Дело № 5-3/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Саранск 23 января 2018 г.
Судья Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Николаева Н.С. (г.Саранск, ул.Коваленко, дом 47А),
при секретарях Баймаковой А.С., Ямашкиной И.А.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Акционерного общества «Цветлит» Кузина В.Н., действующего на основании доверенности №3/16 от 03.02.2016 года,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Морозова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Цветлит», <данные изъяты>),
установил:
По результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора №пр-2207/17 от 05.10.2017 года, установлен факт нарушения Акционерным обществом «Цветлит» (далее по тексту – АО «Цветлит»), расположенным по адресу: <адрес>, норм и правил в области промышленности, строительства и энергетики, а именно: при эксплуатации опасного производственного объекта – Цех (Алюминиевый) литейный (регистрационный номер №), свидетельство о регистрации опасных производственных объектов № № от 05.08.2015 года, допущены нарушения требований промышленной безопасности, определенных Федеральным законом от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора России № от 30.12.2013 года, выразившиеся в следующем: в качестве руководителей и специалистов на литейном участке по производству черного и цветного литья допускаются работники, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям (20% мастеров плавильных участков не имеют высшего образования, или технического образования); не удовлетворяет требованиям промышленной безопасности состояние приспособлений и тары перемещаемой грузоподъемными кранами: большинство грузозахватных приспособлений находится вне мест постоянного хранения (разбросаны по цеху), допускаются к использованию неисправные грузозахватные приспособления (на крюках отсутствуют предохранительные замки), допускается использование грузоподъемных кранов при перемещении мягких контейнеров, которые не соответствуют ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (отсутствуют сертификаты соответствия); инструктаж и подготовка при проверке знаний рабочих по требованиям безопасности, изложенным в технологических инструкциях, не проводится; эксплуатация плавильной печи, инв.№, технологической линии по производству медной заготовки (катанки) по технологии непрерывного литья UPCAST не соответствует требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности: отсутствуют схемы газовых устройств у агрегатов, потребляющих природный газ или в местах нахождения обслуживающего персонала, на деталях и узлах этих устройств не указаны присвоенные им номера, аспирационные системы не обеспечивают эффективное удаление вредных веществ, выделяющихся при использовании подогрева природным газом жидкого металла в фильтровальной чаше (задымленность участка), используются контрольно-измерительные приборы, сроки поверки которых истекли.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола № об административном правонарушении от 08.12.2017 года в отношении АО «Цветлит» по части первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Цветлит» Кузин В.Н. вину во вмененном правонарушении признал в полном объеме, дополнительно суду пояснив, что в настоящее время в рамках исполнения предписания предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Морозов Ю.В., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля и предупрежденный об административной ответственности по статье 17.9 КоАП Российской Федерации, суду пояснил, что проводил плановую выездную проверку в АО «Цветлит», в ходе которой были установлены нарушения, отраженные в акте проверки, а затем в протоколе об административном правонарушении.
Часть первая статьи 9.1 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Вопросы регулирования в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон №116-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона №116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В целях реализации правовых положений Федерального закона №116-ФЗ Ростехнадзор России утвердил приказом №656 от 30.12.2013 года Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правил безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» (далее по тексту – Правил).
Согласно пункта 15 указанных Правил, организации, эксплуатирующие объекты на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, обязаны обеспечить укомплектованность штата работников и допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний.
В силу пункта 17 Правил в организациях, эксплуатирующих объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, должны иметь высшее образование по профессиональному профилю технические руководители, руководители структурных подразделений, специалисты инженерных служб, и их заместители.
