Дело № 2-178/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2012 года город Чебоксары
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием заявителя Илларионова В.Д., представителя военного комиссара <данные изъяты> – Ефремова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного комиссариата Чувашской Республики гражданское дело по заявлению военнослужащего военного комиссариата <данные изъяты> Илларионова В.Д. об оспаривании действий военного комиссара <данные изъяты>, связанных с отказом в выплате ему ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Илларионов Д.В., зачисленный приказом Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 13 декабря 2005 года <Номер обезличен> в распоряжение военного комиссара <данные изъяты>, обратился в военный суд с заявлением об оспаривании действий вышеназванного должностного лица, связанных с отказом в выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения за период с 1 января по 31 октября 2012 года.
Считая свои права нарушенными, заявитель просил военный суд признать незаконными действия военного комиссара <данные изъяты>, связанные с отказом ему в выплате ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения в период с 1 января по 31 октября 2012 года, обязать военного комиссара <данные изъяты> выплатить ему за указанный период оспариваемую денежную компенсацию.
В судебном заседании Илларионов Д.В. полностью поддержал заявленные им требования, при этом пояснил, что увольняясь с военной службы в 2005 году зачислен в распоряжение военного комиссара <данные изъяты>, в связи с необеспеченностью его и членов его семьи жилым помещением. 7 сентября 2011 года между ним и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» заключен договор социального найма жилого помещения <Номер обезличен> на предоставленное ему жилое помещение по избранному месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>. Прибыв для реализации своего права на полученное жилое помещение обнаружил, что квартира № 15 по указанному в договоре адресу принадлежит иному лицу, а выделенное ему жильё имеет другую нумерацию, а именно - квартира № 135. В результате новый договор социального найма был заключен с ним 18 января 2012 года, при этом дата договора изменена не была, подлежал изменению лишь номер предоставленной квартиры. Полагая, что решение военного комиссара <данные изъяты> об отказе в выплате ему за период с 1 января по 31 октября 2012 года ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения является незаконным, поскольку с военной службы заявитель не уволен, а жилое помещение предоставленное ему МО РФ находится за пределами населенного пункта, в котором заявитель проходит военную службу, что позволяет ему получать оспариваемую компенсацию до исключения его из списков личного состава, просил удовлетворить его требования полностью.
Представитель военного комиссара <данные изъяты>, чьи действия оспариваются заявителем – Ефремов А.В., в судебном заседании требования заявителя не признал и просил отказать Илларионову Д.В. в их удовлетворении пояснив при этом, что пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, предусматривается выплата денежной компенсации за наём жилых помещений, в случае невозможности обеспечения жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации. Илларионову Д.В., по установленным законом нормам, предоставлено жилое помещение по избранному им месту жительства в городе Подольске, которое на основании договора социального найма передано заявителю, в связи с чем, выплата оспариваемой компенсации ему была прекращена.
Свидетель ФИО1 – <данные изъяты> военного комиссариата <данные изъяты>, в суде пояснил, что действительно Илларионов представлял ему копию договора социального найма от 7 сентября 2011 года на полученное им жилое помещение в городе Подольске, однако право пользование жилым помещением приобрести не смог, поскольку в указанном договоре неверно был указан номер квартиры. Для заключения договора, на основании телеграммы должностях лиц ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», в период с 17 по 19 января 2012 года, заявитель направлялся в командировку в город Екатеринбург, после чего им предоставлялся новый договор социального найма.
ФИО2 – <данные изъяты> военного комиссариата <данные изъяты>, в своих свидетельских показаниях в судебном заседании, пояснила, что Илларионов в декабре 2012 года обращался с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения, однако её выплата была прекращена с 1 января 2012 года в виду обеспечения заявителя жильём по избранному месту жительства.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Рапортом Иларионова В.Д. от 30 декабря 2011 года установлено, что заявитель обращался к военному комиссару <данные изъяты> с требованием о выплате ему оспариваемых денежных средств.
Из договора найма жилого помещения от 1 января 2012 года между Илларионовым В.Д. и ФИО3 усматривается, что заявитель осуществляет поднаём <Адрес обезличен>.
Копией извещения <Номер обезличен> от 1 ноября 2012 года о распределении жилого помещения установлено, что Илларионову В.Д. Министерством обороны Российской Федерации выделено жилое помещение общей площадью 96,29 кв.м по адресу: <Адрес обезличен>.
Договором социального найма жилого помещения <Номер обезличен> от 7 сентября 2011 года подтверждается предоставление Илларионову В.Д. жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Выписками из приказов военного комиссара <данные изъяты> от 29 декабря 2011 года <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от 16 февраля 2012 года, а также копиями расчётных листов по выплате Илларионову В.Д. денежных средств за декабрь 2011 года, январь и февраль 2012 года установлено, что с 1 января 2012 года денежная компенсация за нём жилого помещения заявителю не выплачивалась.
