в зависимость от видов разрешенного использования, предусмотренных зонированием территорий.
Доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположены спорные земельные участки, с установлением соответствующего разрешенного использования земельных участков, отсутствуют.
Более того, по смыслу приведенных норм, право выбора вида разрешенного использования земельного участка ограничено теми видами использования, которые предусмотрены зонированием территорий. Данная земля ранее составляла паевой фонд сельскохозяйственного предприятия – ТОО «<данные изъяты>». Исходя из этого и был установлен вид разрешенного использования данного участка.
Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Тверской области действует на основании "Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области», утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 года № П/159, и, следовательно, является государственным регистрирующим органом и юридическим лицом, в связи с чем его территориальные органы не являются ответчиками (127-141).
При указанных обстоятельствах исковые требования Кириллова А.Р. удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кириллова <данные изъяты> о возложении обязанности внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> об изменении вида землепользования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: О. А. Волошкин