РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Гаврилиной Н.В.,
без участия представителя административного истца Евплова Д.А. заявившего о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя административного ответчика Мишунина А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3692/16 по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленовка» об оспаривании Предписания ГУ МЧС Росси по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
СНТ «Зеленовка» в лице представителя обратилось в суд с административным иском к ГУ МЧС Росси по Самарской области об оспаривании Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заявленные требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОНД и ПР г.о.Тольятти, Жигулевск и м.р.Ставропольский УНД и ПР ГУ МЧС Росси по Самарской области вынесено предписание № от об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
СНТ «Зеленовка» в 1991 году была выделена земля для освоения и коллективного садоводства. При этом административный ответчик основывает свои требования на нормативных документах, принятых после образования садоводческого товарищества -СНиП 30-02-97*; Постановления Правительства от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», что противоречит п.п.З, 4 ст.4 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 года N° 1047-р, указанные в предписании нарушенные пункты СНиП не входят в обязательный Перечень стандартов и правил, на основе которых обеспечивается соблюдение требований федерального Закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Подавляющее число пунктов предписания, касающихся планировки и технического оснащения территории являются неисполнимыми в силу объективных причин.
Просил признать незаконными пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск, и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал. Ранее пояснял, что требования предписания, изложенные в пунктах 5, 6 невыполнимы, поскольку предполагают изменение существующих границ частных землевладений, тогда как территория товарищества распланирована в 1991 году, непосредственно после отвода земель и распределения земельных участков между собственниками. Обеспечение помещения сторожки огнетушителем не предусмотрено противопожарными нормами. В помещении сторожки нет светильника, помещение освещается электрической лампочкой, патрон которой не предусматривает колпака (рассеивателя). Остальные требования предписания не являются обязательными, поскольку предусмотрены нормами СНиП 30-02-97*, принятыми позднее образования товарищества, а кроме того влекут для членов садоводческого товарищества значительные расходы.
Представитель административного ответчика исковые требования не признал, пояснил, что в составе СНТ «Зеленовка» находится 411 садовых участков. Требования Предписания соответствуют категории товарищества и невыполнимыми не являются. Приведение территории товарищества в соответствие в нормами СНиП, Правил противопожарного режима направлены на обеспечение пожарной безопасности граждан.
1
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд считает, что административным истцом представлено достаточно доказательств того, что частью оспариваемого предписания нарушены права и законные интересы административного истца. Исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Правоотношения в области пожарной безопасности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными принимаемыми в соответствие с ним нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, гражданами, а также общественными объединениями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие
2
до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности -невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 820 установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции вправе организовывать и осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями и гражданами.
В соответствии с пп. 3 п.3 Положения к органам государственного пожарного надзора относятся структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 8 Положения деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе осуществлять государственные инспекторы городов, районов по пожарному надзору, которые в силу ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» наделены полномочиями давать руководителям юридических лиц, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности является актом должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ установлено, что СНТ «Зеленовка» впервые зарегистрировано в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии перерегистрировано Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.2 Устава). Товарищество является юридическим лицом с момента государственной регистрации.
Из пояснительной записки к проекту организации и застройки товарищества следует, что земельный участок для организации садоводческого товарищества был предоставлен Решением Куйбышевского облисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Президиума Ставропольского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
В противопожарных целях территория садоводческого товарищества оборудована системой водоснабжения и пожарным резервуаром вместимостью 100 кубометров.
Как видно из представленного суду проекта организации и застройки садоводческого товарищества, его площадь является значительной и составляет 57,8 га.
3
Территория товарищества поделена на 498 индивидуальных земельных участков, разделенных на 28 проездов.
Таким образом, суд считает установленным, что садоводческое товарищество территориально сформировалось в период с 1981 по 1991 году.
Проект организации и застройки товарищества был утвержден ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы муниципального района Ставропольский №.