Копиями рапорта заявителя от 16 января 2012 года, железнодорожного билета В 2010002 391805 и командировочного удостоверения <Номер обезличен> от 16 января 2012 года установлено, что заявитель направлялся в город Екатеринбург в период с 17 по 19 января 2012 года для заключения договора социального найма.
Согласно рапорта заявителя от 20 января 2012 года видно, что Илларионов В.Д. просит уволить его с военной службы, так как жилым помещением он обеспечен.
По выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2012 года <Номер обезличен> усматривается, что заявитель уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья.
Заслушав объяснения заявителя, должностного лица, чьи действия обжалуются заявителем, оценив показания свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования Илларионова Д.В. подлежат частичному удовлетворению.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пунктом 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» утверждено Положение о выплате военнослужащим ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, в соответствии с пунктом 2 которого, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов их семей, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации, издан приказ № 235 от 16 июня 2005 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004гоад № 909» пунктом 17 приложения № 2 которого установлено, что выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днём утраты права на неё, в том числе со дня, следующего за днём предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи или членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения по договору социального найма или в собственность, служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии или фактического предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе по государственным жилищным сертификатам, либо по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебным жильём.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителю, военным комиссаром <данные изъяты> с 1 января 2012 года отказано в выплате денежной компенсации за наём жилого помещения, в связи с предоставлением ему жилого помещения по избранному им месту жительства в <Адрес обезличен>, на основании заключения с ним договора социального найма на предоставленное заявителю жилое помещение.
Мнение Илларионова В.Д. о том, что оспариваемые им денежные средства подлежат безусловной выплате на том основании, что полученное им жильё территориально расположено не по месту прохождения им военной службы, а в совокупности с неутраченным статусом военнослужащего (заявитель не исключен из списков личного состава части), даёт ему право получение компенсации за наём жилого помещения до момента его исключения из списков личного состава, суд считает ошибочным по следующим основаниям.
Согласно вышеуказанных нормативно-правовых актов выплата денежной компенсации за наём жилых помещений производится военнослужащим и членам их семей, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, по их желанию, ежемесячно, в том числе и военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Содержание данных правовых норм указывает на то, что условием выплаты военнослужащим денежной компенсации за наём жилых помещений является необеспеченность их жилыми помещениями по месту военной службы, что служит дополнительной гарантией их социальной защиты при переводе к новому месту военной службы. То есть, денежная компенсация за наём (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим проходящим военную службу по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту (последнему месту) их военной службы.
Из этого следует, что компенсация не подлежит выплате в случае обеспеченности военнослужащего жилыми помещением, что непосредственно вытекает из действующего законодательства, не противоречит ему и не содержит неопределенности в толковании.
Учитывая вышеуказанное, принимая волеизъявление заявителя на получение жилья по избранному им месту жительства в <Адрес обезличен>, суд полагает позицию военного комиссара <данные изъяты> о предоставлении Илларионову В.Д. оспариваемой компенсационной выплаты - до момента получения военнослужащим жилья, законной и обоснованной.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что заключая договор социального найма на <Адрес обезличен>, стороны ошибочно указали квартиру 15. Поскольку первоначальный договор от 7 сентября 2011 года был заключен на квартиру № 15, суд полагает, что данное обстоятельство лишило заявителя возможности реализации своих законных прав на предоставленное жилое помещение и сделало договор ничтожным.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд не усматривает в действиях Илларионова Д.В. намерений, позволивших сделать выводы о затягивании или уклонении заявителя от своевременного заключения названного договора, поэтому утверждение заявителя о том, что повторно договор социального найма был заключен с ним 18 января 2012 года, что также подтверждается представленными в суде командировочными документами, показаниями свидетелей, суд считает достоверным и кладёт в основание принимаемого решения и признаёт фактической датой заключения с Илларионовым Д.В. договора социального найма на предоставленную ему квартиру – 18 января 2012 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости признания требования заявителя о незаконности действий военного комиссара <данные изъяты> связанных с невыплатой ему денежной компенсации за наём жилого помещения в период с 1 по 18 января 2012 года и полагает, что права Илларионова В.Д. будут восстановлены обязав должностное лицо выплатить заявителю оспариваемые денежные средства за период с 1 по 18 января 2012 года, а также возместить заявителю затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворённых судом требований в размере 100 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с военного комиссариата <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 256, 258, 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ 18 ░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ 18 ░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░