Пункт 19 вышеназванных Правил устанавливает, что технологические процессы должны осуществляться в соответствии с технической и технологической документацией, картами, инструкциями (технологическими, по эксплуатации, по порядку пуска и остановки агрегатов, производственными), которые должны находиться на рабочих местах для ведения технологического процесса. Требования безопасности технологических процессов и настоящих Правил могут содержаться в любом из перечисленных документов. Отклонения от ведения технологического процесса должны отражаться в журнале приема и сдачи смены. При передаче смены должны проверяться все устройства и средства безопасности в соответствии с обязанностями предающего смену. Результаты осмотра должны заноситься в журнал приема и сдачи смены. Обнаруженные неисправности должны быть устранены. Записи и документирование процедур возможны как в бумажном, так и в электронном виде. Исключения составляют формы, требования к которым обязывают ведение их в бумажном виде.
В соответствии с пунктом 93 Правил состояние тросов и грузозахватных приспособлений подъемных кранов и специальной тары, применяемой для доставки шихтовых и заправочных материалов, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности при устройстве и эксплуатации грузоподъемных кранов.
Аспирационные системы должны обеспечивать удаление опасных и вредных веществ от мест их выделения (пункт 226 Правил).
Согласно статье 237 Правил системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха должны соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, техническим регламентам, проектной документации, документации заводов-изготовителей, а также требованиям действующих стандартов, строительных и санитарных норм.
Как следует из пункта 259 Правил эксплуатация неисправных контрольно-измерительных приборов или приборов, сроки поверки которых истекли, запрещается.
В силу статьи 1774 Правил все однотипные аппараты, а также узлы и детали, в том числе колонны газопроводов, компенсаторов, конденсатоотводчики, задвижки, свечи на каждом объекте газового хозяйства должны быть зашифрованы и пронумерованы. Номера и шифры должны быть написаны на видных местах оборудования и конструкций.
Из пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года №37 следует, что перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедуры проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций не реже одного раза в 12 месяцев.
В соответствии с частью первой статьи 2.10 КоАП Российской Федерации юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании распоряжения №пр-2207/17 от 05.10.2017 года Волжско-Окского управления Ростехнадзора в рамках надзора за соблюдением требований промышленной безопасности, с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Цветлит».
В ходе проведения проверки был установлен ряд нарушений, отраженный в акте проверки пр-2207/17/А от 10.11.2017 года.
08.12.2017 года старшим государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении АО «Цветлит» составлен протокол №1662 об административном правонарушении по части первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 10.11.2017 года АО «Цветлит» при эксплуатации опасного производственного объекта – Цех (Алюминиевый) литейный (регистрационный номер №№), свидетельство о регистрации опасных производственных объектов № № от 05.08.2015 года, допущены нарушения требований промышленной безопасности, определенных Федеральным законом от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора России № от 30.12.2013 года, а именно:
– в качестве руководителей и специалистов на литейном участке по производству черного и цветного литья допускаются работники, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям (20% мастеров плавильных участков не имеют высшего образования, или технического образования);
– не удовлетворяет требованиям промышленной безопасности состояние приспособлений и тары перемещаемой грузоподъемными кранами: большинство грузозахватных приспособлений находится вне мест постоянного хранения (разбросаны по цеху), допускаются к использованию неисправные грузозахватные приспособления (на крюках отсутствуют предохранительные замки), допускается использование грузоподъемных кранов при перемещении мягких контейнеров, которые не соответствуют ТР № «О безопасности машин и оборудования» (отсутствуют сертификаты соответствия);
– инструктаж и подготовка при проверке знаний рабочих по требованиям безопасности, изложенным в технических инструкциях, не проводится;
– эксплуатация плавильной печи, инв.№, технологической линии по производству медной заготовки (катанки) по технологии непрерывного литья UPCAST не соответствует требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности: отсутствуют схемы газовых устройств у агрегатов, потребляющих природный газ или в местах нахождения обслуживающего персонала, на деталях и узлах этих устройств не указаны присвоенные им номера, аспирационные системы не обеспечивают эффективное удаление вредных веществ, выделяющихся при использовании подогрева природным газом жидкого металла в фильтровальной чаше (задымленность участка), используются контрольно-измерительные приборы, сроки поверки которых истекли.