Согласно графической части проекта, при его составлении первоначальные планировочные решения не изменялись, проект утвержден по фактически существующим границам. Территория товарищества состоит из 498 индивидуальных земельных участков и земель общего пользования. Общая площадь товарищества составляет <данные изъяты>
Право собственности на индивидуальные земельные участки принадлежит членам товарищества. При этом границы земель общего пользования, одновременно являющихся и границами частных землевладений отмежеваны и учтены в государственном кадастре недвижимости.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск, и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС по Самарской области Калининым Д.С. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности СНТ «Зеленовка» по итогам которой садоводческому товариществу было выдано Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
П.1 предписания - в нарушение п. 16 ППР в РФ - территория садоводческого товарищества не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.
П.2 в нарушение п.10 Приказа МЧС РФ от 12.12,2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» отсутствует журнал учета инструктажей по пожарной безопасности.
П.З в нарушение п.5.9 СНиП 30-02-97*, п.5.9. СП 53.13330.-2011 - на территории садоводческого товарищества отсутствует прицепная мотопомпа.
П.4 в нарушение п.8.5 СНиП 30-02-97*, п.8.5 СП 53.13330.-2011 - на наружных водопроводных сетях с западной стороны садоводческого товарищества через каждые 100 метров отсутствуют соединительные головки для забора воды пожарными машинами.
П.5 в нарушение п.5.8 СНиП 30-02-97*, п.5.8. СП 53.13330.-2011 - на проездах садоводческого товарищества (4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17) не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 м. и шириной не менее 7 м.
П.6 в нарушение п.5.8. СНиП 30-02-97*, тупиковый проезд № 6 с северной стороны не обеспечен разворотной площадкой размером не менее 12x12 м.
П.7 в нарушение п. 8.15 СНиП 30-02-97* на улицах и проездах товарищества не предусмотрено наружное освещение, которое управляется как правило из помещения сторожки.
П.8 в нарушение п.5.11 СНиП 30-02-97*, п.5.11 СП 53.13330.-2011. на территории товарищества площадки для установки контейнеров не имеют твердого покрытия.
П.9 в нарушение п.5.11 СНиП 30-02-97*, п.5.11 СП 53.13330.-2011. Площадки для установки контейнеров не ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м.
П. 10 в нарушение п.5.11 СНиП 30-02-97*, на территории садоводческого товарищества с южной стороны у 5 проезда организована свалка горючих отходов.
П. 11 в нарушение п.70 ППР в РФ административное здание правлении (сторожки) не обеспечено огнетушителями.
П. 12 в нарушение п.З ППР в РФ руководителем организации не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа.
П. 13 в нарушение п.42 ППР в РФ в помещении сторожки допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком-рассеивателем.
П.14 в нарушение п.55 ППР в РФ направление движения к пожарным водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения.
4
Председателю товарищества предписано исполнить его в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования СНиП 30-02-97* введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51, Свода Правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 являются действующими, распространяются на садоводческие товарищества и верно приведены в оспариваемом предписании.
Так, в соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, территория садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
В соответствие с п.4 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система оповещения о пожаре предназначена для обеспечения своевременной эвакуации граждан и должна обеспечивать достаточный уровень громкости, выше допустимого уровня шума в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре.
В соответствии с п.5.9 СНиП 30-02-97*, п.5.9. СП 53.13330.-2011, садоводческие (дачные) объединения при числе участков от 301 до 1000 в противопожарных целях должны иметь прицепную мотопомпу.
В соответствии с п.8.5 СНиП 30-02-97*, п.8.5 СП 53.13330.-2011 территории садоводческих (дачных) объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров. На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами.
В соответствии с п.5.8 СНиП 30-02-97*, п.5.8 СП 53.13330.-2011. на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 5 м. и шириной 7 м. включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12x12 м.
В соответствии с п.8.16 СНиП 30-02-97*, п.8.15 СП 53.13330.-2011 8.16*, на улицах и проездах территории садоводческого (дачного) объединения следует предусматривать наружное освещение, управление которым осуществляется, как правило, из сторожки.
В соответствии с п.5.11 СНиП 30-02-97*, п.5.11 СП 53Л3330.-2011. на территории садоводческих товариществ для неутилизируемых отходов должны быть предусмотрены площадки для контейнеров с твердым покрытием и глухим ограждением высотой не менее 1,5 м.
В соответствии с п.5.11 СНиП 30-02-97*, п.5.11 СП 53.13330.-2011. на территории садоводческих товариществ запрещается организовывать свалки горючих отходов.
В соответствии с п.70, Приложения 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 общественный объект площадью до 800 кв.м. должен быть обеспечен огнетушителем.
В соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 запрещается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, должно быть обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения.
5
На основании изложенного, суд считает, что требования органа пожарного надзора, изложенные в предписании, в пунктах 1 (территория садоводческого товарищества не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре), 3 (на территории садоводческого товарищества отсутствует прицепная мотопомпа), 4 (на наружных водопроводных сетях с западной стороны садоводческого товарищества через каждые 100 метров отсутствуют соединительные головки для забора воды пожарными машинами), 7 (на улицах и проездах товарищества не предусмотрено наружное освещение, которое управляется как правило из помещения сторожки), 8, 9 (на территории товарищества площадки для установки контейнеров не имеют твердого покрытия и не ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м.), 10 (на территории садоводческого товарищества с южной стороны у 5 проезда организована свалка горючих отходов), 11 (административное здание правления (сторожки) не обеспечено огнетушителями), 14 (направление движения к пожарным водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения) являются законными, обоснованными и подлежат исполнению.
Суд отвергает доводы представителя административного истца о том, что требования нормативных документов, ужесточающие требования пожарной безопасности по отношению к объектам, возникшим до введения их в действие, не подлежат применению.
Действительно, в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Пунктом 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
При этом, согласно п.4 ст.4 указанного закона, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что положения п.4 ст.4 Закона в данном случае не подлежат применению, поскольку оборудование территории садоводческого товарищества звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, устройство наружного освещения, приобретение товариществом прицепной мотопомпы, устройство на наружных водопроводных сетях с западной стороны садоводческого товарищества через каждые 100 метров соединительных головок для забора воды пожарными машинами, обустройство на территории товарищества площадки для установки контейнеров с твердым покрытием и ограждением, уборка свалки горючих отходов, обеспечение административного здания правления (сторожки) огнетушителями по установленным нормам, установка указателей движения к
6
пожарным источникам противопожарного водоснабжения ¦ являются законными, обоснованными и подлежат исполнению, поскольку дальнейшая эксплуатация территории без приведения в соответствие с требованиями пожарной безопасности приведет к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В то же время требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации территории товарищества, а к его объемно-планировочным характеристикам, соблюдение которых применительно к данному садоводческому товариществу потребует его изменения, подлежат соблюдению только в случае изменения его территориального планирования.
Следовательно, требования предписания, содержащиеся в п.5 (в нарушение п.5.8 СНиП 30-02-97*, п.5.8. СП 53.13330.-2011 - на проездах садоводческого товарищества не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 м. и шириной не менее 7 м.), п.6 (в нарушение п.5.8. СП 53.13330.-2011 тупиковый проезд не обеспечен разворотной площадкой размером не менее 12x12 м.) незаконны и неисполнимы, поскольку изменение планировочных решений в виде расширения проездов, устройства разворотных площадок, увеличения радиуса поворотов в соответствие с требованиями норм и правил, введенных в действие после фактического формирования территории садоводческого товарищества приведет к нарушению прав землепользователей.
Кроме того, как видно из материалов проверки, в помещении сторожки светильник с конструкцией, предусматривающей установку рассеивателя отсутствует - помещение освещается электрической лампой в патроне. Следовательно, требования п. 13 предписания также необоснованны и неисполнимы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и признании пунктов 5, 6, и пункта 13 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск, и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В остальной части заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в части.
Признать незаконными пункты 5, 6, 13 Предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск, и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Судья С.Г. Шабанов