Кроме полного признания вины законным представителем юридического лица АО «Цветлит», факт эксплуатации опасного производственного объекта с нарушением требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ, пунктов 15, 17, 19, 93, 226, 237, 259, 1774 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора России № от 30.12.2013 года; пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и вина АО «Цветлит» в совершении вмененного административного правонарушения, подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела, а именно:
– распоряжением №пр-2207/17 от 05.10.2017 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица АО «Цветлит», копия которого вручена генеральному директору АО «Цветлит» 16.10.2017 года;
– актом проверки № пр-2207/17 /А от 10.11.2017 года, проведенной в присутствии представителя юридического лица, в отношении опасного производственного объекта АО «Цветлит» цех (алюминиевый) литейный;
– протоколом об административном правонарушении №1662 от 08.12.2017 года;
– копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.11.2017 года, содержащей сведения в отношении АО «Цветлит»;
– копией свидетельства о регистрации № от 05.08.2015 года опасных производственных объектов, эксплуатируемых АО «Цветлит», согласно которого зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ, в том числе, цех (алюминиевый) литейный, регистрационный номер № от 05.08.2015 года, класс опасности II;
– копией карты учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов АО «Цветлит» от 05.08.2015года в отношении цеха (алюминиевый) литейный;
– копией сведений, характеризующих опасный производственный объект АО «Цветлит», в том числе цех (алюминиевый) литейный;
– копией паспорта печи индукционной S/V10Т500R ПС-2007/4822; утвержденного 11.12.2007 года;
– копией выписки о квалификации работников металлургического производства АО «Цветлит»;
– копией протокола №01 заседания Совета директоров АО «Цветлит» от 18.03.2015 года и копией устава АО «Цветлит»;
– копией предписания №пр-2207/17/П от 10.11.2017 года, согласно которого установлен срок для устранения АО «Цветлит» выявленных нарушений до 10.03.2018 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля и предупрежденная об административной ответственности по статье 17.9 КоАП Российской Федерации, ведущий специалист-эксперт юридического отдела Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Свидетель №1 суду пояснила, что не присутствовала при проведении проверки, с материалами дела была ознакомлена после направления в суд, в связи с чем обстоятельства выявленного правонарушения ей не известны.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Изложенные доказательства сомнений у суда не вызывают, являются допустимыми и достаточными.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности, и лицо, совершившее противоправные действия, установленными, а также приходит к убеждению, что вина АО «Цветлит» в совершении вышеназванного административного правонарушения, установлена и полностью доказана исследованными в суде доказательствами.
При назначении наказания за данное административное правонарушение учитываются характер совершенного АО «Цветлит» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
АО «Цветлит» совершило административное правонарушение в области промышленной безопасности, в настоящее время осуществляет производственную деятельность.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Цветлит» Кузин В.Н., вину в совершении административного правонарушения признал полностью, что в соответствии с частью второй статьи 4.2 КоАП Российской Федерации суд признает смягчающим наказание обстоятельством.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также оснований для применения статьи 2.9, статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации судом не усматривается.
Согласно части первой статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Поскольку в силу части первой статьи 27.16 КоАП Российской Федерации временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, суд не находит достаточных оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности АО «Цветлит» за совершенное административное правонарушение.
В соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП Российской Федерации, учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым назначать АО «Цветлит» наказание в виде административного штрафа.
При этом, суд учитывает положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Законодатель, установив названные положения в КоАП Российской Федерации, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция части первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом конкретных обстоятельств дела, финансового положения АО «Цветлит», отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, суд полагает возможным назначить ОА «Цветлит» административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Цветлит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате: УФК по Нижегородской области (Волжско-Окское управление Ростехнадзора) Н.Новгород, р/с 40101810400000010002, л/с 04321826460, БИК 042202001, Волго-Вятское ГУ Банка России г.Нижний Новгород, ОКТМО 22701000, КБК 48911645000016000140, УИН 49№.
В соответствии с требованиями части первой статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью первой статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: